a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ИНАУГУРАЦИОННАЯ ПРОПОВЕДЬ БАРГРЕЙВА

Одним из традиционных способов репрезентации власти монарха были приуроченные к годовщинам его восшествия на престол торжества, отражавшие как общие представления о природе монархии, так и конкретную политическую программу данного правления. Для первых Стюартов интронизация была важным событием в “политическом календаре”, что проявилось в посвященных ей опубликованных проповедях.
Первая из сохранившихся проповедей была произнесена в 1627 г. королевским капелланом и деканом Кентербери Айзеком Баргрейвом. Она была адресована в первую очередь королю и его приближенным, присутствовавшим во время ее чтения, а затем напечатана “по специальному указу Его Величества”, т.е. являлась официальным изданием.
Начало карьеры А. Баргрейва приходится на 1610-е годы, когда он, выпускник Кембриджа, стал капелланом своего родственника дипломата Генри Уоттона, посла в Венеции. Там он сблизился с кругом сочувствующих протестантизму венецианских священнослужителей и антикваров. По возвращении из Италии А. Баргрейв получил степень доктора богословия и в 1622 г. был назначен капелланом принца Уэльского, после восшествия которого на престол стал капелланом короля. А. Баргрейв был протеже Бэкингема и пользовался покровительством У. Лода, хотя при Якове он и вызывал нарекания властей за свои проповеди в парламенте, направленные против арминианизма. После воцарения нового монарха он стал поддерживать теорию божественного права королей, что, как отмечают его биографы, отразилось в тексте проповеди.
В ней можно выделить несколько основных тем, которые впоследствии использовались многими авторами, но главной среди них было послушание. Проповедь начинается с цитаты из Ветхого Завета: “ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство”. Уже в самой цитате заложена двойственность: на первый взгляд, она обращена против непослушания подданных, и в продолжение своей мысли Баргрейв довольно много рассуждает о божественном праве королей. Однако библейский контекст дает совсем другую картину: в 15 главе 1-й Книги Царств речь идет о непослушании Саула, который не выполнил Божью волю. Самуил порицает царя, и именно к нему обращены эти строки, рефреном повторяющиеся в проповеди. Таким образом, она, будучи прочитанной перед Карлом I, обращена прежде всего к королю, а не к его подданным и указывает монарху на то, что над ним есть Царь Небесный, волю которого земные государи должны выполнять беспрекословно. Непослушание Саула состояло в том, что он оставил в живых царя амаликитян Агага и его стадо, в то время как Бог повелел ему уничтожить все живое, что было у них. Обращение именно к этому эпизоду из Библии могло быть воспринято как напоминание об обещании нового короля защищать своих единоверцев на континенте и прекратить длительную политику “мира” и “невмешательства” в дела других европейских государств. Учитывая жесткую позицию Баргрейва по отношению к католикам, неоднократно выражавшуюся прежде, это кажется весьма вероятным.
Проповедник особо останавливается на грехе Саула: это “дурное деяние”, которое отягчалось “нестоящими целями, из-за которых он восстал против Бога”. Ранее он пояснял, что послушание дороже любых жертв (Саул оставил в живых стада амаликитян, дабы принести их в жертву на алтаре). Баргрейв также говорит о больших надеждах, которые Господь возлагал на этого царя. Таким образом, Саул представляется пастве и читателям Баргрейва весьма достойным правителем, получившим все от Бога. Но отказавшись выполнить Его волю, Саул проявил неблагодарность и непослушание, не воздав Господу за Его дары.
В то же время проповедник обращался не только к государю, но и к народу, ставшему, по его словам, “царем над всеми нациями”, одновременно польстив “английскому Израилю” и его королю и смягчив свое порицание. Английская нация процветает и увенчивается таким божьим даром, как нынешний король, “бдительный защитник и охранитель всех этих благословений”. Причиной восстания против Бога и его наместника на земле является первородный грех, врожденная слабость рода человеческого, который “рад слышать о Христе–спасителе, но не хочет знать о Христе–повелителе” и ожидает времен, когда каждый поденщик будет королем. Главными подверженными этому греху подданными Карла оказываются “злоязычные” люди, “чья совесть [погрязла] в неповиновении”. Нетрудно угадать здесь намек на пуритан; в тот период речь могла идти в первую очередь о пресвитерианах. Восстание объявляется нарушением божественного закона и величайшим из грехов в противовес послушанию как “родителю всех добродетелей”.
Однако критика и обличения, присутствовавшие в этом тексте, не выходили далеко за рамки общепринятого “пастырского наставления”. Баргрейв утверждал в проповеди, помимо теории божественного права королей, официальные взгляды на должное государственное устройство – порядок во всем. К этой же теме относится пассаж о посредничестве короля между Богом и людьми, состоящем в подчинении их божественному закону. Тем не менее Баргрейв хотел подчеркнуть, что король есть человек перед лицом Бога, хотя его подданные могут считать его божественным.
Это было, безусловно, возвеличением короля, но одновременно и указанием на то, что он – все же человек и должен опасаться греха. Он называет короля “бесценным благословением Бога”, “которому предписано повиноваться”. День восшествия на престол Карла I провозглашается им “счастливейшим днем, равным которому нет”, а сам Карл – “истинным наследником своего отца, справедливым и благочестивым королем”. Самым же лучшим жертвоприношением в этот праздник может быть только “повиновение как Богу, так и нашему королю”, а самым худшим грехом – непослушание. Эта настойчиво проводимая автором идея имеет кроме лежащего на поверхности смысла (необходимость беспрекословного следования воле Божьей) и коннотации с политикой по отношению к церкви. Хотя это было начало правления Карла, общая тенденция к распространению арминианизма уже давала о себе знать, и Баргрейв, говоря о ничтожности церемониального жертвоприношения по сравнению с искренней верой, скорее всего, высказал свою критику в этом аспекте.
Таким же образом в тексте проповеди перемешаны неявные намеки на грешность носителя монархической власти, его подотчетность Богу и его прославление, призыв к повиновению государю. Против Бога грешат “и Саул и его народ”, исходя из чего выстроен весь дальнейший текст, в котором встречаются пассажи, приравнивающие монарха к его подданным в греховности и теоретически позволяющие читателю проводить не вполне благоприятные для королевской власти параллели.
Адресация проповеди ко всем подданным без исключения подчеркивалась проповедником: “…поскольку это может относиться ко всем людям, высшим и низшим, богатым и бедным, одним и другим”. Столь широкая обращенность проповеди также указывает на то, что в ней не было замечено никаких “подводных камней”, на которые указывалось выше, она была однозначно понята Карлом как прославление власти монарха. В принципе, говорить обратное довольно сложно, ведь большую часть текста действительно занимало утверждение “божественного права” короля и обязанности подданных ему повиноваться, а нюансы, которые могли не так понять читатели, кажутся завуалированными и безопасными для королевской власти.

Источник: Кирьянова Е.А. “Зримый образ Бога”: король и монархическая власть в инаугурационных проповедях в период “единоличного” правления Карла I Стюарта // Средние века : Исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. - 2010. - Вып.71(3/4). - С. 225-243.
Tags: Англия, власть, история христианства, послушание
Subscribe

Posts from This Journal “послушание” Tag

  • О ЦЕНЕ и ОЦЕНКЕ

    Чарли Стейнметц спроектировал генераторы, вырабатывавшие электричество для первых конвейеров на заводе Генри Форда. Через некоторое время после…

  • ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ЧУДЕС в ЖИЗНИ ХРИСТИАНИНА

    Ч итая первые главы Евангелия от Луки, мы видим людей, которые ходили с Иешуа и просто были Его учениками, но их жизнь всё ещё оставалась…

  • ВЕРНЫЙ ОСТАТОК

    Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Луки 18:8). Как вы думаете, сколько евреев в Египте не поверили Богу, не совершили…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments