a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ДЖОН УЭСЛИ

В Оксфордском университете помнят своих знаменитых студентов и преподавателей, посвятив им отдельную портретную галерею. Экскурсовод, проходя мимо одного из портретов, не преминет отметить: «Проповеди этого человека спасли Англию от кровавой революции, сходной с французской!». Имя этому человеку – Джон Уэсли.
Будущий служитель Божий родился в 1703 году, в семье приходского священника. После обучения в Оксфорде в 1725 году был рукоположен на служение в англиканской церкви.
Джон со своим младшим братом Чарльзом слишком серьезно относились к своему духовному состоянию. Чтобы совместно «противостоять греху», который пронизывал их сущность, они основали «Святой клуб», где совместно с несколькими единомышленниками регулярно молились, читали Священное Писание, постились и укрепляли друг друга упованием на Господа. За удивительное постоянство насмешники прозвали их «методистами», что впоследствии оказалось не оскорблением, а названием целой деноминации.
Однако даже «заседания» «Святого клуба», проводимые с 1729 года, не приносили желаемого результата. Тогда было принято решение отправиться миссионерами в Северную Америку (штат Джорджия) и Грузию. Уже на пути в Америку в 1736 году, оказавшись на корабле с моравскими пасторами, Джон Уэсли осознал свою беспомощность и неподготовленность. Как пишет Рик Джойнер в своей книге «Три свидетеля», «Он (Уэсли) был поражён их величайшей серьезностью и тем, с каким смирением они исполняли для других пассажиров самую рабскую работу, которую не стал бы делать ни один из пассажиров-англичан. Когда им предлагали заплатить, они отказывались, повторяя, что «это хорошо для их гордых сердец» и что «их возлюбленный Спаситель сделал для них больше».
Корабль, на котором он плыл совместно с англичанами и несколькими моравцами, попал в шторм.
«Когда главный парус сломался, – пишет Рик Джойнер, – и вода стала заливать корабль, англичане запаниковали. Их полные ужаса крики заглушали даже рёв бури. Моравцы же сидели, спокойно распевая свои псалмы. Позднее, когда одного из них спросили, боялся ли он во время шторма, он ответил: «Благодарение Господу, нет». Тогда его спросили, боялись ли их женщины и дети, и он ответил: «Нет, наши женщины и дети не бояться умереть». Это записал Уэсли в дневнике и добавил: «От них (Моравцев) я перешёл к их дрожащим, плачущим соседям и указал им на различие в час испытаний между тем, кто благоговеет перед Господом, и тем, кто не благоговеет. В двенадцать часов ветер стих. Это был самый великолепный день, какой мне когда-либо довелось видеть».
По прибытии в Америку Уэсли попросил у моравского брата Готлиба Шпангенберга совета относительно работы пастором и миссионером среди индейцев. Запись об этом разговоре он оставил в своём дневнике:
Он сказал: «Брат мой, сначала я должен задать тебе один или два вопроса. Есть ли у тебя свидетельство в самом себе? Свидетельствует ли твоему духу Дух Божий, что ты есть чадо Божье?» Я удивился и не знал, что ответить. Он заметил это и спросил: «Знаешь ли ты Иисуса Христа?» Я помедлил и ответил: «Я знаю, что Он – Спаситель мира». «Правильно, – сказал он, – но знаешь ли ты, что Он спас тебя?» Я ответил: «Надеюсь, что Он умер ради моего спасения».
Размышляя над этими вопросами, и Джон, и его спутники еще острее осознали свою духовную нужду. Вскорости осознав свою неготовность, Уэсли запишет в своем дневнике: «Я приехал в Америку, чтобы обращать индейцев в христианскую веру, но увы – кто бы обратил меня!»
24 мая 1738 года желание Джона исполнилось. В этот день он посетил собрание общины гернгутеров (моравских братьев) в Лондоне. Во время чтения «Введения к посланию к Римлянам» Мартина Лютера, Уэсли, по его словам, «почувствовал, что на сердце у него странным образом потеплело». Он поняло, что «одному Лишь Христу может доверить свое спасение». Интересно, что в тот же вечер восторженный Джон пришел к своему брату Чарльзу и торжественно провозгласил: «Я верую!» Двадцать пять лет богоискания сына приходского священника завершились. Вместе с этим раскрылась новая страница его жизни – открытая проповедь спасения через веру в Иисуса Христа.
Общение с графом Николасом фон Цинцендорфом, основателем общины гернгутеров, добавило еще больше силы проповедям необычного англиканского священника:
«Бог раскрыл во всех деталях страстное желание моего сердца.  Я принадлежу Церкви, которая разговаривает с небесами, в которой воплощён разум Христа и которая движется тем же путём, что и Он».
Очень быстро двери церквей Лондона стали закрываться перед «неудобным проповедником». И тогда Джон Уэсли последовал примеру своего друга и соратника по «Святому клубу» – Джорджа Уайтфилда. Последний уже год проповедовал на открытом воздухе, собирая многотысячные собрания.
Совместный труд только усилил действие. «Толпы людей (количество их достигало двадцати и тридцати тысяч) стекались к ним, и они, взойдя на возвышенное место, проповедовали. Вся округа как будто преображалась». Так описывает Андре Миллер совместный труд двух великих служителей. Чарльз Уэсли также был (стал) странствующим проповедником, но основным его вкладом следует считать более 6500 написанных гимнов, большая часть которых основана на текстах Священного Писания.
Уайтфилд открыл для своего друга дверь в новый мир служения, где главным куполом являлось небо, а прихожанами – весь мир. Именно в этот период Д. Уэсли запишет в своем дневнике: « Я на весь мир смотрел, как на свой приход. Под этим подразумеваю, что где бы я ни находился, я считал своим непременным долгом возвещать всем, кто желал слушать, радостную весть спасения».
Уэсли проповедовал живого Бога, а не мертвую религию, он проповедовал спасительную веру, а не теологические догматы, духовные дары, а не традиционную литургию. «Духовные дары принадлежат сегодня нам, – писал он, – и единственная причина, по которой они не действуют, это то, что христиане снова стали язычниками, оставшись только с мертвой формой».
В мертвой форме служение Джона Уэсли трудно было упрекнуть. Преодолевая каждый год по 7500 километров верхом на лошади, он останавливался по несколько раз в день на рыночных площадях и проповедовал всем, кто желал его слушать. Именно по этой причине его называли «Всадником Божьим».
Проповедь Уэсли отличалась от традиционной литургии англиканской церкви. Она сопровождалась сильным действием Духа Святого, который проявлялся внешне, в измененных жизнях тех, кто принимал слово Евангелия. «В Уэльсе, в Корнуэлле, – пишет Андре Миллер в «Истории христианской Церкви», – среди народностей самой дурной славы по причине деятельности двух Уэсли и их сотрудника (Д. Уайтфилда) прекратились разбои и убийства; вместо проклятий, заклинаний и диких песен… к небу возносились благодарственные хвалебные гимны, исходившие из сердец уверовавших, примирившихся с Богом».
К концу своей жизни прославленный служитель жаловался на несколько вещей. Во-первых он начал беспокоиться о том, что не мог писать больше пятнадцати часов в сутки, не испытывая рези в глазах. Ему также было стыдно, что он не мог больше читать более двух проповедей в день и, как записал он в своем дневнике, «появилось усиливающееся желание лечь в постель раньше 5.30 утра».
Джон Уэсли и в старости не остановился на достигнутом и не позволил себе «почивать на лаврах». «Раз в семь лет я сжигаю все свои проповеди; – говорил он, – ибо позор мне, если сейчас я не могу писать лучше, чем семь лет назад».
Каковы бы не были обстоятельства, даже в возрасте 87 лет Уэсли продолжал оставаться «Всадником Божьим», преодолевая расстояние на лошади, чтобы рассказать о Христе в каком-нибудь поселке или городке Англии.
Господь благословил Джона Уэсли прекрасными наставниками в лице моравских пасторов и Николаса фон Цинцендорфа. Служили Иисусу с ним замечательные друзья и сотрудники – брат Чарльз, Джордж Уайтфилд, Томас Коук и другие. Не очень счастливым у великого служителя получился только брак. Его супруга Мэри, к сожалению, не стала его единомышленницей и помощником и впоследствии оставила его.
К счастью, семейные неурядицы не заставили Уэсли изменить своему призванию, и его таланты раскрылись во многих сферах. Он сумел проявить себя не только, как замечательный проповедник, но и как прекрасный организатор.
Уже в 1739 г. Джон Уэсли организовал небольшую группу, которая состояла из людей, которым было небезразлично спасение собственной души. Количество групп возрастало в тех местах, где проповедовал «Божий всадник». В состав их обычно входило 10-12 человек под опекой руководителя, который направлял их на основании Слова Божьего к покаянию и благочестивой жизни. Сам Джон Уэсли считал, что «духовная чистота стоит рядом с благочестием». Рик Уоррен в своей знаменитой монографии «Целеустремленная церковь» восхищается мудростью английского служителя, сравнивая его с Джоржем Уайтфилдом:
«Имя Джона Уэсли и сейчас известно миллионам христиан. Почему? Уэсли подобно Уайтфилду был странствующим проповедником и проводил большие евангелизационные собрания под открытым небом. Однако Уэсли был также и организатором. Для достижения своей цели он организовал такую структуру, которая намного пережила его самого. Эта организация называется «методистская церковь»!». Как деноминация, она окончательно оформилась только в 1791 году, после смерти основателя, который до последнего момента не хотел порывать хотя бы формальные связи с англиканской церковью.
Джон Уэсли по словам Андре Миллера, «ушел в вечность в мире, с благодарным и радостным сердцем..; его жизнь была наполнена большим содержанием и богатым благословением».
Признавать и уважать его могли и друзья и враги, сторонники противники, те, кто разделял его богословские убеждения, и те, кто исповедовал иные принципы. Он в полной мере стал частью той Церкви, которая разговаривает с Небесами, и которая движется тем же путем, что и Христос.

Источник: Александр Шульга. «Я принадлежу Церкви, которая разговаривает с Небесами!» // Свет Истины. – 2014. - №3 (12). – С.3.
Tags: биография, герои веры, история христианства, христианство в действии
Subscribe

Posts from This Journal “герои веры” Tag

  • УРОКИ ЖИЗНИ ЯНА ГУСА

    Ян Гус родился около 1370 года в селе Гусинец, в Чехии. Он окончил Карлов университет в Праге и был профессором, а затем директором этого…

  • ИОВ XIX ВЕКА

    Наверное, немногие знают, что общего между гостиницей "Американская колония" в Иерусалиме и библейской Книгой Иова. Эта гостиница –…

  • ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ – ПАСТОР и ПЕДАГОГ

    Без сомнения великим может быть назван тот, кто является основоположником научной дисциплины, направления, движения, организации, которая оказала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment