a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ – ПАСТОР и ПЕДАГОГ

Без сомнения великим может быть назван тот, кто является основоположником научной дисциплины, направления, движения, организации, которая оказала какое-либо влияние на мировую историю и цивилизацию. Насколько же значительным можно считать человека, заложившего основы современной педагогики? Бесспорно, весомость и величие Яна Амоса Коменского мог поставить под сомнение только он сам, перенаправляя внимание с себя на еще более Великого Учителя, у которого учился сам – Иисуса Христа.
Автор “Великой дидактики” и основоположник современной педагогики родился в 1592 году в трудный период истории, когда Европа, разделенная на католиков и протестантов, переживала духовный и политический кризис. Его родители умерли, когда Яну исполнилось двенадцать лет и будущий педагог смог получить полноценное образование только благодаря поддержки своей общины. Впрочем, образование того времени вряд ли можно было назвать полноценным. Один из известных преподавателей этого периода, Эйльгард Любин, по этому поводу высказывался так: “Применяемый метод обучения детей представляется мне совершенно таким, как если бы кому-либо, оплатив его труд и старания, поручили нарочно придумать преподавание, так чтобы учителя обучали своих учеников, а те учились не иначе, как с неимоверными трудами, со страшным отвращением, с бесконечными тягостями и притом не иначе, как в предельно длительный промежуток времени... Думая обо всём этом, я, признаюсь, не раз приходил к мысли и к тому решительному убеждению, что всё это введено в школу каким-то злым и завистливым гением, врагом человеческого рода”.
Родители Коменского, как и он сам, были членами общины моравских братьев – деноминации, ведущей своё начало от проповедей Яна Гуса и таборитов и простирающейся в историю до Цинцендорфа и пиетистов, Джона Уэсли и методистского движения XVIII века. Братья, принявшие на себя заботу о двенадцатилетнем Яне, оплатили его обучение за счет общины.
В 1608 году Ян поступил в высшую школу в моравском городе Пршеров. Здесь он стал изучать латинский язык и готовиться к пасторскому и учительскому служению. Тогда он взял второе имя в честь своего любимого библейского пророка – Амос, то есть “тот, кто нравится Богу, угодный Богу”. После Пршерова будущий педагог продолжил учебу в Гернборнском университете в Германии, а потом еще год в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии – “Театр всех вещей” и начал работу над полным словарём чешского языка (“Сокровищница чешского языка”).
В возрасте 22 лет Коменский был рукоположен на пасторское служение в городе Пршеров и решил в будущем распространять свет знаний по всему миру. Сначала он уехал в город Фульнек на границе Чехии и Силезии. Здесь женился, стал отцом и продолжил работу над своими первыми проектами.
Начавшаяся в 1618 году Тридцатилетняя война изменила планы и спокойный темп жизни Коменского. В 1621 году испанская католическая армия захватила Фульнек. Коменский, жизнь которого находилась под угрозой в силу его положения протестантского пастора, вынужден был на некоторое время оставить свою семью. Скрываясь в течение нескольких лет и ничего не зная о положении дома, он написал жене брошюру под названием “О христианском совершенстве”. Кеннет Генгель и Уоррен Бенсон, авторы “Истории и философии христианского образования”, пишут, что в ней “он высказывал мысль о том, что лучшее, что может делать человек, – это с готовностью следовать за Богом, пусть даже со слезами на глазах, и с благодарностью принимать из Его рук все – удачи и неудачи, радости и печали, смех и слезы”. Как оказалось впоследствии, слова эти Ян написал сам себе. Посыльный, которого он отправил передать брошюру, вернулся с известием, что вся его семья умерла во время эпидемии, занесенной в Фульнек испанскими солдатами.
В 1628 году, не дожидаясь новой волны католических репрессий, женившийся к этому моменту повторно Коменский, вместе с другими “моравцами”, покидает Чехию и переселяется в польский город Лешно, который до 1656 года стал центром их деятельности. Именно здесь великий педагог создает свои основные произведения – “Открытая дверь языков и всех наук” (1631), “Великая дидактика” (1632), “Материнская школа” (1633).
В педагогике Коменский был настоящим новатором. Но отмечая прогрессивность его педагогических идей, стоит обязательно отметить фундаментальный библейский взгляд на ребенка, как на драгоценный дар Божий. Сравнивая детей с золотом и серебром, чешский педагог пишет: “Что для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, ...это можно заключить из взаимного сравнения тех или других. Именно: во-первых, золото, серебро и другие такого рода предметы суть вещи неодушевлённые и ничто иное, как попираемый ногами прах, лишь немного более обработанный и очищенный, а дети – живые образы живого Бога” (“Материнская школа”, гл.1). Приводя далее длинный список объективных причин превосходства детей над материальными ценностями, Коменский заключает его интересным выводом: “золото, серебро, драгоценные камни не могут научить нас ничему иному, чему учат нас другие творения, а именно – Божественной мудрости, могуществу, благости. А дети нам даются, как зерцало скромности, приветливости, доброты, согласия и других христианских добродетелей, так как Сам Господь изрекает: “Если выне обратитесь и не станете, как дети, то не войдете в Царство Небесное” (Мф.18:3). …
Наиболее важным этапом в распространении педагогического опыта Коменского можно считать его приглашение в 1641 году в Лондон. Инициатива исходила от группы английских ученых и оказалось взаимовыгодной как для британской педагогики, так и для чешского новатора. Его британские “курсанты” оказались очень старательными и смышлёными учениками. Они на “отлично” усвоили новую, эффективную науку образования и не только внедрили её у себя, но распространили благодаря обширным связям по всему миру.
В 1642 г. английские переселенцы высадились на берегу Массачусетского залива в Америке. Там они основали своё первое поселение и построили (в 1644 г.) первую американскую школу по “типовому проекту” гениального педагогического архитектора, которая и положила начало триумфального марша “Великой дидактики” по всему Новому свету. И тем, что Америка представляет собой сегодня, она, пожалуй, в немалой степени обязана этой “Педагогической Библии“.
Помимо Англии, Ян Амос Коменский трудился в Швеции и Венгрии, где тоже оставил яркий след. Но спустя время он все равно возвращается в Лешно – к тем, кому он был и пастырем, и учителем, и просто другом… Когда в 1656 году во время шведско-польской войны последнее убежище общины “чешских братьев” было сожжено, и остатки общины рассеялись по Европе, Коменский вместе с немногими подопечными нашел себе приют в Голландии, в Амстердаме, где умер в 1670 году.
После смерти великий педагог вместе со своими сочинениями и гениальными идеями, был практически забыт почти на столетие: лишь некоторые великие умы, как Лейбниц, упоминали его педагогические идеи в своих произведениях. Развитие педагогических идей (Локк, Руссо, Песталоцци) шло помимо литературного влияния Коменского.
Стоит отметить, что некоторые сочинения Коменского просто не дошли до нашего времени. В 1656 г. в Лешно во время одного из многих пожаров Тридцатилетней войны были уничтожены плоды его сорокалетних трудов, среди них – два больших и чрезвычайно важных для понимания педагогической системы Коменского педагогических трактата: о синкретическом методе и пансофии (Sylva pansophiae). Уцелевшие философские сочинения чешского педагога долгое время не были известны и стали достоянием общественности много десятилетий спустя. В XIX веке многогранная, на всех европейских языках, литература о Коменском сделала очевидным тот факт, что все, сказанное позднейшими педагогами по частям, им высказано было уже сразу и вместе.
Великий педагог не мог, конечно, написать о себе, как Пушкин: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” Он всегда был противником самовосхваления, поскольку знал, к Кому необходимо обращаться с хвалой и благодарностью. Именно поэтому главный труд жизни Яна Амоса Коменского венчают слова молитвы: “Господи Боже наш! Все, что мы совершаем в честь имени Твоего, все это от Твоих рук!”
P.S. Коменского можно не любить, с ним можно спорить, не соглашаться с некоторыми его методами, но игнорировать этого протестантского пастора невозможно. И причина этого очень проста – вся современная педагогика написана под влиянием его творческого наследия. Хотелось бы, чтобы с методическими и дидактическими принципами современные педагоги смогли хотя бы через толстые очки разглядеть то, как видел цель образования и всей человеческой жизни чешский гений: “Как материнское чрево приготовляет к жизни на земле, так жизнь на земле приготовляет к небу”. Оценивая Великого педагога, хочется повторить прекрасное резюме Евы Бок: “Помимо внесенного им вклада в развитие системы образования, Коменский оставил человечеству жемчужину необычайной ценности в виде примера собственной жизни. Он страдал, но надеялся. Он скорбел, но верил. Он был бедным, но добродетельным. Всю свою жизнь, даже в самых неблагоприятных ситуациях, он верно и послушно служил Господу. В его сердце не было места для протеста и бунта… Ему не нужны были богатство или надежное положение; единственное, что он хотел, – проявлять готовность сидеть, как Мария, у ног Иисуса”.

Источник: Александр Шульга. От пасторства к педагогике // Свет Истины. – 2012. - №4 (4). – С.3-4.
Tags: биография, герои веры, история, учитель
Subscribe

Posts from This Journal “герои веры” Tag

  • УРОКИ ЖИЗНИ ЯНА ГУСА

    Ян Гус родился около 1370 года в селе Гусинец, в Чехии. Он окончил Карлов университет в Праге и был профессором, а затем директором этого…

  • ИОВ XIX ВЕКА

    Наверное, немногие знают, что общего между гостиницей "Американская колония" в Иерусалиме и библейской Книгой Иова. Эта гостиница –…

  • ДЖОН УЭСЛИ

    В Оксфордском университете помнят своих знаменитых студентов и преподавателей, посвятив им отдельную портретную галерею. Экскурсовод, проходя мимо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments