a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ВЕЛИКОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ

Дорогие друзья, для нашего размышления и назидания прочитаем стих Священного Писания, который по праву стал одним из золотых стихов Библии.
1Тим.6:6 «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным»
Прежде чем мы порассуждаем над этими словами, хотелось бы сказать несколько слов о незавидной судьбе многих знаменитых высказываний, произведений искусства, музыкальных хитов и т.п. Когда люди сталкиваются с чем-то ярким и запоминающимся (неважно, что это – песня, фраза, картина, иллюстрация), у них появляется желание поделиться этим, и очень скоро это «нечто» разлетается по миру и многократно тиражируется. Допустим, певцу особо удалась очередная песня, и вот она уже звучит везде: по телевидению, по радио, в супермаркетах, в маршрутках и т.д. Когда мы слышим ее два-три раза, она нам нравится, но когда мы ее слушаем в сотый раз, то она, в лучшем случае, уже не производит на нас особого впечатления, а худшем случае – начинает нас раздражать. Или другой пример - знаменитая Джоконда. Когда человек стоит перед картиной Леонардо да Винчи в Лувре, - это один эффект, но когда мы смотрим на эту картину, растиражированную на миллионах открыток, на рекламных билбордах, копиях доморощенных художников – эффект совершенно другой. Мы уже практически не замечаем никакой загадки в улыбке Моны Лизы.
Так часто бывает и с так называемыми «золотыми стихами» Библии. Мы так часто их слышим, так к ним привыкли, что они уже не производят на нас того эффекта, который они произвели когда-то, когда мы услышали эти слова первый раз. Конечно, очень часто красота определенного библейского стиха раскрывается перед нами со временем больше, чем это было вначале, но нередко бывает и так, что когда мы слышим давно известные нам слова, то уже не ждем от них ничего особенного. Мы проговариваем их почти автоматически. Может быть, бывает и такое, что дитя Божие раздражается и думает: «опять об этом! Сколько можно об этом проповедовать? Что этот проповедник может сказать нам нового?»
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что прочитанный нами сегодня стих относится именно к таким стихам. Многие инстинктивно чувствуют: сейчас нас будут обличать в сребролюбии, уговаривать быть довольными пропитанием и одеждой и т.п. Помните, как Иисус однажды сказал Своим ученикам: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк.8:15). А они что? «И, рассуждая между собою, говорили: [это значит], что хлебов нет у нас» (Мк.8:16). Получается, как в той присказке: «У кого что болит, тот о том и говорит». Что-то похожее происходит и со словами Павла из 1-го Послания Тимофею. Если нам говорят: «великое приобретение - быть благочестивым и довольным», то многие понимают это так: сейчас нам скажут «хватит скиглыть», будьте довольны своими пенсиями и зарплатами и не жалуйтесь на жизнь.
Плохо, дорогие друзья, если мы воспринимаем эти слова как отрицание чего-то, связываем с ними какой-то негативный смысл в плане того, что мы должны от чего-то отказаться и в чем-то себя ограничить. Как важно суметь увидеть сокровенную красоту этих слов, всем сердцем прочувствовать всю их ценность.
Чтобы прочувствовать ценность этих слов, давайте рассмотрим их значение на конкретных библейских примерах.
1)      благочестивый Симеон
Лк.2:25-32 «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля»
Итак, Симеон назван мужем праведным и благочестивым. И мы видим, в чем это проявляется практически. Симеон имел особую духовную чуткость. Он был водим Духом Святым, он точно знал, когда ему следует быть в храме, чтобы встретиться с Иисусом. И он пришел в храм не для того, чтобы попросить что-то у Бога. Он испытал огромную радость от прикосновения к обещанному Мессии. Он взял младенца Иисуса на руки – и был этим доволен. Ему было этого достаточно. И какая проницательность звучит в его словах: «30 ибо видели очи мои спасение Твое, 31 которое Ты уготовал пред лицом всех народов, 32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля». Многие преткнулись об Иисуса, даже ученики Его часто сомневались и до конца не понимали, с кем они имеют дело, но Симеон видит в этом младенце Спасителя. Более того, почти все соотечественники Иисуса понимали Его миссию так, что Он должен стать избавителем только еврейского народа, Симеон же характеризует Иисуса также и как «свет к просвещению язычников». Он имел особенное понимание многих духовных вопросов.
Как важно и нам иметь подобную духовную чуткость.
Один служитель Божий, когда его попросили прокомментировать деятельность Владимира Мунтяна, сказал примерно следующее: «Я уже столько лет с Господом, что тонко чувствую, если где-то в чем-то присутствует душок. И вот такой душок есть в служении Мунтяна». Т.е. иногда не надо долгих рассуждений и объяснений. Благочестивый человек имеет особое духовное чутьё, он внутренним человеком, всем своим естеством чувствует, что сюда я пойду, а туда – не пойду, этого я буду слушать, а этого – не буду. Многие люди не имеют этого. Многие гоняются за какими-то особо духовными лидерами, на которых пребывает какое-то нереальное помазание. Но Иисус предупреждал: «и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь» (Лк.17:23). Пусть ваше вдохновение ведет вас в храм, в молитвенный дом. Чтобы прикоснуться к Иисусу, как это сделал Симеон. Чтобы ощутить блаженство этого момента, когда есть я и есть Бог, чтобы почувствовать эту близость. Чтобы время для нас остановилось, и мы растворились в этом моменте. Ведь в каждом из здесь присутствующих пребывает тот же Дух, что и в тех служителях, что собирают полные залы и стадионы (если, конечно, они не самозванцы, не духовные шарлатаны).
2) благочестивый Корнилий
Деян.10:1-6 «В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? [Ангел] отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой»
В этих словах мы находим характеристику еще одного благочестивого человека, на этот раз – язычника, более того – римского офицера. Пример Корнилия показывает нам, что благочестивым можно быть в любых обстоятельствах. Казалось бы, быть благочестивым – это удел таких людей, как Симеон, который принадлежал к народу Божию, уделял все свое время духовным размышлениям, постоянно посещал храм. Но как быть благочестивым воину, в руках которого – оружие, и в подчинении – сотня солдат? Но мы видим, что Корнилию обстоятельства его жизни не мешали быть благочестивым. И его благочестие проявлялось в том, что он имел страх Божий в своем сердце, был молитвенником и благотворителем. И его благочестие было видно всем. О его благочестии говорят посланные к Петру слуги: «Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих» (Деян.10:22). Его благочестие было видно Петру: «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян.10:34-35). И сам Бог обращает внимание на его благочестие, об этом свидетельствуют слова Ангела: «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян.10:4). Но что особенно важно понять из этой истории – даже если человек ведет безупречную жизнь, даже если он одобряем народом, даже если он творит много милостыни – он нуждается в Иисусе Христе. Бог увидел старание этого человека, и направил его жизнь в правильное русло. Бог показал ему путь к спасению.
Произошло то, о чем говорил Симеон: «ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк.2:30-32). И первым язычником, который принял крещение и стал членом Церкви Христовой, стал Корнилий.
Вспоминается один эпизод из Евангельского повествования:
Мф.16:17-19 «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; 18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; 19 и дам тебе ключи Царства Небесного»
И мы видим, как Петр использует эти ключи. Именно Петр проповедовал в день Пятидесятницы, после чего приняли крещение около 3000 человек. И вот теперь снова Петр использует ключи Царства Небесного для того, чтобы открыть дверь Царства для язычников.
Корнилия отличало деятельное благочестие и духовная жажда. Он жаждал услышать истину, и Бог увидел его жаждущее сердце, Он послал в его дом того, кто может показать ему источник воды живой, текущей в жизнь вечную.
3) благочестивый Анания
Деян.22:12-13 «Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, 13 пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его»
Мы видим здесь третьего человека, которого Писание называет благочестивым: «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями». Кстати говоря, хотя такое качество, как благочестие, в первую очередь подчеркивает особые взаимоотношения человека с Богом, но оно также проявляется и во взаимоотношениях с людьми. Корнилий был одобряемый народом иудейским, Анания был одобряем иудеями, живущими в Дамаске. То есть если человек считает себя благочестивым, но находится во враждебных отношениях с братьями – он находится в обольщении относительно своего духовного состояния.
Писание не раскрывает перед нами всех подробностей благочестивой жизни Анании. Но есть один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Для этого посмотрим, как упомянутая ситуация описана в 9-й главе Книги Деяний.
Деян.9:10-17 «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи.
11 Господь же [сказал] ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится,
12 и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел.
13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;
14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.
15 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми.
16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.
17 Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа»
Вот эти слова Анании заслуживают нашего внимания: «брат Савл!». Кому он говорит эти слова? Как он сам свидетельствует перед Богом: «Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое» (Деян.9:13-14). Поставьте себя на место Анании. Перед вами стоит человек, руки которого в крови. Вы знаете, сколько боли он причинил Церкви. Вы знаете, сколько слез детей Божьих пролито по причине деятельности этого человека. Как бы вы поступили? Что бы вы ему сказали?
Бог сказал Анании: «иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян.9:15). И Анании этого достаточно. Для Анании с этого момента Савл – это брат во Христе. Петр не смог назвать Корнилия братом, хотя тот и был благочестивым. Слишком велика была в те времена пропасть между иудеями и язычниками. Может он, конечно, и назвал, но Священное Писание об этом умалчивает. Но Анания этому гонителю и извергу протягивает руку и называет его братом. Наверное, он думал примерно так: «Что бы там ни случилось раньше, какими бы ни были обстоятельства жизни этого человека, если Бог принял его, кто я такой, чтобы не принять?».
Здесь мы видим удивительное качество благочестия Анании - послушание Богу вопреки обстоятельствам. Хорошо быть послушным Богу, когда мы согласны с Его решением, нам все нравится и все складывается хорошо. Но только истинно благочестивый человек поступает так, как учит Бог, в любых обстоятельствах.
Итак, на примере этих трех мужей Божьих мы увидели, что значит быть благочестивым человеком. Благочестивого человека отличает духовная чуткость, духовная жажда, послушание Богу, страх Божий. И при всем этом – довольство тем, что происходит в жизни.
Слово Божье учит нас, что быть благочестивым и довольным – это великое приобретение. Знаете, среди человеческих качеств есть качества врожденные, а есть приобретенные. Каждый из нас рождается с определенными задатками, с определенными способностями, талантами. Иногда человек говорит: «вот тебе хорошо, ты такой спокойный, а у меня взрывной характер. Мне сложно себя контролировать». Но мы прочитали, что быть благочестивым, быть довольным – это приобретение. Это то, что мы с вами, как дети Божьи, приобретаем, но происходит это в нашей жизни не автоматически.
Петр говорит:
2Пет.1:3 «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию»
Вроде бы, нам это даровано, но нужно прилагать усилие – «через познание»…
Павел пишет:
1Тим.4:7 «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии».
Оказывается, нужно упражняться в благочестии. А тренировки – это и шишки, и падения, главное – верность, последовательность и упорство.
Еще послушаем Павла:
Флп.4:11-13 «Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»
Павел говорит – я научился, это не пришло само собой. Это не врожденное, это – приобретенное. Это – великое приобретение, хоть оно и нелегко дается, но оно того стоит. Почему? Да потому что никто не знает, что нас ожидает за очередным зигзагом нашей жизни. Хорошо, если все хорошо, но если испытание? Если болезнь? Если мы потеряем того, на кого мы надеялись, что он обеспечит нам безбедную старость? Да даже если и ничего такого не случится – ведь можно все иметь, и быть недовольным. Сегодня люди многое приобретают, и их самочувствие, их довольство часто зависит от этого. Но сколько человек бывает доволен, когда он что-то приобрел? День-два? Неделю? А потом снова и снова надо что-то приобретать, чтобы отвлечься, чтобы развлечься, чтобы успокоиться, чтобы отогнать мрачные мысли… Есть такая иллюстрация: как человек может согреться? Один вариант – надеть на себя разогретую у огня или на батарее одежду. Это – внешний источник тепла. Второй вариант – согреться за счет внутреннего тепла. Здоровый человек одевает холодную одежду, ёжится, ему неуютно, но через некоторое время одежда согревается и ему тепло. Но если человек болен, то его не согреешь даже и разогретой одеждой, он будет дрожать от внутреннего холода. Точно так же и в духовном плане. Если наше довольство зависит от внешних обстоятельств, от того, что и сколько мы приобретаем, - оно не продлится долго. А если придут испытания – так человек вообще, - как голый на морозе. Но если человек благочестив и доволен, он согревается за счет внутреннего тепла своего сердца. Даже если приходят испытания, он согрет внутренним теплом. Это воистину великое приобретение – быть благочестивым и довольным.
Итак, мы с вами немного порассуждали сегодня над этими словами: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным». Многие, к сожалению, воспринимают эти слова как ложку дегтя в бочке Божьей благодати. Быть благочестивым – это что-то такое скучное, да при этом нужно еще и быть довольным. Но это стоит того, чтобы учиться этому. Надо потрудиться над собой, чтобы с Божьей помощью приобрести качества благочестивого человека. А чтобы быть довольным, надо научиться замечать хорошее даже в мелочах, быть благодарным за все, что происходит в нашей жизни.
Tags: Павел, Симеон, благодарность, благочестие, христианство в действии
Subscribe

Posts from This Journal “благочестие” Tag

  • ЧЕТЫРЕ ВЕРНЫХ СЛОВА

    Откуда взялось такое название? Дело в том, что в Библии четыре раза встречается выражение «верное слово». В Писании говорится о чем-то, и…

  • СРЕТЕНИЕ

    Слово «сретение» для внецерковного человека кажется странным и необычным. Если вдуматься в его значение, то в нем угадывается…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments