a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

О ТЩЕСЛАВИИ

Тщеславие свойственно всякому человеку. Каждый из нас ищет положительного мнения о себе окружающих. Посредством тщеславия происходит социализация человека, то есть усвоение поведения в обществе согласно с мнением окружающих людей.
Человек в определенные возрастные периоды по тщеславию болезненно воспринимает свои внешние данные. В подростковый период человек воспринимает себя через свое лицо. Тщеславие, проявляющееся в самооценке, концентрируется на характеристике лица. Подросток отождествляет себя со своим лицом. Примерно в это же время происходит отождествление себя с одеждой: "Если я несу на себе очень  красивую одежду, то в эту минуту я - человек, а если я надел на себя одежду  безобразную, то я - никто, я стесняюсь, боюсь, жмусь, прячусь и т. д.".
Это можно наблюдать, когда мы отправляемся в поход, на дачу или на сельскохозяйственные работы, и приходится одевать менее модную и менее привлекательную одежду. Бывает, человек едет через весь город и переживает, что он в какой-то телогрейке. Для нравственной простоты подобное переживание – это совсем нелепое состояние, но для тщеславия – очень серьезное переживание.
А какую сладость вызывают покупки дорогих и красивых вещей! Вот купили сережки с алмазными вкраплениями... И всего-то там ничего – маленькое такое вкрапленьице, но через это маленькое человек весь из  себя выходит – радость-то какая! И чрез это весь в себя ложного входит, в свое тщеславие.
У подростков существует период, когда они проживают себя чрез мельчайшие детали, например, на руке. Такой деталью в какой-то период могут быть подкрашенные ногти. Подкрасила, и глядишь – кажется на самом деле стала другой: и мизинец оттопырен, и манеры стали другими. Как это объяснить? Очень просто. Это тщеславие пожинает восхищение окружающих людей.
Тщеславие имеет большое число вариантов. Разные люди на определенных этапах своей жизни погружаются в тщеславие через разные внешние проявления, и часть этих внешних проявлений остается на всю жизнь, в частности, отождествление себя с одеждой. Другая часть отождествлений имеет чисто возрастные периоды. В младенчестве тщеславие совсем не переживается, если только  родители сами специально не разовьют его, не начнут, к примеру, одевать, приговаривая:  "Молодец! Какая ты у меня красуля!". Тогда даже трехлетний ребенок может  красоваться собой, хотя это еще не свойственно его возрасту.
Возьмем другой пример – приобретение автомобиля. Тщеславие здесь тут как тут! Еще бы – я перед друзьями: надо видеть, как я выхожу из машины, как я сажусь – моя машина! Когда человек имеет вещь, и в этом удовлетворен, он по гордости еще и самодостаточен. В этом случае налицо крайняя форма гордости. Вообще-то машина есть всего-навсего средство передвижения и больше ничего. Но так машину проживать может только тщеславие.
Уровень притязаний, формируемый тщеславием, у каждого человека различен. Некоторым людям достаточно того, чтобы их принимали в своем доме, в своей семье. Если везде вокруг попирают, ругают, - это неважно. На это они не обращают никакого внимания. Но если в семье скажут плохо, сразу же возникает обида, чувство недовольства, неуверенности в ближних, неуравновешенности и т.д. Иному человеку семьи маловато: важно, чтобы его принимали в своем коллективе, сотрудники его учреждения. Третьему и этого мало – ему важно, чтобы весь город его принимал. Четвертому – маловато и города – важно, чтобы страна почитала его. Пятому и страны мало – человечество подавай. А шестому и человечества маловато – он успокоится, если состоится в эпохах, да не в одной, а в нескольких сразу – как, например, Сократ. До сих пор вспоминают, до сих пор люди обращаются. Как хочется, чтобы и ко мне обращались спустя десяток столетий!
Действие тщеславия может быть очень тонким. Например, человек создает потрясающую симфонию. Что движет им? Нередко оказывается, что тщеславие. Или по гордости человек создает философскую  теорию, которую многие даже понять не могут. Но люди, имеющие аналогичное притязание гордости, начинают ее понимать, и не столько потому,  что  их удовлетворяет сама философская система, сколько благодаря самодостаточности, которая дается через нее. Люди с меньшей гордостью ее понять не могут. У людей простых, негордых, к философии тяги нет. Им не свойственно притязание все понимать, схватывать, овладевать, все делать конечным. Они могут уяснять, разуметь, открывать реальность. Ум их, если и проникает в глубину, сохраняет смирение перед непостижимостью этой глубины.
При тяготении человека к философии его интеллектуальные способности могут не иметь никакого значения. Есть люди с  очень низким интеллектуальным уровнем, но имеющие большую тягу к философии. Что-то такое они  все-таки выуживают оттуда, после чего чувствуют себя причастными к ней. Они могут бегать на  философские диспуты, писать доклады и сообщения, но абсолютно ничего в этом не понимать. От того, что они там что-то все-таки улавливают,  хотя бы саму атмосферу, восполняется их самодостаточность, гордость.
Таким же образом тщеславие пользуется окружающими людьми, вовсе не имея на это оснований по Способностям. Тщеславие вообще может не  иметь никаких Способностей, но, тем не менее, ищет внимания окружающих людей. Не  получая этого внимания, в конечном итоге,  оно приходит в такое страдание, что появляется комплекс недостаточности или одиночества. Но  в этом оно находит свое удовлетворение, ему очень комфортно чувствовать себя непризнанным и одиноким.  В итоге человек вообще замыкается. Зато окружает себя массой мечтательных действий: музыкой, альбомами по искусству, книгами и этим удовлетворяет свое тщеславие, чувствуя свою причастность к знаменитым людям, чувствуя, что он все-таки из их круга. А то, что он по-настоящему ничего не понимает ни в книгах, которые его окружают, ни в искусстве, ни в музыке, его не волнует.
Кстати, многие от тщеславия имеют огромные библиотеки, хотя к книгам на некоторых полках вообще не притрагивались. Однако книги стоят, потому что сам факт их присутствия несет чувство внутренней причастности к высокой литературе.
Там, где нет таких явных притязаний, человек все равно может переживать общение с людьми через тщеславие и часто очень болезненно. Например, посмотрев фильм или  прочитав замечательную книгу, он бежит к сотрудникам, к друзьям для того, чтобы поделиться впечатлением, и с вдохновением, ярко рассказывает об услышанном или увиденном. И вдруг краем  глаза видит, как еще двое перешепнулись между собой и похихикали. И снова что-то упало в сердце. В  этот момент кто-то язвительную фразу бросил по поводу рассказываемого. Уже совсем все настроение упало, и никакого желания рассказывать дальше нет.
В этих ли переживаниях назначение человека? Увы, для многих ничего иного в жизни и нет. Человек может прожить до старости, не подозревая, что живет он против себя самого.
Гордостью и тщеславием в человеке запрещается Любовь. Любовь как душевное свойство, как Сила Души подменяется любовью-чувством. А в основании любви-чувства лежит эгоизм. В то же время Любовь как Сила Души изгоняет гордость и тщеславие. Она в своих действиях противоположна им. Она просвещает ум и сердце, открывает утешение в скорбях и неожиданных поворотах жизни.

Источник: Анатолий Гармаев. Нравственная психология и педагогика.
Tags: гордость, психические отклонения, психология
Subscribe

Posts from This Journal “психология” Tag

  • ЧЕРНЫЙ ПЕС ДЕПРЕССИИ

    Когда у великого политика Черчилля наступал плохой период, настроение падало, силы убывали, он не спешил позвать на помощь врачей, в распоряжении…

  • БОЯЗНЬ ОДИНОЧЕСТВА

    Если вы боитесь одиночества, не женитесь . А. П. Чехов Понятие одиночества имеет в философской и психологической литературе…

  • БОЯЗНЬ ВОДНОЙ СТИХИИ

    Имеется два рода боязней, связанных с водной средой: боязнь водной стихии (открытых и закрытых водных бассейнов и рек) и боязнь соприкосновения с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments