a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ПОКАЯНИЕ РОБИНЗОНА КРУЗО

Недавно перечитывал “Робинзона Крузо” Даниэля Дефо и был удивлен, насколько христианская эта книга по сути. Ничего подобного от прочтения в подростковом возрасте я не помнил. Отчасти это было связано с ограниченностью доступа к полной версии в советское время.
Пришлось поискать и найти наиболее соответствующий оригиналу вариант, проштудировать его основательно, и теперь хочу поделиться с вами некоторыми мыслями.
Как вы помните, Робинзон покинул отчий дом вопреки воле своих родителей и отправился путешествовать. Став торговцем заморскими товарами, он попал в плен к туркам, откуда бежал через несколько лет, а затем некоторое время был плантатором в Бразилии, пока не оказался на необитаемом острове, один уцелев в страшном шторме из всего экипажа корабля.
Но именно в это сложное время Бог начинает работать с его сердцем:
Мое положение представилось мне в самом мрачном свете. Меня забросило бурей на необитаемый остров, который лежал далеко от места назначения нашего корабля и за несколько сот миль от обычных торговых морских путей, и я имел все основания прийти к заключению, что так было предопределено небом, чтобы здесь, в этом печальном месте, в безвыходной тоске одиночества я и окончил свои дни…
Но всякий раз внутренний голос быстро останавливал во мне эти мысли и укорял за них. Особенно помню я один такой день. В глубокой задумчивости бродил я с ружьем по берегу моря. Я думал о своей горькой доле. И вдруг заговорил во мне голос разума. “Да, – сказал этот голос, – положение твое незавидно: ты одинок – это правда. Но вспомни: где те, что были с тобой? Ведь вас село в лодку одиннадцать человек: где же остальные десять? Почему они погибли? За что тебе такое предпочтение? И как ты думаешь, кому лучше: тебе или им?” И я взглянул на море. Так во всяком зле можно найти добро, стоит только подумать, что могло случиться и хуже”.
И вот, пытаясь выжить в новых и экстремальных условиях, Робинзон однажды тяжело заболел, и для его жизни возникла серьезная угроза. И именно тогда он начинает неумело молиться, призывая помощь Божью. И вот, когда болезнь немного отступила, Робинзон вспоминает, что в Бразилии многие болезни лечат с помощью табака, и, начиная перерывать свои вещи в поисках табачных листьев, он находит Библию. Это выглядит очень символично – он ищет лекарство от своей болезни и находит самое лучшее лекарство от всех недугов, физических и духовных – Слово Божье. Открыв Писание, Робинзон прочитывает слова из 49-го псалма, которые говорит Сам Бог: “И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня”. После прочтения этих строк он делает нечто впервые в своей жизни – становится на колени и начинает молиться на основании данного обетования, прося, чтобы Бог исполнил для него обещанное. И наутро болезнь окончательно отступила, а Робинзон обретает веру в Бога.
Утром взял Библию, раскрыл ее на Новом Завете и, сосредоточив свое внимание, начал читать. С этого дня положил читать Библию каждое утро и каждый вечер, не связывая себя определенным числом глав, а до тех пор, пока не утомится внимание.
Приведенные выше слова: “Призови меня в день печали, и Я избавлю тебя” – я понимал теперь совершенно иначе, чем прежде: прежде они вызывали во мне только одно представление об освобождении из заточения, в котором я находился, потому что, хоть на моем острове я и был на просторе, он все же был настоящей тюрьмой в худшем значении этого слова. Теперь же я научился толковать эти слова в совсем ином смысле: теперь я оглядывался в свое прошлое с таким омерзением, так ужасался содеянного мною, что душа моя просила у Бога только избавления от бремени грехов, на ней тяготевшего и лишавшего ее покоя...”
После этого события жизнь Робинзона совершенно изменилась, не внешне, конечно, но внутренне. То, что с ним стало происходить являлось тем чудесным преображением души человеческой, которое Сам Господь назвал покаянием и рождением свыше.
Теперь, наконец, я ясно ощущал, насколько моя теперешняя жизнь, со всеми ее страданиями и невзгодами, счастливее той позорной, исполненной греха, омерзительной жизни, какую я вел прежде. Все во мне изменилось: горе и радость я понимал теперь совершенно иначе; не те были у меня желания, страсти потеряли свою остроту; то, что в момент моего прибытия сюда и даже в течение этих двух лет доставляло мне наслаждение, теперь для меня не существовало”.
Благодаря постоянному общению с Богом, Робинзон начинает возрастать духовно и в душе его происходит полная переоценка всех ценностей:
Благодаря постоянному и прилежному чтению Слова Божия и благодатной помощи свыше, я стал видеть вещи в совсем новом свете. Все мои понятия изменились, мир казался мне теперь далеким и чуждым. Он не возбуждал во мне никаких надежд, никаких желаний. Словом, мне нечего было делать там, и я был разлучен с ним, по-видимому, навсегда. Я смотрел на него такими глазами, какими, вероятно, мы смотрим на него с того света, т.е. как на место, где я жил когда то, но откуда ушел навсегда. Я мог бы сказать миру теперь, как Авраам богачу: “Между мной и тобой утверждена великая пропасть”.
Из его сердца ушло состояние балансирования на грани отчаяния, душа наполнилась благодарностью Богу:
Я научился смотреть больше на светлые, чем на темные стороны моего положения, и помнить больше о том, что у меня есть, чем о том, чего я лишен. И это доставляло мне минуты невыразимой внутренней радости. Я говорю об этом для тех несчастных людей, которые никогда ничем не довольны, которые не могут спокойно наслаждаться дарованными им благами, потому что им всегда хочется чего-нибудь такого, чего у них нет. Все наши сетования по поводу того, чего мы лишены, проистекают, мне кажется, от недостатка благодарности за то, что мы имеем”.
И после того, как Робинзон сам получил спасение своей души, он становится инструментом Божественного спасения и для других. Однажды он видит пророческий сон, в котором он спасает одного из дикарей, обреченного быть съеденным на одном из кровавых пиршеств, которое иногда происходили на его острове, как уже знал Робинзон. И однажды так и происходит в действительности – сон оказывается пророческим – и Робинзон спасает дикаря, назвав его Пятницей. Пятница становится его близким другом, научается говорить по-английски, и тогда Робинзон познает радость духовного отцовства, так как Пятница со всей искренностью обращается к Богу-Отцу через Иисуса Христа:
“…Когда я размышлял о том, что в этой одинокой жизни, на которую я был обречен, не только сам я обратился к Небу и начал искать помощи у Руки, приведшей меня сюда, но и стал, по воле Провидения, орудием, которое спасло жизнь, а может быть и душу бедного дикаря, дало ему познание истинной религии и христианского учения, помогло ему узнать Иисуса Христа, а значит и жизнь вечную, – когда я размышлял обо всем этом, каждая частица моей души проникалась тайной радостью и я не раз приходил в восторг при мысли о том, что я очутился в этом месте, между тем как раньше я часто считал это самым страшным несчастьем, какое только могло со мной приключиться”.
Робинзон начинает постигать, что в его пребывании есть все больший смысл – оно не только привело его самого к познанию Бога, но и позволило ему спасти еще одну драгоценную человеческую душу.
Я был вполне счастлив, если только в подлунном мире возможно полное счастье. Дикарь стал добрым христианином, – гораздо лучшим, чем я; надеюсь, впрочем, и благодарю за это Создателя, что, если я был и грешнее этого дитяти природы, однако мы оба одинаково были в покаянном настроении и уповали на милосердие Божие. Мы могли читать здесь Слово Божие, и, внимая ему, мы были так же близки Богу, как если бы жили в Англии”.
Теперь Робинзон стал пастырем для своего нового друга, и они вместе могли возрастать духовно, являясь маленькой церковью на своем острове, свободной от многих болезней христианства.
Что касается разных тонкостей в истолковании того или другого библейского текста, – тех богословских комментариев, из за которых возгорелось столько опоров и вражды, то нас они не занимали. Так же мало интересовались мы вопросами церковного управления и тем, какая церковь лучше. Все эти частности нас не касались, да и кому они нужны? Я, право, не вижу, какая польза была бы нам от того, что мы изучили бы все спорные пункты нашей религии, породившие на земле столько смуты, и могли бы высказать свое мнение по каждому из них. Слово Божие было нашим руководителем на пути к опасению, а может ли быть у человека более надежный руководитель?
Не является ли это прекрасным и вдохновляющим примером и для нас, христиан 21-го века? История Робинзона учит нас многому: и тому, что Богу порой необходимо привести человека на необитаемый остров и поставить в тяжелые условия, чтобы спасти его душу; и тому, что и на необитаемом острове, вдали от цивилизации, человек может испытывать блаженство, переживая открытые Небеса над своей головою; и тому, что и на пустынном острове могут быть вакансии для миссионера и пастыря.

Источник: Корюков Олег. Открывая Робинзона Крузо // Свет Истины. – 2013. - №2 (7). – С.4.
Tags: испытание, книга, миссионеры, покаяние
Subscribe

Posts from This Journal “покаяние” Tag

  • О ЦЕНЕ и ОЦЕНКЕ

    Чарли Стейнметц спроектировал генераторы, вырабатывавшие электричество для первых конвейеров на заводе Генри Форда. Через некоторое время после…

  • ДВЕ ВСТРЕЧИ

    Однажды, когда я ехал из Оксфорда в Лондон, в мой вагон вошли пять человек и начали играть в карты. Ясно было, что это — шулера. Они…

  • ЖИЗНЬ после ГРЕХА

    «...И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь» (2…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments