Каким бы ни был Вильгельм Завоеватель тираном, он избирал безупречных епископов, имея такого советника, как будущий папа Григорий VII. Именно папа Григорий VII начал борьбу за очищение церкви от симонизма (купли-продажи церковных должностей). Для этого ему пришлось провозгласить верховенство папской власти, так как основную причину морального падения духовенства он видел в ее зависимости от власти светской. Опорой Папе был клюнийский монашеский орден, борьба с королями протекала с переменным успехом, но в итоге симонизм в Европе был подавлен.
Англию симонизм не затронул, во всяком случае в той мере, в какой коснулся Франции, но идея превосходства духовной власти над светской проникла во все церкви конца XI в., и церковь, так же как и короли, искала в обществе опору. Она нашла ее в том числе и в самой массовой среде прихожан — англосаксонских фригольдерах и горожанах и позаботилась об их интересах, введя в манифест Генриха I от 5 августа 1100 г. обязательство короля вернуться к законам, существовавшим до нормандского завоевания.
Для Генриха I была характерна расчетливая политика компромиссов, и манифест был тому доказательством. Спустя 6 лет после восшествия на престол он пресек гражданскую войну, вяло протекавшую в Нормандии, и остальные 29 лет своего правления посвятил консолидации своей страны в условиях мира, действуя в основном убеждением, а не силой, несмотря на свой жесткий характер, о котором свидетельствуют все источники. Некоторые историки называют период правления Генриха I царством расчетливого террора, однако мирная жизнь и условия, созданные правлением Генриха I, приучили баронов и рыцарей к хозяйствованию.
Источник: Асланов Л.А. Культура и власть. Философские заметки. Кн. 1. — М.: Изд-во ИТРК, 2001. — 496 с.