a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ПРИЗВАНИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

Лк.1:5-17 «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета…
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
               14           и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
               15           ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей;
               16           и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
               17           и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный»
В начале этого места Священного Писания мы знакомимся с немолодыми супругами, Захарией и Елисаветой, которые много лет просили Господа, чтобы Он подарил им ребенка. Наконец, они получили ответ на свои молитвы. Но получили они ответ необычным способом и в необычном месте. Во-первых, Захария узнал о том, что его молитва услышана, от Ангела Господня; во-вторых, он получил эту весть в храме, на святом месте, во время каждения. Если бы вопрос стоял только в том, чтобы порадовать эту благословенную семью и подарить им долгожданное дитя, вряд ли Бог использовал бы такую обстановку. То, что о рождении Иоанна Крестителя было возвещено в храме, говорит нам о его особом призвании. Ангел провозгласил Захарии, что «он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». В этих словах заключена цель его рождения, его призвание, программа всей его жизни.
Поразмышляем сегодня над словами, заключенными в 17-м стихе.
1)«предъидет пред Ним в духе и силе Илии»
На эти слова любят ссылаться те, кто проповедует идею переселения душ. В параллельном месте, к которому мы сегодня будем неоднократно обращаться, записанном в книге пророка Малахии, сказано еще более выразительно:
Мал.4:5 «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного»
Мы с вами знаем, что Илия не умер, как все люди, он был унесен огненной колесницей на Небеса. И поэтому иудеи ожидали, что он вновь придет. Но одно дело ожидать пришествия Илии, а другое – говорить о его воплощении в другом теле. Вот, например, один показательный эпизод:
Мф.17:10-13 «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?
11 Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все;
12 но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.
13 Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе»
Такое впечатление, что и сам Иисус поддерживает идею переселения душ. Ведь он сам говорит, что Илия должен был «прийти прежде», т.е. речь идет о том, кто предваряет пришествие Господа, о «предтече», и он пришел, и пророчество исполнилось. Однако давайте обратим внимание на слова «Илия уже пришел, и … поступили с ним, как хотели». Очевидно, к тому времени Иоанн Креститель уже был мертв. Однако интересно, что Иисус сказал эти слова, когда Он с учениками Своими сходил с горы Преображения, где состоялась их встреча с Моисеем и Илией. Все это выглядит странно: если дух Илии воплотился в теле Иоанна Крестителя, то с кем Иисус общался на горе?
Итак, слова, которые Бог вложил в уста Гавриила, более правильно отражают то, что произошло в реальности: «предъидет пред Ним в духе и силе Илии». То есть это был не сам Илия, а пророк, который имел такой же ревностный дух, такую же внутреннюю силу, какую имел Илия. Вы помните, как на горе Кармил ему противостояли четыреста пятьдесят пророков Вааловых и четыреста пророков дубравных, и Илия одержал великую победу. Чтобы понять, что же заключено в выражении «дух Илии», прочитаем один стих:
3Цар.18:36 «Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему»
Вот что значит иметь «дух Илии» - значит находиться в абсолютном послушании воле Божией. И таким духом обладал Иоанн Креститель.
2) «чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников»
Эти слова вроде бы говорят о том, что дети утратили нечто важное, что имели их отцы, и теперь необходимо, чтобы «непокорные» дети обрели сердца своих отцов-«праведников». Если это так, то кто же они, эти отцы?
Иер.7:25-26 «С того дня, как отцы ваши вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих - пророков, посылал всякий день с раннего утра; но они не слушались Меня и не приклонили уха своего, а ожесточили выю свою, поступали хуже отцов своих»
Мы видим, что не все в порядке с праведностью было как у отцов еврейского народа, так и у «отцов их отцов».
Более подробно эта ситуация обрисована в следующем фрагменте:
4Цар.17:7-14 «Когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом Богом своим, Который вывел их из земли Египетской, из-под руки фараона, царя Египетского, и стали чтить богов иных, …
13 тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков.
14 Но они не слушали и ожесточили выю свою, как была выя отцов их, которые не веровали в Господа, Бога своего»
В 23 главе Евангелия от Матфея описаны очень жесткие обличения Иисуса в адрес книжников и фарисеев, среди которых мы находим следующее:
Мф.23:29-32 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших»
Мы видим, что даже книжники и фарисеи признавали, что поведение их отцов было далеким от праведного. Тогда сердца каких же отцов должны были вернуться детям?
Исх.3:13-15 «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. 15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам…»
Вот на сердца каких отцов обращает внимание Гавриил в беседе с Захарией! Отцами здесь названы те, кто имел личное общение с Богом, кто был послушен Богу, доверял Ему. Авраам назван отцом всех верующих (Рим.4:11), поэтому и настоящими детьми его являются дети не по крови, а по духу.
Мф.3:7-9 «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? 8 сотворите же достойный плод покаяния 9 и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»
Без покаяния никто не может считать отцом Авраама, и называть Бога своим отцом.
Но давайте еще обратимся к параллельному месту из книги Малахии:
Мал.4:6 «И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их…»
Здесь мы видим немного иной подход. Не только сердца детей должны обратиться к отцам, но и сердца отцов – к детям. Первое мы уже разобрали, а что же имеется в виду во втором случае? Почему сердца отцов должны быть обращены к детям?
Чтобы с этим разобраться, давайте вспомним один эпизод. Однажды фарисеи, видя те чудеса, которые творит Иисус, обвинили Его в том, что Он связан с нечистыми духами: «Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского». На это Иисус им ответил:
Мф.12:27 «И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями»
Как нам с вами известно, Иисус начал свое служение в возрасте 30-ти лет. Его ученики также были относительно молодые люди. И это все происходило в условиях патриархального общества, когда «отцы» должны были учить «детей», а не наоборот. Однако старшее поколение не готово было принять новое учение, которое принес Христос. Возраст нам дает массу преимуществ (жизненный опыт, мудрость и т.д.), но с возрастом человек, как правило становится менее гибким, он больше держится за традиции и ему бывает сложно кардинально изменить свое мировоззрение. Итак, поскольку сердца людей старшего поколения были ожесточены и не готовы принять Благую Весть, первыми учениками Иисуса стали «дети», а не «отцы». Можно сказать, что исполнилось то, что было предсказано в 44-м Псалме:
Пс.44:17 «Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле»
Вот почему сказано, что «он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их».
3) «дабы представить Господу народ приготовленный»
Интересно, что в Малахии цель всех этих приготовлений звучит иначе: «чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Очень грозное предупреждение! На основании этого иногда толкуют это место в том смысле, что оно относится к временам, описанным в Откровении, когда чаша Божьего гнева готова излиться на непокорные народы, но, как мы увидели, эти слова, с небольшими изменениями, Гавриил сказал именно об Иоанне Крестителе. И цель деятельности Иоанна выражена в словах «дабы представить Господу народ приготовленный». И мы с вами не ошибемся, если скажем, что эти цели – у Малахии и у Луки – дополняют друг друга, ведь если сердца людей (как отцов, так и детей) не будут изменены, если Благая Весть будет отвергнута, если люди не захотят покаяться, то вот тогда и изольется гнев Божий на землю и всех ее жителей!
Итак, сегодня мы с вами попытались найти ответ на вопрос: «В чем заключалось призвание Иоанна Крестителя?». Его призвание заключалось в том, чтобы, как сказано в другом месте, приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему (Мк.1:3). Что же это за стези, где этот путь? Как мы сегодня увидели, эти стези находятся в сердцах людей. Чтобы приготовить путь Господу, нужно было возвратить сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников. Необходимо, чтобы сердца детей стали похожи на сердце Авраама, а сердца отцов – на сердца учеников Христа.
Сказанное имеет большое значение и для нас с вами. Ведь и мы, как те люди, которые говорили «отец у нас Авраам», можем успокаивать себя тем, что наш народ христианский, и наши родители верующие, да и мы сами принадлежим к определенной поместной церкви. Нам нужно внимательно следить за состоянием своего сердца, чтобы оно было приготовлено к встрече с Господом.
Tags: Иоанн Креститель, Крещение, праведность, пророчество, цель
Subscribe

Posts from This Journal “Крещение” Tag

  • ПРОПОВЕДЬ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ о МИЛОСЕРДИИ

    Лк.3:1-11 « В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в…

  • О ВЕТХОЗАВЕТНОМ ПРООБРАЗЕ КРЕЩЕНИЯ

    Сказав: "что отцы наши все были под облаком"; он продолжает: "и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и…

  • ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНИЯ

    Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился; до…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments