a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

О ЗАВИСТИ

«Кто имеет ухо слышать, да слышит!»
«Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое…»
Иак. 3:16
Демон зависти — один из владык падшего человечества. Черной нитью проходит зависть чрез все страницы Священного Писания и длинным рядом ярких примеров предостерегает нас от ее тиранической власти.
Екклесиаст, глубоко вникавший во все взаимоотношения людские, установил, что «всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть».
Апостол Павел смотрел на зависть, как на естественную сферу жизни всякого невозрожденного человека. Говоря о жизни людей, до их обращения к Богу, он всюду упоминает о зависти и в общем списке их грехов и пороков отводит этой зависти чуть ли не первое место: «Исполнены зависти, убийства, распрей, обмана…», «жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга …» и т. д.
Всем известно, как часто зависть свивает себе прочное гнездо среди детей в больших семьях. «Братья Иосифа по зависти продали его в Египет…» Они завидовали пророческим снам Иосифа, его разноцветной одежде, близости его отношений к родному отцу и пр. Как часто в семье вдруг начинает казаться тому или другому домочадцу, что родители обходят его лаской, проявляют больше внимания брату или сестре, что любят его теперь не так уже горячо, как любили прежде. И сколько нужно иметь родительской чуткости к ребенку, чтобы вовремя заметить рождение этого нездорового чувства и умело подчеркнуть свою полную беспристрастность в отношениях ко всем детям, указать им на их безусловное пред родителями равенство.
Люди стремятся, все время, установить полное равенство в мире. Как ни хороша эта идея, но и она если не рождена завистью, то, во всяком случае, тесно связана с этим чувством. Устроить земную жизнь так, чтобы все одинаково пользовались ее благами, были бы в равной мере здоровы, умны, счастливы и довольны и уже не завидовали бы друг другу — какая утопия! До тех пор, пока грех господствует в мире, будет господствовать и зависть.
Зависть — от сатаны
Когда Господь благословляет человека, сатана непременно постарается испортить, урезать плоды этого благословения. «Господь благословил Исаака… он стал весьма великим… и филистимляне стали завидовать ему…» и причиняли ему не мало огорчений: все колодцы Исааковы «филистимляне завалили и засыпали землею…» Авимелех позавидовал Исааку и сказал ему: «удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас…» В этих кратких описаниях Ветхозаветного быта вырисовывается внутренний облик всякого завистливого человека. Видя удачу и благополучие своего ближнего, завистник не удовлетворяется одним лишь горьким чувством, он начинает действовать… он претендует на такую же долю благополучия, на такой же головокружительный успех, а если не так, то успешный в делах и счастливец в жизни должен снизойти на уровень завистника и «без его ведома не выделяться…»
Странно то, что идея равенства, в этом ее нездоровом виде, может проникнуть даже в церковь.
Правда, Христос сказал: «все вы — братья». Но из этих же братьев Господь поставляет в церкви «одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями…», одним Он поручает больше, другим меньше, одному дает десять талантов, другому пять, а третьему только два или один. И есть опасность для получившего меньше стараться из чувства зависти низвести всех на одну и ту же ступень, привести, как говорят, к общему знаменателю. В свое время Корей, Дафан и Авирон пришли к такому именно заключению и восстали на Моисея и Аарона, говоря: «Полно вам; все общество, все святы и среди них Господь!» Но подобный взгляд на «всех» оказался только их личным и притом неправильным взглядом, Бог же смотрел на общество Израилево и на его вождей совершенно иначе. Отступники утверждали, что «все святы и среди них Господь»; но ослепленные завистью, они уже не видели, что Господа с ними не было. И Господь не замедлил показать «кто Его и кто свят…», но последствия зависти были весьма ужасны.
Враг душ человеческих не перестает и в наше время действовать губительным орудием зависти, вселяя в сердца людей возмущение против существующих установлений Божиих в церкви, особенно же против ее служителей, забывая, что «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом…»
Чем ближе мы стоим к Богу, тем яснее мы видим наше место в церкви, среди сестер, среди святых, среди рабов Его. И если Бог открывает нам иногда нашу собственную духовную нищету и духовные достижения других верующих, то не для того, чтобы мы им завидовали, но возревновали о достижении тех же самых вершин духовных, чтобы облеклись в смирение и кротость, мудрость и силу.
«И что еще скажу? Недостает мне времени, чтобы повествовать» о Сауле, покушавшемся из зависти на жизнь Давида, о сатрапах вавилонских, искавших души Даниила, о священниках и книжниках, которые «предали Христа из зависти…», о тех, кто проповедует Христа не чисто, «по зависти и любопрению», о тех, кто имеют «горькую зависть и сварливость» и лгут на истину, именуя себя чадами Божьими.
Апостол Павел дает нам дивный совет: «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать…»
Почему в сердце верующего не должно быть места зависти?
Потому, что «где зависть и сварливость там неустройство и все худое…» Зависть идет рука об руку с другими грехами: сварливостью, недоброжелательством, гневом, клеветой. Позавидовать ближнему — значит утратить мир душевный, лишиться радости, стать на путь раздражительности и осуждения. Завистник внушает сначала себе самому, а потом и другим, что всем, чем пользуется «счастливец», он пользуется незаслуженно, незаконно. Завистник доходит до того, что пытается любой ценой лишить «счастливца» всех его благ и даже уничтожить его самого: «а за что убил его? за то, что дела его были злы, а дела брата его праведны…»
Зависть — не созидает, а разрушает; она направляет к «неустройству», дезорганизует всю сложную структуру внутренней жизни человека, приводит его к самым неожиданным последствиям: «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его…». Зависть сначала обкрадывает человека духовно, делает его замкнутым, желчным, нелюдимым, а потом уже приводит свою жертву и к материальной нищете. И действительно, кому приятно иметь дело с человеком, у которого зависть иссушила и продырявила душу? Слово Божие говорит: «Не вкушай пищи у человека завистливого, и не прельщайся лакомыми яствами его: потому что, каковы мысли в душе его, таков и он: «ешь и пей» — говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно…»
Зависть наказывается Богом
Просматривая жизнь завистников Ветхого и Нового Заветов, мы легко можем установить, что все эти люди тяжко расплатились за свое злое чувство. У каждого из нас, вероятно, возникнут в памяти отдельные жизненные случаи, подтверждающие вышеизложенную истину.
В жизни плотского, недуховного верующего зависть играет иногда немаловажную роль. Если мы живем не «по духу», а «по плоти», «плоды плоти известны, они суть: вражда, ссоры, зависть…» Эта опасность не исключалась даже среди апостольской церкви, и апостол Павел пишет: «Я опасаюсь, чтобы мне по пришествии моем, не найти у вас раздоров, зависти… беспорядков…» Опасения апостола Павла, к сожалению, оправдались в Коринфской церкви, которой он должен был прямо написать: «Вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?..»
Бог избавляет от зависти
Что же делать? Как избавиться от этого тяжкого духовного недуга? И есть ли вообще бальзам для исцеления?
Благодарение Господу нашему Иисусу Христу, соделавшемуся «освящением нашим» — мы имеем средство от зависти. Две вещи предлагает Господь для нашего избавления: «отложить» и «облечься»:
«Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение…»
«Итак облекитесь, как избранные Божии святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение . . . Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле; и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно…»
Только тогда, когда мы напоены Духом, насыщены Словом и Сам Христос занимает все наше сердце Своей Божественной любовью, зависть исчезает, ибо «любовь не завидует»!
-  -  -  -  -  -  -
Источник: Вера Рогозина. Зависть // Вера и Жизнь. – 1980. – № 4 (31).
Tags: грех, духовность, зависть, сатана
Subscribe

Posts from This Journal “зависть” Tag

  • ГНЕВ НЕПРАВЕДНЫЙ

    И вот, началось с того, что у маленькой Денвер загорелись глазки, а кончилось настоящим пиром для девяноста человек Их громкие голоса в доме номер…

  • РАДУЙТЕСЬ с РАДУЮЩИМИСЯ

    В сорок седьмом году освобождения из лагеря вовсе не были массовыми, как, казалось бы, должно быть. Ведь это было десятилетие тридцать седьмого…

  • ЗАВИСТЬ

    Что такое зависть»? — Чувство досады и раздражения, вызванное успехом, превосходством или благополучием ближнего. В глазах зависти…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments