a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

СЫН БОЖИЙ

Ин.1:45-49 «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев»
За время земных странствований у Иисуса Христа было множество встреч с самыми разными людьми: добрыми и злыми, хорошими и плохими. И вот мы с вами прочитали о еще одной встрече с человеком по имени Нафанаил. Как мы можем охарактеризовать этого человека в двух словах? Пожалуй, самая краткая его характеристика будет выглядеть так: «искренний скептик». Нафанаил был искренним человеком, о чем свидетельствуют слова Иисуса: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Но в то же время, он скептически воспринимал то, что слышал от окружающих. И когда Филипп обратился к нему и сказал: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки», он отреагировал в присущем ему скептическом стиле: «из Назарета может ли быть что доброе?». В этих словах – весь Нафанаил, весь его характер. Он искренне искал Бога, но то, что он наблюдал вокруг себя, не добавляло ему оптимизма. Однако встреча с Иисусом пробила брешь в его скептицизме. Произошло нечто такое, что заставило этого скептика воскликнуть: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».
Мы с вами не будем сегодня углубляться в то, что же именно произошло там, под смоковницей, почти 2000 лет назад. Можно долго фантазировать на тему того, что в самом деле произошло между Нафанаилом и Богом, поскольку это, по большому счету, известно лишь им одним. Мы же обратим внимание на слова Нафанаила, на его провозглашение: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев».
То, что Иисус – Сын Божий, всем нам хорошо известно. Наше поклонение и прославление не имело бы никакого смысла, если бы мы не верили в эту истину. И сегодня, в ХХI веке, мы понимаем, о чем идет речь, когда мы говорим или слышим, что Иисус является Сыном Божьим. Но давайте сегодня попытаемся окунуться в атмосферу 1-го века и немного разобраться с тем, как эти слова понимали и воспринимали люди в те далекие времена.
Изучение исторического контекста позволяет нам с вами сделать вывод о трех значениях, о трех смысловых оттенках выражения «Сын Божий».
1) Сын Божий как Царь Израилев
Первый смысл – это то, что и попытался выразить Нафанаил. Народ израильский страстно ожидал прихода Мессии, который должен был вызволить их из языческого плена и восстановить независимое царство. В этом смысле можно сказать, что «Сын Божий» - это был один из титулов Мессии. Вряд ли кто-то из тех, кто ожидал прихода Мессии, верил, что Отцом Мессии действительно будет Бог. Евреи полагали, что это будет их новый царь, помазанник Божий, которого образно можно было назвать Сыном Божьим. Как мы дальше увидим, в те времена была очень распространена практика, когда правителей, императоров, царей называли Сынами Божьими.
Давайте вспомним, какое основное обвинение было предъявлено Иисусу, когда официальные иудейские власти пытались избавиться от Него.
Ин.18:33-35 «Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? 34 Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? 35 Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне…»
Из этих слов мы можем сделать вывод, что именно со слов первосвященников Пилат называл Иисуса «Царем Иудейским». Иисус был казнен за то, что претендовал на роль Мессии как «царь иудейский».
2) Сын Божий как Царь Царей
Всем нам хорошо известен эпизод, когда у Иисуса спрашивали, позволительно ли давать подать кесарю, или нет. Давайте еще раз внимательно прочитаем:
Мф.22:15-21 «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. 16 И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; 17 итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? 18 Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? 19 покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. 20 И говорит им: чье это изображение и надпись?  21 Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»
К сожалению, мы с вами не можем сегодня подержать в руках ту монету, которую принесли Иисусу. Однако, благодаря трудам историков, мы можем реконструировать ту ситуацию. Из истории известно, что в то время императором Рима был Тиберий. И монеты, которые тогда имели хождение, дошли до нашего времени. Из слов Иисуса в 20-м стихе мы видим, что монета имела определенное изображение и надпись. Изображён на монете был сам «кесарь», или цезарь. А что там была за надпись? – «Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа». Полный титул этого правителя был таков, что на монете не помещался: «Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа, Великий Понтифик, наделён властью народного трибуна 38 раз, провозглашен императором 8 раз, пятикратный консул».
В те времена (да и не только в те) главы государств просто были помешаны на том, чтобы им воздавалась вся слава, какая только была возможна. Они любили собирать различные титулы. Как правило, им было мало земной славы, поэтому они претендовали также на божественную славу. Многие римские императоры носили титул «сын божий», и в большинстве случаев эти слова воспринимались просто как титул. Но в некоторых случаях правителям этого казалось мало, и они сами верили, и заставляли веровать других, что они действительно имеют божественную природу. В частности, так считали Калигула и Нерон. Подобного поклонения требовали также правители рангом поменьше.
Давайте вспомним один библейский эпизод.
Деян.12:20-23 «Ирод был раздражен на Тирян и Сидонян; они же, согласившись, пришли к нему и, склонив на свою сторону Власта, постельника царского, просили мира, потому что область их питалась от [области] царской. 21 В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; 22 а народ восклицал: [это] голос Бога, а не человека. 23 Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер»
Здесь описана смерть так называемого Ирода Четвертовластника. Он был трусливый тиран и развратник, реальной власти у него не было, так как он подчинялся власти Рима, но, как это часто бывает, чем мельче человек – тем больше он из себя мнит. Он страдал профессиональным заболеванием властителей, которое называют «кесарево помешательство» - это своеобразная форма безумия, при которой мания величия сочетается с манией преследования. Ирод всех боялся, никому не доверял, но при этом любил, чтобы ему оказывали божественный почет и уважение. Ради этого разыгрывались целые театральные постановки, в которых Ирод выступал в роли языческого божества.
И вот мы с вами видим описание подобной постановки, когда люди восклицали, делали вид, что они поражены мудростью и величием Ирода. Но, как видим, закончилось все очень печально. Ирод требовал для себя славы, которой достоин только Бог, но сам смириться перед Богом не желал.
А теперь давайте вернемся к тому случаю с монетой. Представьте себе: перед фарисеями и иродианами стоит истинный Сын Божий, Иисус Христос, в руках которого монета, посвященная «сыну божию» римскому императору. И мы с вами можем судить этих людей их собственными словами. Обращаясь к Иисусу, они говорят: «Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице». Они сами перечисляют именно те качества, которыми должен обладать Сын Божий. С другой стороны, перед ними изображен римский император, который не всегда справедлив, который учит не Божьему пути, а разврату, который жаждет славы, который лицеприятен. Зная все это, мы с вами немного по-иному можем оценить слова Иисуса: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». Это вопрос не только уплаты налогов. Это вопрос того, кому вы готовы воздать славу, кто для вас реальный Сын Божий.
Итак, Иисус Христос является Сыном Божьим как Мессия, Царь Иудейский, и как Царь Царей и Господь господствующих. Слово Божье предрекает, что настанет время, когда Иисус будет пасти все народы жезлом железным (Откр.19:15-16). Не было, нет и не будет царя, который мог бы противостоять силе и власти Иисуса. Хотя многие правители пытались мнить себя чем-то великим, и даже бросали вызов Богу. Например, истории известен так называемый Юлиан Отступник. Он был племянником Константина Великого, того самого, который сделал христианство официальной религией. Константин построил множество христианских храмов, он перенес столицу римской империи в Византий, позднее названный Константинополем. Христианство вроде бы одержало победу над язычеством. Но когда к власти пришел Флавий Клавдий Юлиан, он попытался возродить язычество и стал преследовать христиан. Он объявил войну христианской вере, и даже решил восстановить в Иерусалиме иудейский храм, чтобы опровергнуть слова Иисуса Христа о его полном разрушении. Однако вызов, который бросил Юлиан Отступник Христу, обернулся для него трагедией. Он погиб в персидском походе. Как свидетельствуют некоторые исторические источники, смертельно раненый Юлиан, в безумной ярости бросал к солнцу комья грязи со своей запекшейся кровью и в предсмертном издыхании крикнул: «Ты победил меня, Галилеянин!»
Да, незавидна участь тех, кто бросает вызов Сыну Божию, Царю всех царей!
3) Сын Божий – Сын Бога Живого, Отца Небесного
Мф.16:13-17 «Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого.
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах»
Ин.5:16-18 «И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу.
17 Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
18 И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу»
Третий и, пожалуй, основной смысл выражения «Сын Божий» заключается в том, что Иисус Христос был и есть истинный Сын Того, Кто сотворил небо и землю. Интересно, что сам Иисус нечасто говорил о Себе как о Сыне Божьем. Гораздо чаще Он называл себя Сыном Человеческим. Чаще Сыном Божьим Его называли сатана, нечистые духи, которых Он изгонял из бесноватых. Первосвященник однажды обратился к Иисусу со словами: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» (Мф.26:63). Иисус в своей земной жизни был очень скромным, он не искал поклонения людей. Как он отличается от многочисленных лжемессий, лжехристов, всяких Виссарионов, Марий Дэви Христос и прочих, которые так любят славу человеческую, так любят сами себя превозносить и чтоб другие их превозносили!
Для чего же пришел на эту землю Сын Божий?
Он пришел, чтобы показать нам Бога.
Ин.1:18 «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил»
Он пришел, чтобы окончательно решить проблему греха и зла.
1Ин.3:8 «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола»
Он пришел, чтобы просветить наш разум и даровать нам жизнь вечную.
1Ин.5:20 «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная»
Еще много мы с вами можем говорить о том, что сделал для нас с вами Иисус, Сын Божий и Сын Человеческий. Как мы сегодня видели, понятие Сын Божий охватывает три смысла: Сын Божий как Мессия, как Царь Иудейский; Сын Божий как Царь царей, перед которым должны склониться все цари земные; Сын Божий как третья ипостась Троицы, Единородный Сын Единого Бога Вседержителя.
Но что же служит доказательством того, что Иисус Христос был Сыном Божьим?
Прочитаем последнее место на сегодня:
Рим.1:1-4 «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию,
2 которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях,
3 о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти
4 и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем»
Итак, воскресение из мертвых есть то доказательство, что именно Иисус Христос был и есть и будет во веки веков Сыном Божьим. Воскресение Иисуса Христа нанесло ощутимый удар по фарисеям и первосвященникам. Почему первосвященники так всполошились, когда узнали, что Иисус воскрес? Они не могли в это поверить, потому что если это действительно так, то это значит, что Бог Израиля оправдал его, этого человека, которого они приговорили к смерти. Оказывается, что Бог находится не в храме, не в обрядах – он в том, кого отвергли строители… Воскресение Христа нанесло удар также по языческой империи, потому что, как иногда говорят, «смерть есть последнее оружие тирана». Власть земных царей всегда основывалась на страхе, на том, что правитель в любой момент может казнить тех, кто ему противостоит. Но воскресение показывает, что есть власть выше власти царей. Никто не может причинить вреда тем, кто находится под защитой Бога. И даже если человека убьют – Бог воскресит его. Однако воскресение Христа не только утверждает Его верховную власть на небе и на земле. Оно дарует каждому, кто уверует в него, примирение с Богом, прощение грехов и жизнь вечную.
Для нас с вами именно этот, третий смысл, имеет особенное значение. Важно понимать, что Иисус является царем Иудейским и Царем царей, Владыкой над всеми царями. Но еще важнее понимать, что Иисус как Сын Божий также является Богом, в Котором мы получили спасение. Будем помнить об этом, и да прославится Сын Божий в наших устах, в наших сердцах и в нашей жизни. Аминь.
Tags: Сын Божий, Христос, воскресение, царь
Subscribe

Posts from This Journal “Христос” Tag

  • ПРИДИ ДОМОЙ

    Англия. Девятнадцатый век. Рождество. В маленьком городке есть традиция — в сочельник все дети города получают подарки. Это праздник: сияющие…

  • ЧТО ГОВОРИТ ОБО МНЕ ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ ГРЕХ ?

    Один из наиболее частых вопросов, которые может задать христианин, также является одним из самых тревожных: что мой продолжающийся грех говорит обо…

  • ПРИЧТЁН к ЗЛОДЕЯМ

    Были ли в вашей жизни случаи, когда вас принимали за кого-то другого? Такие случаи нередки, людей могут спутать из-за их внешнего сходства, из-за…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments