a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ

Мф. 7:1 «Не судите, да не судимы будете»
1Кор. 11:31 «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы»

Осуждение ближних является одним из тех распространенных грехов, на которые верующие меньше всего обращают внимание и с которыми мало ведут борьбу. Осуждение ближних содержит в себе большое зло: от осуждения страдают те, кого судят, и те, кто судит, причем последние терпят в конечном счете больший урон, о чем будет идти речь ниже.
«Судить» — значит сосредоточивать внимание на недостатках других и разглашать неблаговидные поступки наших ближних с целью показать последних в худшем свете. Осуждение других всегда связано с желанием возвысить себя.
Рассмотрим вкратце притчу Иисуса Христа о фарисее и мытаре, имеющую непосредственное отношение к предмету наших рассуждений.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10–14).
Читая притчу о фарисее и мытаре, мы преисполняемся неприятным чувством к фарисею, но происходит это потому, что Сам Господь обнаружил нам мысли фарисея. Но мы не читаем мысли людей, можем не слышать их молитв, и фарисей, если бы он жил на наших глазах, казался бы нам другим: мы судили бы о нем по его поступкам, действиям, а они следующие: «Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Пост! Какое это нелегкое дело, да еще два раза в неделю. Это похоже на подвиг. Десятая часть — это довольно значительное пожертвование, как бы ни был мал или велик доход. Не многие из нас могут сравниться с фарисеем и в этом отношении. И если бы при этом фарисей попросил в молитве, вместе с Давидом: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23–24), или, как мытарь: «Будь милостив ко мне грешнику», то Господь внял бы молитве фарисея и поставил бы его в пример другим. Но фарисей не поступил так, больше того, он в молитве стал осуждать других и подпал под осуждение сам. И дело не только в том, что он осудил других, — он возгордился, стал надеяться на свою праведность. Итак, гордость и самонадеянность, с одной стороны, и осуждение ближних, с другой, определили печальную участь фарисея. Несмотря на его добродетели, он вошел в историю христианства как отрицательный пример.
Мы все, в той или иной степени, фарисеи. Все мы склонны осудить наших ближних, а между тем никто из нас не имеет ни малейшего права судить других, потому что «все мы много согрешаем» (Иак. 3:2).
Духовное состояние верующих, да и вообще всех людей, можно представить в виде картины леса. Известно, что в лесу, рядом с низкими можжевеловыми кустарниками, растут высокие сосны и ели. И все же, несмотря на такую большую разницу деревьев по высоте, лес, как бы дремуч он ни был, не высоко поднялся к небу. Если посмотреть на опушку леса с расстояния нескольких километров, то лес покажется узкой примкнувшей к земле полоской, а если подняться на высоту или посмотреть на лес с самолета, то и совсем не будет видно высоты леса: он сольется с землей.
Так и в среде верующих: несмотря на то, что одни возвышаются над другими, как высокие ели над можжевеловыми кустами, все же в глазах Господа праведность наша ничтожно мала, ибо Господь и в ангелах усматривает недостатки, а поэтому «да хвалится брат униженный высотою своею» (Иак. 1:9), ибо униженных и смиренных возвышает Господь (Пс. 146:6). А ты, гордящийся своим положением, дающий десятину и осуждающий других, бойся оказаться осужденным, потому что ты не просишь прощения у Господа, хотя столько грехов ты имеешь, к которым ты привык. Так не суди брата своего, а проси прощения у Господа за согрешения свои и прощай взаимно. Да и откуда тебе знать, что на сердце у брата твоего, а между тем Господь исключительно смотрит на сердце человека (1Цар. 16:7).
Вот ты осуждаешь брата своего за неблаговидный поступок, а того не замечаешь, сколько слез он пролил за него; а также не знаешь, что Господь, быть может, давно простил согрешившего брата, а ты все еще продолжаешь указывать пальцем на него. К тому же ты не узнал, в каких условиях находился согрешивший брат. А Господь — праведный Судья — все знает и все учитывает. Ему известно, кто пал в жестокой борьбе со грехом, а кто пьет грех, как губка воду.
Осуждение других опасно еще и тем, что, осуждая наших ближних, мы забываем свои согрешения и не просим Господа о прощении их, а непрощенный грех может расти, как снежный ком, и если это будет продолжаться долго, то грехи могут вырасти в такую глыбу, что затмят от нас Господа, а без Него не может быть спасения.
Мы не должны судить других и потому, что, как отмечалось выше, суды наши очень несовершенны: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? …Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:3–5). Особенно нехорошо судить других потому, что этим полагаем камень преткновения внешним, чем наносим немалый ущерб строительству Царствия Божия. У некоторых верующих склонность к осуждению других переросла из слабости в порок, с которой подчас очень трудно бороться, но бороться, тем не менее, необходимо. Нужно и в этом случае просить у Господа силы и мудрости для преодоления этого недуга.
Говоря об осуждении, как о большом зле, мы не должны проходить мимо впавшего в грех брата; в таких случаях мы должны поступать, как учит Иисус Христос: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним …Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, чтобы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви» (Мф. 18:15–17).
И в заключение: не будем сосредоточивать внимание на недостатках других, но будем чаще проверять свою жизнь в свете Божьего слова, и будем, бия себя в грудь, просить: «Боже! будь милостив ко мне». Будем с любовью снисходить друг ко другу, почитая один другого высшим себя (Фил. 2:3). В этом сущность практического христианства.
-  -  -  -  -  -  -
Источник: Болезнь века // Вера и жизнь. – 1983. – №4 (46).
Tags: грех, осуждение, самообман, смирение, суд, фарисеи, христианство в действии
Subscribe

Posts from This Journal “христианство в действии” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments