a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

БЛАГОВЕЩЕНИЕ (ЕВА и МАРИЯ)

Быт.3:1-6, 13, 20 «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел…
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела…
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих»
Лк.1:26-38 «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27 к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
28 Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
29 Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
30 И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31 и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
32 Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
33 и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
34 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
38 Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел»
Мы прочитали с вами два библейских эпизода, которые произошли, соответственно, в начале Ветхого и в начале Нового завета. В этих отрывках описаны две встречи, которые коренным образом повлияли на дальнейшее развитие событий, можно даже сказать – предопределили ход дальнейшей истории человечества. Беседа Евы со змеем в Эдеме и беседа Марии с Ангелом Гавриилом в Назарете.
Ева и Мария! Как они похожи и как не похожи! Обе – женщины. Обе – несвободны. Ева была женой Адама, Мария – обручена с Иосифом. Обе пребывают в духовном поиске. Обе соприкасаются с духовным миром без участия своих мужей. Но результат этого соприкосновения диаметрально противоположный. Ева влечет своего мужа за собой в грех, в противостояние с Богом. Мария влечет Иосифа к служению Богу, исполнению Его цели на этой земле. Ева причастна грехопадению, Мария причастна спасению мира от греха. Первенец Евы убил своего младшего брата. Первенец Марии даровал спасение и жизнь всем людям. И Ева, и Мария пережили испытание своей веры. Первая не устояла, вторая достойно прошла свое испытание.
Что сложнее – пройти мимо дерева с запретными плодами, проявить воздержание, не прикоснуться, не вкусить, или – посвятить себя на служение высшей цели, стать сосудом для исполнения Божьего плана, поверив тому, чего ранее никогда не было и по человеческим представлениям – быть не может? Сложный вопрос, извечная тема борьбы плоти и духа. И это проблема касается не только Евы и Марии. Подобное раздвоение, внутреннее противостояние двух начал (плотского и духовного) характерно для каждого из нас.
Долгие столетия женщины несли на себе печать Евы. Можно сказать, что они несли на себе поругание и недоверие просто по причине принадлежности к женскому роду, «Евиному племени». Женщина не могла быть свидетелем в суде. Женщины, за редким исключением, не наследовали имущество умерших родителей. В мусульманских странах женщина и сегодня не может оказаться в обществе без сопровождения отца, мужа или старшего брата. Даже в Новом завете сказано, что женщина должна в церкви молчать. Не являются ли все эти примеры следствием поступка Евы?
Мария снимает поругание с женского рода. Непослушание Евы уравновешено послушанием Девы. Всего одна буква отделяет Еву от Девы, но цена этой буквы – послушание Богу. И как Христос назван вторым Адамом, так и некоторые авторы называют Марию «второй Евой». Ее вера, ее самопожертвование способствовали тому, что Павел позднее написал: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:28).
Вот как пишет о Благовещении Иоанн Златоуст: «Гавриил был послан объявить всемирное спасение; Гавриил был послан, неся Адаму обещание возвращения из плена; Гавриил был послан к Деве, чтобы изменить бесчестие женского пола в честь; Гавриил был послан, чтобы приготовить чистому Жениху достойный чертог; Гавриил был послан, чтобы помолвить создание с Создателем; Гавриил был послан к одушевленному дворцу Царя ангелов; Гавриил был послан к Деве, обрученной Иосифу, но сберегаемой для Сына; был послан бестелеcный раб к чистой Деве; был послан свободный от греха к недопускающей тления; был послан светильник, чтоб указать на Солнце правды; было послано утро, бегущее впереди света дня; был послан Гавриил, показывающий Того, Кто находится в недрах Отца и в объятиях Матери; был послан Гавриил, показывающий на Того, Кто находится на троне и в вертепе».
Давайте обратим внимание на три момента в той беседе, которая произошла между Марией и Гавриилом.
1)Первые слова, которые говорит Ангел Марии: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою».
В отличие от этого, змей подошел к Еве с словами «подлинно ли сказал Бог?». Его цель – посеять сомнение в том, что говорит Бог, представить намерения Божии в искаженном свете. Бог на самом деле сказал: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16-17). Бог дает человеку свободу, но предостерегает от опасности. Змей с самого начала перекручивает эти слова: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?». Видите разницу: «от всякого дерева», и «ни от какого дерева». Другими словами, сатана пытается представить нам то, что говорит Бог, как религию запретов. «Того нельзя, этого нельзя, да ничего нельзя» - так многие воспринимают христианство, и не желают принимать Слова Божия.
Каким контрастом этому звучат слова Гавриила: «Радуйся, благодатная! Господь с тобою». Великая истина открывается Марии. Господь с нею, и это является источником великой радости. Этой радости не имела Ева. Она не осознавала ценности того, что Бог с нею. Ей казалось недостаточно того, что дает ей Бог. Она желала чего-то большего. И змей очень тонко сыграл на человеческой психологии. Как сказал позднее Павел:
Рим.7:9-11 «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь, [данная] для жизни, послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею». И немного выше: «Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай» (Рим.7:7). Это примерно то, что тогда произошло в Эдеме. Сатана искал, как разрушить идиллию отношений человека и Бога. И он увидел свой шанс в заповеди Бога. Ведь, смотрите, этот запрет «от дерева познания добра и зла не ешь» уже существовал какое-то время до встречи со змеем, но у Адама и Евы не возникало даже мысли нарушить этот запрет. Они доверяли Богу и не сомневались в Его благости. Но вот появляется змей и сеет семена сомнения. И эти семена рождают плод: желание нарушить заповедь. Итак, «грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею». Не потому что заповедь плохая, а потому что грех извращает ее восприятие. Грех обольстил и умертвил вначале Еву, затем Адама. Грех все также обольщает и умерщвляет людей и сегодня.
Очень важно разобраться: к чьим словам мы прислушиваемся, какие слова мы принимаем. Мария была внимательна к тому, что говорит Бог. Можно сказать, что она была оплодотворена Словом. Слово настолько для нее было важно, авторитетно, незыблемо, что оно в ней облеклось в плоть, «стало плотью» (Ин.1:14). В отличие от этого, Ева была «оплодотворена» словами змея. Как сказал Иоанн: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). Образно говоря, слова змея тоже «стали плотью» - привели к плотскому мышлению, плотскому образу жизни и, в конечном итоге – к смерти.
2) «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35).
Святость – это один из неизменных атрибутов Бога. Бог настолько свят, что Он однажды сказал Моисею: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Святыми могли также признаваться определенные места и предметы. Когда Моисей увидел в пустыне куст, который горит и не сгорает, Бог ему сказал: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). В Скинии, а позднее в Храме были два специальных места – Святое и Святое Святых. В первое могли сходить только священники, а во второе – только Первосвященник один раз в год. Таким образом, Святое – это что-то отделенное для Бога, посвященное Богу, чистое, неприкосновенное, запретное, недосягаемое. И вот Мария получает откровение о том, что «…рождаемое святое наречется Сыном Божиим». Предвечная святость Божия воплотилась в этом младенце. Иисус Христос свят, и Он был свят не только с момента рождения, не от утробы матери, а гораздо раньше, во веки веков. Но в то же время, Иисус, будучи свят, никогда не говорил, что «человек не может увидеть Меня и остаться в живых». Он не запрещал никому прикасаться к Нему. Его чистота и неповрежденность содержала и содержит в себе силу, которая действует могущественно. Недоступный, неприкосновенный Бог стал настолько доступным и прикосновенным, что Сына Божия, эту воплощенную святость, грешные люди распяли, прибили ко кресту.
3) «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38).
Что ты говоришь, Мария? Ты готова принять в себя Того, Кого не могут вместить небеса небес? Ты готова носить Того, Чей престол сияет ослепительным светом? Ты готова впустить внутрь себя тот огонь, который горит и не сгорает? Ты не боишься, что этот огонь тебя испепелит, что ты сгоришь, как свеча? Ты готова родить ребенка без участия твоего мужа? Ты готова к тому, что тебя могут не понять люди?
«Да, - говорит Мария, - я готова. Ведь это и есть то, о чем я мечтала – стать настолько близкой Богу, чтобы Он наполнил всю меня, без остатка. Чтобы носить Его не только в сердце, но и под сердцем, и во всем своем естестве. Чтобы ощущать биение Его сердца в себе. Чтобы первой услышать крик того, кто пришел в этот мир с недосягаемой высоты. Кто призрел на меня, жалкую рабу, чтобы сделать меня матерью Сына Божия. Вот я, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Удивительна вера, дорогие братья и сестры! Поразительное посвящение! Отдать Богу всю себя, без остатка! Отказаться от своих планов во имя плана Божия! Принести Ему в жертву все свои желания и мечты!
Это то, на что оказалась неспособна Ева, которая на место воли Божией поставила свою волю. Для которой желания плоти оказались сильнее духовной жажды. Которую не впечатлила святость Божия, ведь гораздо приятней для нее оказался запретный плод. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Подведем итоги. Какие уроки мы можем почерпнуть для себя сегодня из события Благовещения?
1)     Мы должны осознать, что Бог с нами, и радоваться этому. Слишком много уныния в жизни детей Божиих. Слишком много разочарований. Почему так происходит? Либо мы не верим, что Бог с нами, либо это не является для нас чем-то ценным. Какими глазами мы сегодня смотрим на взаимоотношения с Богом: глазами Евы или глазами Марии? Возможно, блеск этого мира для нас привлекательней славы Божьей? Или страхи, которые наполняют наше сердце, не оставляют места для действия силы Божией в нашей жизни? Об этом важно задуматься.
2)     Принять Слово Божие так, как это сделала Мария. Чтобы оно «воплотилось в нас», т.е. стало реальным в нашей жизни. Стало самой нашей жизнью. Никодиму Иисус однажды сказал, что человеку надлежит родиться свыше. Как это возможно? Под воздействием Слова при участии Духа Святого. Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия.
3)     Уразуметь, что то, что внутри нас – это святое. Бог Свят, но Святость Бога может передаваться и нам, когда Бог запечатлевает в нас образ Сына Своего, раскрывает иное, новое бытие в нас. Переживая это новое бытие в себе, апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20). И в другом месте он говорит: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть» (2 Кор.13:5).
Проявлять послушание воле Божьей. «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» - сказала Мария. И это является примером для всех нас, как следует относиться к тому, что нам открывает Господь. Ведь все намерения Божии – нам во благо. Да, возможно, на этом пути нас ждут испытания и скорби, но за верность, за посвящение нас ждет великая награда.
Tags: Ева, Мария, Христос, вера, женщина, послушание, праздник
Subscribe

Posts from This Journal “послушание” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments