a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ОБРАЗЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БОГА и ЧЕЛОВЕКА. Ч.2.

Сегодня мы с вами снова коснемся темы взаимоотношений Бога и человека, продолжим анализ тех образов, через которые эти взаимоотношения раскрываются в Библии. Напомню, что в первой части размышлений по этой теме мы рассмотрели три образа: 1) образ гончара и глиняного сосуда; 2) образ пастыря и овец; 3) образ Господина и раба (слуги). Мы увидели, что каждый из этих образов подчеркивает определенную грань наших взаимоотношений с Богом. Первый образ подчеркивает наш статус хрупкого творения Божия, нацеливает нас на полное подчинение воле Творца, свидетельствует о том, что без Его Духа мы – всего лишь бесполезные черепки. Во втором образе мы видим заботу Божью о нас, восполнение Им всех наших нужд. Мы видим, что каждый из нас очень дорог для нашего небесного Пастыря. Третий образ требует от нас благоговейного отношения к своему Господину, постоянного бодрствования, готовности надлежащим образом использовать все полученные от Него таланты. ОБРАЗЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БОГА и ЧЕЛОВЕКА.   Ч.1.
Теперь перейдем к следующим трем образам. Для этого прочитаем следующее место:
Ин.8:35 «раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно»
Таким образом, мы поднимаемся еще на одну ступень. Раб, слуга находится в доме своего господина только для того, чтобы исполнять его повеления. Сын занимает в этом доме совершенно иное положение. Он является членом семьи, на нем, на его благе сосредоточено все внимание главы семьи.
Итак, четвертый образ – это образ Бога как небесного Отца и сотворенных Им людей как детей Божьих.
4) Отец и дети
Это, пожалуй, самый распространенный образ взаимоотношений Бога и человека. Для такого вывода достаточно хотя бы того факта, что в христианской среде принято называть друг друга «братья и сестры». А мы знаем, что братьями и сестрами являются те, кто имеют общего отца.
Этот образ широко использовался как в ветхозаветные, так и в новозаветные времена. В Ветхом завете «Отец» был символом и средоточием авторитета, силы, которая не только дарует жизнь, но и поддерживает ее. В этом смысле в понятии «отец» мотивы строгости и уважения пересекались с мотивами доброты и заботы.
Пс.102:13 «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его»
В Евангелиях слово «Отец», как обозначение Бога, встречается не менее 170 раз. Сам Иисус часто называл Бога не только Своим Отцом, но и Отцом своих учеников. Например, после Своего воскресения Он обращается к Марии Магдалине со словами:
Ин.20:17 «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»
Одной из самых трогательных историй, которые Иисус рассказывал Своим ученикам, является притча о блудном сыне, которую можно было бы назвать притчей об отцовской любви Бога (Лк.15:11–32). В этой притче мы видим глубину падения человека, который идет на поводу у своих греховных желаний, а затем – его полное восстановление. И все это возможно благодаря искреннему покаянию. И такое покаяние мы находим в следующих словах блудного сына:
Лк.15:18-19 «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих»
И хотя мы с вами не заслуживаем даже того, чтобы быть наемниками в доме Отца нашего Небесного, Он по своей великой любви и милости, по своей немыслимой благодати называет нас своими детьми.
Рим.8:14-17 «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу…»
Вот такой путь здесь открывается – от усыновления – к наследству Божию.
Образ Отца и детей – это очень сильный образ. К сожалению, в последние десятилетия этот образ уже не имеет такой силы воздействия на умы, как это было раньше. Этому есть несколько причин, среди которых: упадок традиционных семейных ценностей; широкое распространение протестных настроений, восстание детей против власти отца; массовый отказ отцов от отцовской ответственности; расцвет феминизма, который бросает вызов патриархальным устоям общества, создает образ мужчины как угнетателя женщин. Но тем не менее, образ Бога как Отца продолжает содержать в себе сильный заряд любви, верности, желания блага своим детям.
Перейдем к следующему образу.
5) Друзья
Ин.15:12-15 «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего»
Напомню, что мы с вами располагаем образы взаимоотношений Бога и человека по мере возрастания их значимости. Кто-то может спросить: почему же образ друзей мы поставили выше образа Отца и детей? Конечно, здесь возможны два варианта. После образа Господина и раба мы можем поставить либо образ друзей, либо – образ Отца и детей. И то, и другое будет правильно. Тем более, что такой переход нам позволяют сделать слова Христа: «раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно» (Ин.8:35); и «Я уже не называю вас рабами … но Я назвал вас друзьями» (Ин.15:15).
Конечно, с нашей, человеческой точки зрения, лучше быть дитем Божьим, быть частью семьи Бога. Но с точки зрения Бога – ему хотелось бы видеть в нас друзей, и чтобы мы видели в Нем друга. Даже в земных семьях большое благословение, когда дети, вырастая, становятся друзьями своим родителям. В этой заключается особая степень доверия, взаимопонимания, взаимной заинтересованности друг в друге.
Кто-то определил дружбу как способность "узнавать сердце другого и открывать ему свое сердце". Такие отношения требуют особого доверия. Это большое благословение – иметь таких друзей, в которых мы уверены на 100%, которые полученную о нас информацию умеют хранить втайне и могут использовать ее только нам во благо.
Два эпизода в Ветхом завете иллюстрируют образ дружбы с Богом.
Быт.18:16-17 «И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их. 17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!»
Апостол Иаков называет Авраама другом Божьим: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим» (Иак.2:23). И мы видим, как это проявляется практически. Бог открывает перед Авраамом Свои планы относительно Содома, зная, что там находится его племянник, Лот. И Авраам даже пытается оспорить это решение, по крайней мере – смягчить последствия для этого нечестивого города.
Исх.33:11 «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим»
Мы видим, что и с Моисеем у Бога были близкие, доверительные отношения.
Конечно, дружба бывает разная. У блудного сына были друзья, пока у него были деньги. Но как только деньги закончились, то и все друзья куда-то разбежались. В притчах объясняется, что такое настоящая дружба.
Притчи 17:17: «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья»
У одного человека было три друга, из которых двух он любил, к третьему же был меньше привязан. Случилась с этим человеком беда: он попал под суд и заранее знал, что его ожидает смертный приговор.
Желая как-нибудь избежать этой участи, он бросился к первому своему другу, прося его помочь и заступиться за него. Тот проявил свое сочувствие только тем, что подарил ему хороший костюм, чтобы он мог явиться на суд в приличном виде. Обратился он тогда ко второму, умоляя его попытаться оправдать его; но друг этот, хотя и выразил свое горячее сочувствие, ничего другого не сделал для него, как только проводил его до дверей суда. Неудовлетворенный и расстроенный отношением любимых друзей, несчастный человек решился прибегнуть к помощи третьего друга, который в счастливые дни был часто им забыт. И этот-то друг сердечнее всех откликнулся на его горе: он пошел с ним вместе на суд и так горячо говорил в защиту, что отстоял его перед обвинителем и избавил от великой беды.
Кто же такие действующие лица этой притчи? Человек, приговоренный к смерти, — это каждый из нас, еще живущий на земле. А три друга: первый — богатство, земные блага, наше имущество. Этот друг может помочь нам лишь тем, что позволит нам прилично выглядеть в гробу. Второй друг – наши родственники, проявляющие сочувствие и сострадание, но они могут лишь проводить нас до двери суда, т.е. до могилы, дальше этой двери они с нами не пойдут. Третий друг — Иисус Христос, Спаситель. Благо тому, кто в этой жизни уверовал в Него и прилепился к Нему всем сердцем своим! Потому что только Он остается с нами и после нашей смерти. Он сопровождает нас и в долине смертной тени (Пс.22:4). Он является нашим Ходатаем перед судом Божиим и вводит нас через оправдание Своей смертью и воскресением в славу Божию.
Мы прочитали, как Христос говорит, обращаясь к Своим ученикам: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эту любовь Он явил сам по отношению к каждому из нас. И далее Он говорит: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. 15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего»
Как друг, Иисус ищет особых доверительных отношений с нами. Со своей стороны Он сделал для этого все от Него зависящее. Дело за нами. Иисус говорит: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями». Таким образом, не мы являемся инициаторами этой дружбы. Было бы слишком фамильярно сказать Богу: «Ты – мой друг». Но Он первый протягивает к нам руку дружбы. И Он рассчитывает на взаимность.
6) Жених и Невеста
И последний образ мы рассмотрим, для чего прочитаем один стих из Книги пророка Исаии.
Ис.62:5 «Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и [как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой»
Образ жениха и невесты – это кульминация взаимоотношений Бога и человека. И чувства, которые венчают эти отношения – любовь и радость от взаимного присутствия и близкого общения! Хотя буквально эти слова сказаны об Иерусалиме, но они имеют отношение и к нам с вами.
В одной из притч Иисус предстает перед нами как купец, который ищет жемчуг. И вот, когда Он находит драгоценную жемчужину, Он продаёт все, что имеет, и покупает эту жемчужину. Жемчужина - это символ безупречной красоты. И этот образ касается Церкви Божией.
Кульминация человеческой истории – это брачный пир Агнца, и Церковь названа Невестой Христа и женой Агнца.
Откр.19:6-9 «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. 7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. 8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. 9 И сказал мне [Ангел]: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца»
Невеста - это образное выражение чистоты и свежести, жена – символ неразрывности отношений между Христом и Церковью. Как для невесты самое большое желание – соединиться и быть всегда со своим женихом, так и самое большое желание Церкви – быть всегда с Иисусом.
Откр.22:17 «И Дух и невеста говорят: прииди!»
Этот образ говорит нам о безграничной взаимной преданности жениха и невесты. Кроме того, этот образ предполагает серьезную подготовку к встрече. Мы прочитали: «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя». В чем заключается это приготовление? «И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Мы с вами облачаемся не только в белые одежды, приготовленные нам Агнцем, омытые Его кровью. Есть и наша доля ответственности – облекаться в праведность.
Итак, Бог приглашает нас на брачный пир. Не на тяжкую работу, не на суд, а на пир. Печально, что многие находят для себя более приемлемые занятия. Помните притчу Иисуса, когда один человек пригласил своих друзей на пир, но все приглашенные, словно сговорились, начали извиняться. «Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня» (Лк.14:18-19). Печальная картина! Для каждого друга это должно быть радостное событие, но друзья показали себя не с лучшей стороны. И тогда тот человек дал распоряжение пойти по улицам, переулкам и изгородям, и пригласить всех – увечных, хромых и слепых. Он и сегодня приглашает каждого, для кого это ценно и радостно – быть на брачном пире.
Итак, сегодня мы с вами рассмотрели еще три образа, три метафоры, через которые Слово Божье раскрывает перед нами особую картину взаимоотношений Бога и человека. Каждый из этих образов (Отец и дети, друзья, Жених и невеста) раскрывают определённые грани наших взаимоотношений с Богом. Но есть и нечто общее, что объединяет эти образы. И это – любовь. В этих образах мы видим разные грани любви Бога к нам: любовь Отца, любовь друга, любовь жениха. Любовь – это то, что наполняет сердце Господа при мысли о каждом из нас. Будем помнить об этом и постараемся отвечать Богу нашей верностью, благодарностью, послушанием, искренностью, стремлением исполнить Его заповеди. Пусть наша любовь будет достойным ответом Господу за то, что Он сделал для нас. Его любовь заключается не только в словах, но и в поступках, в делах. Пусть и наша любовь также состоит из поступков. Любовь к нашему Небесному Отцу, верному Другу и блистательному Жениху.
Tags: Бог, любовь, отец, христианство, человек
Subscribe

Posts from This Journal “любовь” Tag

  • ЛЮБОВЬ и ТРУСОСТЬ

    Почему так нередко любовь непрочна? Несхожесть характеров? Чья-то узость? Причин всех нельзя перечислить точно, Но главное все же, пожалуй,…

  • ТЕОРИЯ ЛЮБВИ СТЕРНБЕРГА

    Предлагаем вам познакомиться с чрезвычайно интересной трёхкомпонентной теорией любви психолога Роберта Стернберга. Он выделяет три фундаментальных…

  • МАМА ЧЕЛЕНТАНО

    В далеком 1927 году семейство из южной провинции Фоджи (регион Апулии) двинулось на север Италии в поисках нового места жительства. Предчувствие…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments