a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ЭТИЧЕСКИЕ и ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛОНИРОВАНИЯ

Под понятием «клонирование» (англ. cloning от др.-греч. κλών – «веточка, побег, отпрыск») понимается метод создания клонов путем переноса генетического материала из одной донорской клетки в энуклеированную (лишенную ядра) яйцеклетку. Клон - совокупность клеток или организмов, генетически равнозначных родоначальной клетке. Примером естественного клонирования, существующего в природе, является появление однояйцовых близнецов, развивающихся из одной яйцеклетки.
Различают два вида клонирования. Терапевтическое клонирование - манипуляции с соматическими (неполовыми) клетками, приводящие к их «омоложению», при которых ядро соматической клетки пересаживается в донорскую яйцеклетку, лишенную ядра. В результате деления образуются стволовые клетки, родоначальники клеток различных тканей, которые служили бы материалом для трансплантации, своего рода запасными частями. Во многих странах законодательный запрет на терапевтическое клонирование отсутствует.
Репродуктивное клонирование - полученный в результате переноса генетического материала соматической клетки в энуклеированную яйцеклетку эмбрион (зародыш) переносится в матку женщины, вынашивающей его. Ребенок, полученный в результате клонирования, будет копией лица, бывшего донором ядра соматической клетки.
Проблема клонирования человека – проблема этическая в первую очередь. Человек вторгается в сферу бытия, за которую не ответственен в силу своей природы, что влечет непредсказуемость последствий таких шагов.
Создание эмбрионов в результате клонирования или генной инженерии лишает эмбрион исторической семьи и вырывает его из контекста взаимоотношений семьи и врача с научным и деловым сообществом. Эмбрионы, созданные в экспериментальных целях, - скорее собственность или товар, чем люди. Их владельцы - доноры генетического материала или ученые, дающие согласие на эксперимент, - вряд ли принимают решения, исходя из интересов эмбрионов. Есть мнение, что в этом типе исследований человека вообще нет необходимости, поскольку недавно было показано: стволовые клетки взрослого организма также обладают плюрипотентными свойствами и могут содержаться в лабораторной культуре, давая начало другим типам стволовых клеток. Общество должно решить вопрос, допустимо ли клонирование эмбрионов с морально-этической точки зрения. Терапевтическое клонирование человека невозможно примирить с современными нормами исследований человеческого организма. Термин «терапевтический» по определению подразумевает лечение болезни. … Термин «терапевтический» предполагает нечто верное с точки зрения морали и в применении к клонированию вводит в заблуждение. Терапевтическое клонирование человека морально допустимо лишь при условии, если рассматривать эмбрион как скопление клеток. Но христианское мировоззрение видит в эмбрионе человеческое дитя. Лечение как цель не может служить оправданием для создания или клонирования человеческого эмбриона, который впоследствии будет убит. Основополагающий этический вопрос заключается в моральном статусе эмбриона человека. Ответ прост: эмбрион человека есть человек, и ничто иное.
С юридической точки зрения, клонирование человека вступает в противоречие с рядом важнейших прав личности, с правом на человеческое достоинство и проистекающем из него правом на целостность личности. Не нужно даже говорить о тех правовых проблемах, к которым приведет появление клона человека. Первой же проблемой станет вопрос о том, будет ли клон человека субъектом права, и если да, то будет ли его правосубъектность совпадать с правосубъектностью оригинала. Колоссальной юридической головоломкой станет урегулирование отношений между оригинальной личностью и его клоном, хотя бы в том, что касается идентификации личности (кто есть кто), правопреемства, семейных отношений и т.п.
Международно-правовым актом регулирующим вопросы клонирования является Всеобщая декларация «О геноме человека и правах человека» 11 декабря 1997 г., принятая на XXIX сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В этом международном документе признается, что научные исследования генома человека и практическое применение их результатов открывают безграничные перспективы для улучшения здоровья отдельных людей и всего человечества, вместе с тем подчеркивается, что такие исследования должны основываться на всестороннем уважении достоинства, свобод и прав человека. В ст. 1 содержится норма, согласно которой «геном человека знаменует собой достояние человечества». Геном человека в силу его эволюционного характера подвержен мутациям. Он содержит в себе возможности, которые проявляются различным образом в зависимости от природной и социальной среды каждого человека, в частности состояния здоровья, условий жизни, питания и образования (ст. 3). В статье 4 закреплено положение, в соответствии с которым «геном человека в его естественном состоянии не должен служить источником извлечения доходов». Статья 11 Декларации устанавливает, что «не допускается практика, противоречащая человеческому достоинству, такая, как репродуктивное клонирование человека».
Еще одним международным документом в области клонирования является Конвенция «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине» 19 ноября 1996 г. Конвенция является первым юридически обязательным документом в области здравоохранения, который направлен на охрану основных прав и свобод личности от злоупотреблений, связанных с использованием новых биологических методов и процедур.
В резолюции, принятой в январе 1998 г., Совет Европы обратился ко всем государствам-членам, а также к членам ООН с призывом наложить законодательный запрет на человеческое клонирование как практику, идущую вразрез с требованиями равенства и уважения человеческого достоинства, обеспечивающую евгеническую и расистскую селекцию и связанную с экспериментами на человеке.
В этой области также был принят Дополнительный протокол к Европейской конвенции о биомедицине и правах человека, открытый для подписания 25 января 2005 г. Он содержит абсолютный запрет клонирования человека (клонирование клеток для исследовательских целей не запрещается). Как отмечается в преамбуле Дополнительного протокола, «инструментализация человеческих существ путем намеренного создания генетически идентичных человеческих существ несовместима с достоинством человека и, таким образом, представляет собой злоупотребление биологией и медициной», клонирование человека способно породить для всех вовлеченных в этот процесс индивидов «серьезные трудности медицинского, психологического и социального порядка». Статья 1 Дополнительного протокола гласит: «Любое вмешательство с целью создание человека, генетически идентичного другому человеку, будь то живому или мёртвому, запрещается».
8 марта 2005 года Генеральной ассамблей ООН была принята Декларация о клонировании человека 58/280. В данной декларации ООН, учитывая серьезные медицинские, физические, психологические и социальные опасности, которые может представлять клонирование человека, а также сознавая необходимость предотвращения эксплуатации женщин и будучи убеждена в срочной необходимости предотвращения потенциальных опасностей клонирования человека для человеческого достоинства, обращается с призывом принять все меры, необходимые для соответствующей защиты человеческой жизни в процессе применения биологических наук и запретить все формы клонирования людей в такой мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни

Источник: Веселова О.В., Трошина Е.В. Клонирование человека как морально-этическая и правовая категория // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. №1. С.13-18.
Tags: клонирование, медицина, мораль, человек, юриспруденция
Subscribe

Posts from This Journal “юриспруденция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment