a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК и ЕЛИСЕЙ

Лк.12:16-21 «…у одного богатого человека был хороший урожай в поле; 17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, 19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21 Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет»
3Цар.19:19-21 «И пошел он оттуда, и нашел Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар [волов] было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою.20 И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе? 21 Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему»
Слово Божье – зеркало, которое показывает нам нас самих. Мы вглядываемся в вереницу библейских персонажей, реальных и вымышленных, и сопоставляем их поступки, их решения, их выбор с тем, что происходит в нашей жизни. И это большое благо для нас, когда мы находим подсказки, примеры того, как следует и как не следует поступать.
Только что мы прочитали два эпизода из жизни двух активных, деятельных людей. Они не сидели на месте, сложа руки, они активно трудились, и в их жизни был успех. Богатый человек из притчи Иисуса хорошо потрудился и был вознагражден хорошим урожаем. Елисей тоже был человек не бедный. У него было 12 пар волов, что свидетельствует о его достатке. Мы видим его пашущим поле в надежде на хороший урожай.
Все мы работаем в надежде получить результат, не правда ли? Но иногда в нашей жизни возникает непредвиденная ситуация, или, как часто сегодня говорят, форс-мажор. Происходит что-то такое, на что мы не рассчитывали. И в том, какой выбор мы сделаем, как мы поступим, проявляется истинное состояние нашего сердца.
Богач получил урожай, который превышал его самые смелые ожидания. Он не был новичком в своем деле, у него были достаточно вместительные житницы. И этих житниц ему было достаточно для того, чтобы быть богатым человеком. Ему хватало и на питание, и на корм скоту, и на посев. Ему хватило бы и сейчас. Но этот урожай был испытанием для него. В конце притчи Иисус сказал, подводя итог: «Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Таким образом, испытание этого человека заключалось в выборе: продолжать богатеть «в себя» или начать богатеть «в Бога», т.е. помочь нуждающимся, проявить милосердие, заняться благотворительностью. Этот человек избрал первый, более привычный для него путь. В этом проявилось его ненасытимость.
Давайте теперь взглянем на Елисея. В его жизни был, казалось бы, самый обычный день, и ничто не предвещало каких-то перемен. Он пахал землю, когда вдруг появился пророк Илия. И он, проходя мимо, бросил на Елисея свою верхнюю одежду. Это был знак избрания, знак призвания на служение. Илия не уговаривал Елисея, не звал его за собой. Но этот жест перевернул всю внутренность Елисея. Этот форс-мажор навсегда изменил его жизнь. И своими действиями он показал, что обратного пути для него нет. Мосты сожжены! «Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажегши плуг волов, изжарил мясо их, и роздал людям, и они ели. А сам встал и пошел за Илиею, и стал служить ему».
Вот интересный тест для нас, для нашего духовного состояния: чей поступок нам кажется более безумным? Поступок богача, который решил сломать житницы и построить новые, или поступок Елисея, который уничтожил то, что делало его самостоятельным, независимым, давало ему пропитание – и пошел, чтобы служить пророку Божию? Он не оставил для себя пути к отходу, не предусмотрел «запасного аэродрома». Конечно, современный мир назовет того богатого человека благоразумным, а Елисея – безумным. И в этом, как и во многом другом, мнение людей кардинально отличается от оценки Бога. Бог ясно выразил свое отношение: Он назвал богача безумным. Безумен тот, кто живет, не помышляя о вечности. Безумен тот, кто все свои силы тратит на благоустройство своей земной жизни, забывая о духовной жизни.
Богатый человек проявил ненасытимость к материальным благам. Елисей также проявил ненасытимость, однако – другого рода.
4Цар.2:8-9 «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. 9 Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне»
Вот она – ненасытимость Елисея. В течение длительного времени он находился рядом с Илией. Он видел те чудеса, те проявления духа Илии, которые поражали его воображение. Но ему этого казалось мало. И вот, в момент расставания, он высказывает Илии свое самое сокровенное желание. И это желание заключается не в том, чтобы иметь материальный достаток, богатых спонсоров, чтобы обеспечить свое служение. Его желание заключается в двойном действии духа Божия, того духа, который действовал в Илии.
Но в чем же заключается это двойное присутствие, двойное действие духа Божия в Елисее? Очень часто вспоминается случай, когда Елисей именем Господним проклял малых детей, и вышли две медведицы, и растерзали 42 ребенка. Неужели в этом заключается действие духа Божия? Можно долго рассуждать на эту тему. Можно сказать, что на самом деле это были не малые дети, а отроки, которые сознательно издевались над пророком Божиим. Можно сказать, что число 42 – это число языческих богов, которым поклонялись живущие в той местности народы. Можно также сказать, что если Илия поразил взрослых жрецов Ваала, то Елисей, под действием Духа Божия, поразил молодых учеников этих жрецов, показывая тем самым большую чувствительность к мерзости, восстающей против Бога. Но, конечно же, не в этом заключается двойное действие Духа Божия.
Первое чудо, которое сотворил Елисей, заключалось в следующем.
4Цар.2:19-22 «И сказали жители того города Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. 20 И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему.21 И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. 22 И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал»
Вспоминается в связи с этим эпизод из жизни Иисуса Христа. Какое первое чудо сотворил Он? Это был случай, когда на браке в Кане Галилейской Иисус превратил воду в вино. И в конце этого эпизода сказано:
Ин.2:11 «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою»
Довольно странно звучат эти слова, не правда ли? Как так может быть, что через такое спорное, незначительное действие была явлена слава Божия? Однако суть здесь заключается в том, что Иисус всегда проявлял глубокое сочувствие и снисходительность к людям, даже в мелочах. Мы иногда можем думать, что для нас есть достойные, а есть недостойные случаи, когда кто-то просит у нас о помощи. Но Иисус всегда старался войти в положение тех людей, которые к нему обращались. Точно такое же действие Духа Божия мы видим и в служении Елисея.
4Цар.4:42-44 «Пришел некто из Ваал-Шалиши, и принес человеку Божию хлебный начаток - двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе. И сказал Елисей: отдай людям, пусть едят. 43 И сказал слуга его: что тут я дам ста человекам? И сказал он: отдай людям, пусть едят, ибо так говорит Господь: "насытятся, и останется". 44 Он подал им, и они насытились, и еще осталось, по слову Господню»
Что это нам напоминает? Не является ли это примером того, как Иисус насыщал тысячи людей несколькими хлебами и рыбками?
4Цар.6:1-7 «И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; 2 пойдем к Иордану и возьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказал: пойдите. 3 И сказал один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказал он: пойду. 4 И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья. 5 И когда один валил бревно, топор его упал в воду. И закричал он и сказал: ах, господин мой! а он взят был на подержание! 6 И сказал человек Божий: где он упал? Он указал ему место. И отрубил он [кусок] дерева и бросил туда, и всплыл топор. 7 И сказал он: возьми себе. Он протянул руку свою и взял его»
Мы прочитали еще один пример, когда Елисей вникает в ничтожнейшие и незначительные обстоятельства жизни людей. Казалось бы, утонул топор – ну и что? Не такая уж и большая проблема, чтобы являть силу Божию. Но Елисей увидел в этих незначительных обстоятельствах глубокую нужду человека, который был настолько беден, что даже топор взял в аренду, чтобы как-то заработать на жизнь. И Елисей помогает ему в этой нужде.
Мы можем также вспомнить другой пример – с вдовой.
4Цар.4:1-7 «Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе.
2 И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем.
3 И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало,
4 и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй.
5 И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала.
6 Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло.
7 И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими»
Снова мы видим, как действует Дух Божий через Елисея. Он глубоко принимает к сердцу печальное положение вдовы. Он мог бы сказать: «я сочувствую тебе, я буду о тебе молиться», или «я поговорю с твоим заимодавцем, может быть, он потерпит и не будет требовать немедленного возвращения долга», или «терпи, сестра, ведь любящим Бога все содействует ко благу». Все это – не самые плохие на самом деле варианты, однако Елисей избирает самый лучший. Он являет чудо, которое позволяет этой бедной вдове разрешить ее финансовые проблемы. Бог по ходатайству Елисея наполняет до краев те пустые сосуды, которые были в доме вдовы, и этого вполне хватает не только для того, чтобы заплатить все долги, но и чтобы питаться ей самой с сыновьями. Дух Господень вдвойне дает нам даже больше, чем мы помышляем!
Последнее действие Духа Божия, о котором мы упомянем сегодня, проявилось в отношении Елисея к врагам своего народа. Народ Божий в те времена находился в плачевном состоянии, его притесняли многие языческие народы. И вот – два эпизода показывают нам, насколько Елисей отличался от своих современников. Первый эпизод – это исцеление Неемана, языческого полководца, идолопоклонника, притеснителя. Многие другие израильтяне были рады видеть своего врага в плачевном состоянии, в неизлечимой болезни. Но Елисей исцеляет его (4Цар.5:1-14). Второй эпизод – когда сирийское войско вторглось в Израиль, чтобы захватить Елисея, который открывал царю Израильскому все планы сириян. Однако по слову Елисея Бог поразил все вражеское войско слепотою, и они вошли в столицу Израильского царства и оказались в полном окружении. Тогда царь Израильский спросил Елисея: «не избить ли их, отец мой?». Но Елисей ответил: «Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему». И вражеские воины вместо смерти получили царский обед и ушли домой живыми и здоровыми. И после этого случая перестали ходить полчища сирийские в землю Израилеву (4Цар.6:8-23). Так Елисей предваряет слова Иисуса: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). Так действует «Дух Илии вдвойне».
И в завершении хотелось бы вспомнить еще одни слова Иисуса Христа:
Мф.9:37-38 «жатвы много, а делателей мало; 38 итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»
Какие же люди нужны в таких условиях, когда жатвы много? Такие, как богатый человек, которые будут ломать житницы и строить новые, или такие, как Елисей, которые жаждут двойного действия Духа Божия в своей жизни? Вопрос риторический. Конечно же, сегодня Церковь Божия нуждается в таких людях, как Елисей. Будем молиться, чтобы Отец наш Небесный выслал именно таких делателей на жатву Свою.
Tags: Дух Святой, безумие, богатство, выбор, жатва, испытание, милосердие
Subscribe

Posts from This Journal “выбор” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments