a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

УВЕРЕННОСТЬ и СОМНЕНИЕ


Указанные в названии психологические состояния сопровождают человека в течение всей его жизни. Каждый человек когда-либо переживал времена уверенности и периоды сомнения. Эти состояния могут также присутствовать одновременно (то есть человек может испытывать уверенность в чем-то одном и сомнение в другом).

Если говорить о христианской жизни, то в ней также есть место и уверенности, и сомнению. Конечно, уверенность выглядит предпочтительней, и мы интуитивно тянемся к людям, которые излучают уверенность, предпочитаем их тем, которые постоянно колеблются и сомневаются. Уверенность наполняет нашу жизнь оптимизмом, освобождает от ропота, недовольства, рождает хвалу в наших сердцах.

Но сегодня хотелось бы поразмышлять над таким явлением, как «уверенность в спасении». Это понятие является одним из камней преткновения между христианскими церквями. Одни утверждают, что спасение потерять нельзя, другие обвиняют первых в излишней самоуверенности и предпочитают избегать подобной категоричности.

Так все таки, можем мы потерять спасение, или нет?

 

Обратимся к Священному Писанию.

2 Ин.8 «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду»

Итак, согласно Библии, потерять мы можем то, над чем мы трудились. Но трудились ли мы над нашим спасением? Есть ли в нем наша заслуга? Нет. Наше спасение – это целиком и полностью заслуга Иисуса Христа.

1 Кор.3:11-15 «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12           Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, -

13           каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14           У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15           А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня»

Как мы видим, потерять мы можем награду, а не спасение.

Но давайте зададим другой вопрос: а отпасть от спасения мы можем?

Вы спросите: а какая разница? Что в лоб, что по лбу – результат то один и тот же?!

На самом деле разница огромная. Если я говорю: «Я могу потерять спасение» - это значит, что проблема в самом спасении. Получается, что спасение несовершенно, что-то такое Бог не предусмотрел, и в результате я спасение потерял. Если же я говорю: «Я могу отпасть» - то проблема во мне. Ответственность – на мне. Эти слова говорят о моей несостоятельности.

2 Пет.3:17 «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения»

Гал.5:4 «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати»

Евр.2:1 «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть»

Как видно, Слово Божье неоднократно упоминает о возможности отпадения христианина, и это означает, что такая опасность есть, и она вполне реальна.

Если мы невнимательны к Слову Божию, нерадивы к нуждам нашего спасения, если нас не интересуют вопросы нашего духовного возрастания, то хотим мы или нет, нравится нам это или нет, согласны мы с этим или не согласны – наше спасение совершенно не защищено.

Но есть и такое мнение: если человек отпал, то он не был спасен. Посмотрим, что говорит Слово Божье:

2 Тим.2:12 «если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас»

Как можно отречься от чужого ребенка? Он и так чужой. Отречься можно только от того, кто стал своим.

2 Пет.2:20-22 «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.

21           Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.

22           Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи»

Евр.6:4-6 «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого,

5             и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века,

6             и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]»

Как можно говорить о человеке, «соделавшемся причастником Духа Святого», что он не был спасен?

Когда мы говорим об уверенности христианина в спасении, то возможны две крайности:

- человек всю жизнь сомневается, спасен ли он (крайние формы – самобичевание, аскетизм, стремление «заработать» спасение);

- человек становится самонадеянным: что бы я не делал, как бы не жил, спасение у меня «в кармане».

Думается, что истина, как это чаще всего и бывает, находится посередине. Спасение связывает воедино совершенного Бога и несовершенного человека, отсюда абсолютная уверенность вряд ли возможна. Но и постоянные сомнения не оправданы.

1 Ин.5:10-12 «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

11           Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

12           Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни»

Мы должны помнить о том, что настоящая, истинная уверенность является результатом смирения и сожаления о грехе. Сердце должно быть вспахано сокрушением и покаянием, прежде чем Бог посеет в нем семена уверенности. В противном случае в сердце может вырасти ложная уверенность – самонадеянность, разновидность гордости. Прекрасный пример этому – история о фарисее и мытаре.

Лк.18:9-14 «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

10           два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11           Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12           пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13           Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14           Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»

В самом начале Иисус поясняет, кому адресована притча – «к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других». Подобная уверенность не угодна Богу, и она часто заканчивается уничижением других. Это уничижение может быть индивидуальным («что он за христианин – позорище; я бы такого никогда не допустил») и групповым («только наша деноминация угодна Богу» или крайний вариант – «спасутся только те, кто посещает нашу поместную церковь»). Христианин становится похожим на этого фарисея из притчи, когда провозглашает: «Я принял Христа как своего личного Спасителя! Я исповедал грехи! Я спасен!». Я – на первом месте. К остальным – презрение…

Когда мы становимся самонадеянными, наша бдительность притупляется, и отношение ко греху становится более покладистым.

Мы должны помнить, что основание нашего спасения – не в нас, а в Иисусе Христе.

Ефес.2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился»

1 Пет.1:3-5 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому,

4             к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас,

5             силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время»

Устоим ли мы, если будем уповать на свои силы? Ответ отрицательный.

Соблюдет ли нас Иисус Христос ко спасению? Слово Божье однозначно говорит: «Да». Наша ответственность – это вера. Ответственность Христа – сила Божия. Он одержал великую победу. Он несет на раменах своих могущество и в сердце своем – любовь.

Ин.17:24 «Отче, которых ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною…»

Иисус, ходатайствуя за нас перед Отцом, говорит «хочу»! Какой контраст с тем, как Он просил о себе в Гефсиманской молитве: «Отче! если возможно, да минует Меня чаша сия!». Иисус желает, чтобы там, где находится Он, были и мы. А воля Сына есть воля и Отца.

Итак, будем внимательны к своему хождению пред Богом, чтобы нам не отпасть от спасения в Иисусе Христе, и чтобы наша уверенность основывалась на твердом основании Слова Божия.

 


Tags: сомнение, спасение, уверенность
Subscribe

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ДОБРОДЕТЕЛИ

    Таково свойство добродетели: ей удивляются даже и те, кто её преследует. Таково свойство зла: его презирают даже те, кто его делает. Иоанн…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ МАМОНОВА

    15 июля 2021 года от последствий коронавирусной инфекции на 71-м году жизни скончался актер, поэт, музыкант и радиоведущий Петр Николаевич…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ЖЕЛАНИЯХ

    Не к добру людям исполнение их желаний. Гераклит Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием. Продик…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ДОБРОДЕТЕЛИ

    Таково свойство добродетели: ей удивляются даже и те, кто её преследует. Таково свойство зла: его презирают даже те, кто его делает. Иоанн…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ МАМОНОВА

    15 июля 2021 года от последствий коронавирусной инфекции на 71-м году жизни скончался актер, поэт, музыкант и радиоведущий Петр Николаевич…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ЖЕЛАНИЯХ

    Не к добру людям исполнение их желаний. Гераклит Удвоенное желание есть страсть, удвоенная страсть становится безумием. Продик…