a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

О СОВЕСТИ

Что такое совесть и какое место должна она занимать в жизни верующего человека?
Слово «совесть» в настоящее время употребляется почти всеми культурными народами и имеет ясный и определенный смысл. Но человечество не сразу пришло к понятию о совести и дало ему соответствующее обозначение. Для этого потребовалось много времени.
Уже в глубокой древности, когда еще не существовало никаких писаных законов, человек замечал за собой, что при совершении одних поступков им овладевало какое-то радостное чувство, а при совершении других, противоположного характера, - какое-то смущение, неудовлетворение, грусть.
Этот «внутренний голос», который оправдывал или осуждал поступки человека, был совершенно независим от развития религии или культуры. Он руководил и Адамом, и Каином, и премудрым Соломоном; во все времена слышал его в душе своей и вельможа и простолюдин, и свободный и раб, и богатый и бедный. Эта таинственная способность человека — оценивать собственные поступки — является достоянием как высококультурных христианских народов, так и язычников, живущих в глубоком духовном невежестве. Оно является свойством, присущим всему человечеству.
Но, несмотря на то, что это странное внутреннее чувство руководило поступками человека в продолжение многих тысячелетий, оно не имело общепризнанного названия, не обозначалось общим словом: каждый народ давал ему свое наименование. И только в Греции стало оно обозначаться словом «совесть».
Передают, что один греческий мудрец, Периандр, живший в пятом веке до Р. X., на заданный ему вопрос «Что такое свобода?» ответил: «Чистая совесть».
Всеобщее же употребление народом этого слова в Греции мы встречаем только около 2-го столетия до Р. X. С этого времени оно постепенно стало проникать и к другим культурным народам, обозначая то же самое понятие. Так оно дошло и до нас.
СОВЕСТЬ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
При изучении Ветхого Завета мы не только не встречаем слова «совесть», но вообще и других слов, носящих отвлеченный, философский характер.
Народ израильский принадлежал к племени семитов. Ум семитов не был способен делать отвлеченные обобщения. Он больше наблюдал, чем проникал. Им также был чужд психический анализ и полное раскрытие всех свойств души человека. Они изучали человека настолько, насколько это нужно было для внешнего сношения с ним.
Но хотя израильский народ, вследствие своего семитического ума, и не дал миру точного понятия о душе, он, в то же самое время, дал миру величайшую религиозную книгу — Библию.
Если же мы и не находим в книгах Ветхого Завета точных понятий и слов, выражающих работу души человека, то это еще не значит, что евреям была неизвестна эта внутренняя способность его, это «нечто», что мы называем «совестью». Все качества души человека были ведь присущи и им; они, как и мы, переживали различные чувства; но только они не дали этим чувствам точных названий. Они были в положении тех народов, которые изобрели звуки для письма и рисовали их, но только не различали гласных от согласных.
То, что мы теперь приписываем совести, они приписывали «сердцу». «Не укорит меня сердце мое», — говорит Иов (27:6). Подобных мест имеется весьма много. Голос сердца для них был тем, к чему они прислушивались и чему старались повиноваться, хотя главным руководством в своей жизни они считали для себя закон Моисеев.
СОВЕСТЬ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Христос в Своем учении о душе человека выяснил величайшую ее ценность. Он глубоко и всесторонне выявил внутреннее состояние человека, указал на необходимость «чистоты сердца», которая и является источником жизни. Но, в то же самое время, Он ничего не сказал о «совести». Это, конечно, не потому, что Христос как бы ничего не знал о ней, как другие: мы далеки от такого мнения; но потому, что арамейский язык, на котором говорил Христос, не имел этого слова и подобных ему: этот язык был еще беднее словами и оборотами, чем древнееврейский. Поэтому и не удивительно, что мы ничего не находим в Евангелии о «совести».
Что же касается апостола Павла, апостола Петра и Евангелия Луки, то в их книгах и посланиях уже не только часто встречается слово «совесть», но даже имеется и некоторое учение о ней. Конечно, это объясняется тем, что апостолы начали употреблять это слово, благодаря знанию греческого языка, на котором они писали и который был тогда мировым языком.
Исследуя, как о «совести» говорится в Евангелии, мы читаем, что и язычники имеют совесть, которая оценивает их поступки (Рим. 4:14–15); затем — что совесть может быть «порочной», «сожженной» и «оскверненной» (Евр. 10:22; 1 Тим. 4:2; Тит. 1:15), но что посредством Крови Христа ее можно «очистить» (Евр. 9:14). Поэтому апостол Павел стремился иметь «непорочную совесть» (Деян. 24:16), и советует всем верующим достигать того же (1Тим. 1:5 и 19; 3:9; Евр. 13:18). Об этом же самом говорит и апостол Петр (1Пет. 3:16 и 21). Что же касается места Ин. 8:9: «обличаемы совестью», то этих слов нет в Вульгате; в последних критических Евангелиях они также выпущены.
Имея на страницах Евангелия такие ценные определения совести, как чего-то такого, что оценивает поступки человека, а также читая, в каком различном состоянии она бывает, мы теперь можем получить более ясное представление о ней самой и о том, какое место она должна занимать в нашей жизни.
«Тысячи внешних голосов зовут нас куда-то в сторону», — говорит Л. Маллори, «но только один внутренний, слабый голос может быть нашим надежным руководителем».
Нельзя бороться с требованием совести: это — требование Бога, и поэтому лучше сразу покориться ей.
Поэтому берегись всего того, что внушается тебе без проверки твоего внутреннего сознания.
Когда тебе говорят: «Не верь своей совести», будь уверен, что тебя хотят обмануть, и не поддавайся.
Не оставляй священных страниц Евангелия, указывающих путь к Богу и истинный смысл жизни; не угашай тихого веяния Святого Духа, дарованного тебе, как залог Вечности и как сила для борьбы с грехом; не борись с угрызениями своей совести, которые смущают тебя при твоем падении.
Языческие народы, великие мудрецы и учителя человечества, как-то: Будда, Конфуций, Лао-Цзы, Сократ, Платон и другие — приближались к Богу и познавали путь Его чрез явственный голос своей совести, которая, подобно утреннему лучу, освещала их телесную храмину.
Поэтому и апостол Павел неоднократно заявлял, что он стремится иметь добрую совесть и в чистой совести служить Богу (Деян. 23:1; 24:16). А знаменитый проповедник Иоанн Златоуст очень часто в своих проповедях указывал, что совесть есть верный путеводитель к достижению истинной добродетели.
От нас зависит: заглушить нашу совесть или озариться от нее светом; прислушиваться к ней, если она повелевает нам сделать что-нибудь, или нет. Если мы не исполняем того, что она нам велит, а она продолжает нас предупреждать — то могучий ее голос начинает мало-помалу ослабевать и, наконец, совершенно умолкает.
Поэтому постоянно прислушивайся к голосу твоей совести и будешь счастлив!
-  -  -  -  -  -  -
Источник: Моторин И. О совести // Вера и жизнь. – 1982. - №1 (38).
Tags: сердце, совесть, советы
Subscribe

Posts from This Journal “совесть” Tag

  • ОТТЕНКИ ГОРДОСТИ

    Гордость – это чувство самодостаточности, когда человек чувствует, что ему для того, чтобы жить в мире, достаточно его внутреннего…

  • МУКИ СОВЕСТИ

    Является ли потребность в раскаянии и исповеди подлинной особенностью человеческой души? Об этом мы много шептались с Антоном в нескончаемых…

  • НОЧНОЙ ЭКЗАМЕН

    Леонтий Александрович Белкин возвращался вечером с работы и увидел на земле монету. Хотел было поднять, но потом подумал: «Что же это я,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments