a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

СПАСЕТСЯ ЧЕРЕЗ ЧАДОРОДИЕ

«Впрочем, спасется через чадородие,
если пребудет в вере и любви
и в святости с целомудрием» 1Тим2:15

Это место считается одним из наиболее трудных для толкования. Существует довольно много интерпретаций неясной фразы «спасется через чадородие». Известный протестантский богослов Уильям Баркли считает, к примеру, что данное место следует читать в историческом контексте. По его мнению, изложенная в отрывке точка зрения тесно связана со своей эпохой и обстоятельствами, и что в нем получило отражение иудейское мировоззрение Павла. Баркли полагает, что проблемы, затронутые в этой главе, носят исключительно преходящий характер и имеют отношение к конкретной сложившейся ситуации. Исходя из этого, богослов предполагает, что, говоря о спасении через деторождение, апостол Павел имеет в виду либо деву Марию, через которую в мир пришел Спаситель, либо то, что «женщины обретут спасение не через свои речи к собраниям, а через материнство».
Некоторые другие богословы полагают также, что упоминаемое апостолом Павлом спасение здесь относится не к спасению женской души, а к спасению от незначительности положения женщин в церкви и обществе того времени, благодаря той роли, которую они будут играть в семье с появлением детей.
Существуют и другие точки зрения. Например, что трудный и опасный процесс родов будет способствовать физическому укреплению женщин, или что женщины будут спасены от растлевающего воздействия общества, оставаясь дома с детьми.
Несомненно, все эти взгляды имеют определенную ценность и находят свое подтверждение, но, на мой взгляд, смысл приведенного стиха гораздо глубже, хотя и не столь широк по спектру применения.
Следует отметить, что каждый комментатор данного стиха в своих суждениях исходил из того смысла, какое он вкладывал в само понятие спасения.
Однако общепринятое в христианстве на основе Нового Завета определение спасения человечества сводится к положению, отраженному в Википедии: «Спасение заключается в освобождении от греха и его последствий - наказания вечной смертью, а также обретение спасённым человеком вечной жизни в Царстве Небесном».
В послании к Римлянам апостол Павел говорит об этом так: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» Рим.5:19
В христианстве спасение через искупительную жертву Христа рассматривается как акт незаслуженной любви Бога по отношению ко всем людям, а поэтому невозможно даже предположить, что апостол Павел в своем письме к Тимофею хотел выразиться в том смысле, что женщина ЗАСЛУЖИТ спасение своей души материнством, получив через него оправдание. Вряд ли в данном отрывке содержится и призыв к ограничению контактов с внешним миром. Разумеется, заниматься воспитанием детей и быть хранительницей семейного очага дело нужное и спасительное, но вряд ли осуществимое в изоляции. К тому же апостол Павел никогда не призывал Довольно трудно обвинить Павла и в приверженности к иудейскому мировоззрению. В Послании к Галатам, например, он писал, что во Христе уже нет ни Иудея, ни язычника; ни мужского пола, ни женского (Гал 3:28). Из этхристиан к отказу от общения с неверующими людьми. (1Кор.5:9-11).
их слов достаточно ясно видна демократичность Павла в отношении к женщинам, так что излишне упрекать его в женофобии. Также нет достаточных оснований предполагать, что в глазах апостола значимым и ценным у слабого пола является только материнство. Что касается попытки определить значение стиха в физиологическом смысле, то хотя роды согласно медицинским исследованиям действительно благотворно влияют на женский организм в целом, не стоит предписывать им спасительный характер на физическом уровне и тем более на духовном.
И все же, что кроется за таинственным словосочетанием «спасется через чадородие»?
Данная фраза приобретает смысл, если смотреть на спасение не только как на искупление грехов Голгофской Жертвой, но и как на процесс изменения человеческой природы под воздействием благодати.
В Википедии это отражено следующей записью:«В Новом Завете во Христе дано спасение людям. Бог сделался человеком, чтобы возродить и освятить человеческую природу. Отдельный человек может принять данное людям спасение не иначе, как при содействии и помощи Божией, которая и есть благодать. Когда человек начинает деятельно принимать своё спасение, именно благодать и совершает в человеке спасение многоразличными действиями».
С такой точки зрения спасение это не только отпущение грехов или избавление от наказаний за грех, то есть оправдание, за которым следует принятие в жизнь вечную (такое понимание спасения носит характер внешний, не затрагивающий внутреннюю природу человека), но и внутренние изменения самой человеческой сущности. Эти изменения происходят в человеке с его согласия, при его устремлении к ним и при помощи данного ему Святого Духа, посредством Которого человек приобщается к телу Иисуса Христа, а значит, и к божественной природе Бога.
В деятельном отображении Божественных свойств видели предназначение человека и толкователи Торы, утверждая, что потому-то Создатель и поместил человека в условия времени, чтобы тот уподоблялся Всевышнему в своих поступках.
В принципе, эта мысль находит своё подтверждение в синодальном переводе Библии, в 26-ом и 27-ом стихах первой главы книги Бытие. «И сказал Бог: «СОТВОРИМ человека по ОБРАЗУ Нашему [и] по ПОДОБИЮ Нашему» Быт.1:26.
«И СОТВОРИЛ Бог человека по ОБРАЗУ Своему, по ОБРАЗУ Божию СОТВОРИЛ его; мужчину и женщину СОТВОРИЛ их». Быт.1:27.
Как видим, в 26-м стихе отображается намерение Господа создать человека по своему образу и подобию, но, сотворив его только по образу, как говорит 27-й стих, Он предопределил человеку добиваться подобия самостоятельно. Богословы по-разному трактуют понятия образа и подобия. Это обширная тема и в данной статье мы не будем её касаться. Важно лишь то, что в самостотельности первых людей была заложена свобода выбора – следовать своему предназначению или отвергнуть его.
В процессе владычествования над землей человек должен был достичь Божественного подобия в поступках и утвердить господство духа над материей. Искушение в виде древа познания добра и зла являлось необходимым звеном в Божественному плане сотворения человека по Своему образу и подобию. В этом плане человеку отводилась роль творца в достижении Божественного подобия, а преодоление искушения как раз и явилось бы действием духовного владычества.
Таким образом, уподобиться Создателю или нет - зависело от человеческого выбора . Тонкий обман Дьявола заключался в подаче того, что люди, якобы, могли уподобиться Богу («стать как боги») без каких-либо усилий с их стороны, просто следуя своим природным инстинктам и эгоистическим желаниям запретных чувственных наслаждений.
В результате трагической ошибки прельщенной Евы и неразумной покорности Адама своей жене, люди совершили грех непослушания, о чем апостол Павел говорит в 14-м стихе второй главы 1-го Послания Тимофею.
Апостол не зря счел нужным упомянуть «дела давно минувших лет». Этот факт подчеркивает, что проблемы, затронутые им в Послании к Тимофею, вовсе не носят «преходящий характер», а исторический контекст не ограничен годами жизни его современников.
По сути дела, искупленное человечество сейчас находится в своем первоначальном положении. Перед нами, как и перед первыми людьми, стоит выбор – устремиться к более близкому общению с Богом и к уподоблению Ему в своих действиях, получая при этом Его помощь, или же следовать влечению плоти, не противясь мирским соблазнам?
Только нам, в отличие от первой супружеской пары, гораздо труднее подражать Создателю и для выявления в себе Его образа приходится преодолевать жесточайшее сопротивление собственного эгоизма и взращенных в его лоне пороков и страстей, особенно таких, как тщеславие, гордость, самолюбие. Эти страсти имеют тонкую природу, а потому проявляются на духовном уровне.
Искоренение страстей, очищение человеческой природы и ее обожение, собственно, и является целью работы Святого Духа в нас и концом спасительного пути, на который человек встает при своем покаянии. Можно сказать, мы спасаемся от тщеславия, гордости, самолюбия и других страстных проявлений своей души путем приобретения противоположных наклонностей, так называемых добродетелей – качеств, присущих нашему Создателю. К примеру, соблюдая целомудрие, мы побеждаем блуд, смирением преодолеваем тщеславие и так далее. Чем больше добродетелей проявляется в нас, тем больше мы уподобляемся Господу. В протестантстве этот процесс, когда меняется человеческий характер, называется освящением.
Все это происходит не без влияния третьей ипостаси Божества – Святого Духа. Апостол Павел так говорит об этом симбиозе Божественной воли и человеческого доброделания: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп.2:12-13). Для человека спасение – дело времени, для Бога – свершившийся факт.
Пастор Библейской баптистской церкви, доктор теологии Питер С.Ракман в своих теологических исследованиях определяет спасение как трехвременной акт: «спасение от наказания за грех — в прошлом (Евр. 10; 1Кор. 6), спасение от власти греха — в настоящем (1Фес. 4; Ин. 17), а спасение от присутствия греха — в будущем» (1Фес. 5; 1Ин. 3)
Таким образом, если изложенную (в 1Тим2:15) мысль о спасении исследовать именно в этом ключе и помнить сказанное чуть выше относительно жён (1Тим.2:9-15); а потом сопоставить всё это с упоминанием о первых людях (1Тим.2:13-14), то нетрудно догадаться, почему апостол упоминает чадородие как средство, способствующее освобождению женской души от порочных наклонностей к наслаждению, многословию, ропоту и стремлению повелевать мужем. Достаточно вспомнить записанное в книге Бытие: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». (Быт.3:16)
Господь определил для женщины болезненную беременность как врачебное средство для её эмоциональной и чувствительной души, легко поддающейся искушению, соблазну и увлечению. Собственно, апостол Петр выписывал такой же рецепт своим современникам: «Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией». (1Пет.4:1)
Ева, непокорившись заповеди не есть от дерева познания добра и зла (Быт.2:16-17), вовлекла в это непокорство и Адама. Об этом в Библии говорится так: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Женщина самостоятельно приняла решение и претворила его в жизнь. Причем ей даже не пришлось уговаривать своего супруга последовать ее примеру (взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел), а это означает, что в первой семье царил полный матриархат. Так что в качестве оправдания обиженный Адам только и смог, что пролепетать: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне».
Господь расставил приоритеты в семейном управленческом аппарате; в результате чего женщина поневоле тянется к мужу. В период болезни ей требуется его поддержка, и моральная и материальная, муж становится хозяином в семье.
Женщина, занятая рождением детей, всегда находится в зависимости от мужчины и тем более - при родах болезненных, а зависимость не предполагает господства (и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою). Таким образом, эти специфические телесные страдания немало способствуют очищению её души от пороков, указанных в ст.9 и 12. Такое очищение делает её ближе к Господу в плане уподобления Ему в деле господства духа над плотью, если только она сохраняет свой новый нрав и в дальнейшем (если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием).
Любопытствующие могут спросить: «А есть ли нечто такое же особенное для спасения (освящения) души мужской?"
Разумеется! Надо только вернуться к началу Библии и посмотреть, - какое врачебное средство приготовил Господь для слабохарактерного и мягкотелого Адама?
«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт.3:17-19)
Вот оно это средство – добывать пропитание в поте лица. Господь убрал всё готовенькое, - ситуацию, «где под каждым им кустом был готов и стол и дом», и поставил Адама в ответственное положение, сделав так, что тому теперь придется прилагать определенные усилия, чтобы содержать себя и свою семью, пока Ева будет заниматься детьми. С этого момента Адам становится мужчиной, в нашем понимании этого слова,- господином в семье, трудягой - на работе, борцом за правду. Именно поэтому ап.Павел призывает мужчин избавиться от всякого слабоволия и нерешительности, воинствуя без тени сомнения. (1Тим.1:2:8).
Юрий Колесников
Источник: Спасется через чадородие
Tags: женщина, мама, спасение
Subscribe

Posts from This Journal “мама” Tag

  • БОЖЕ, ПОЧЕМУ ИМЕННО Я?

    Ее новорожденная дочь была ответом на молитвы и долгое ожидание. Когда она, наконец, увидела ненормального слепого ребенка, ею овладели…

  • РУССКОЙ МАТЕРИ

    Здравствуй, русская женщина, Здравствуй, русская мать! Разреши твои плечи по-сыновьи обнять. Разреши поклониться глубоко до земли,…

  • МАТЬ ДЬЯВОЛА

    Известный психолог и писательница Алис Миллер анализирует взаимоотношения маленького Адольфа Гитлера с родителями в попытке найти объяснение…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments