a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ОБРАЗЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БОГА и ЧЕЛОВЕКА. Ч.1.

Мы с вами поклоняемся непостижимому Богу, Творцу неба и земли, всего видимого и невидимого. Человек – тоже Его творение, и не просто творение, а венец, завершающий аккорд творения, созданный во славу Божью и для вечного общения с ним. По крайней мере, таков был замысел Бога относительно человека. Однако после того, как змей нашел лазейку к сердцам Адама и Евы, как сегодня говорят, «что-то пошло не так». Грехопадение разрушило ту первоначальную идиллию общения Бога и человека, которая была в Эдеме. Сегодня мы с вами можем только строить догадки относительно того, каковы были взаимоотношения первых людей с Богом. Вся последующая история человечества, в которую мы с вами также вовлечены, является попыткой Бога, или, лучше сказать, планом Бога по восстановлению утраченных взаимоотношений. И через Священное Писание мы можем с вами проследить динамику развития этих взаимоотношений, которая открывается через различные образы, многообразные метафоры. Каждая из этих метафор подчеркивает определенную грань наших взаимоотношений с Богом.
Давайте сегодня посмотрим: каковы эти образы, через которые Слово Божье открывает нам особенности взаимоотношений человека и Бога.
1) Гончар (горшечник) и глиняный сосуд.
Ис.45:5-12 «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня,
6 дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного.
7 Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.
8 Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это.
9 Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?"
10 Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел [меня] на свет?", а матери: "зачем ты родила [меня]?"
11 Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих?
12 Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я»
Прочитанный текст указывает на уникальность, единственность Бога, которому мы поклоняемся. Бог сам провозглашает, что Он сотворил все то, что нас окружает. Эти слова также рисуют перед нами картину взаимоотношений Бога-Вседержителя и человека, сотворенного из праха земного. Они учат нас смирению перед волей Того, Кто сотворил Вселенную и установил законы Мироздания. Ключевые слова здесь: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим». Мы должны научиться принимать волю Божью и не оспаривать Его право действовать так, как Он считает нужным.
Образ глиняного сосуда подчеркивает еще один важный момент. Человек – хрупкое создание. Порой от смерти нас отделяет полсантиметра кости черепа или расстояние в 5 см. от грудной клетки до сердца. А иногда и микроскопического вируса достаточно. Т.е. мы очень похожи на глиняные сосуды, готовые в любой момент разбиться. Несмотря на это, многие живут так, словно они вытесаны из камня или отлиты из золота.
В законе Моисеевом говорится, что если что-нибудь нечистое, например, мертвая мышь, ящерица, крот и т.п. прикоснется к к.-л. вещи, она становится нечистой. В Книге Левит содержится указание, как следует поступать в подобных случаях.
Лев.11:32-33 «И все, на что упадет которое-нибудь из них мертвое, всякий деревянный сосуд, или одежда, или кожа, или мешок, и всякая вещь, которая употребляется на дело, будут нечисты: в воду должно положить их, и нечисты будут до вечера, потом будут чисты; 33 если же которое-нибудь из них упадет в какой-нибудь глиняный сосуд, то находящееся в нем будет нечисто, и самый [сосуд] разбейте»
Похожее повеление содержится немного ниже:
Лев.15:12 «глиняный сосуд, к которому прикоснется имеющий истечение, должно разбить, а всякий деревянный сосуд должно вымыть водою»
Из этих слов мы видим, что глиняные сосуды не подлежат очищению, их следовало разбить. Наверное, это объяснялось пористой природой глины. Нечистота так въедалась в стенки сосуда, что отмыть ее было невозможно. Как милостив Господь, который берет нас, погрязшие в грехах и беззакониях нечистые сосуды, и в Иисусе Христе очищает нас, делая пригодными для почетного употребления!
2 Кор.4:5-7 «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса, 6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. 7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была [приписываема] Богу, а не нам»
Эти слова также научают нас правильной самооценке, смирению перед нашим Господом. Рассказывают, что один мудрец всегда носил с собой две записки. В одном кармане у него лежала записка, на которой было написано: «Ради меня Бог создал Вселенную». В другом кармане – лист бумаги со словами: «Я – прах земной». Если вдруг его посещало уныние, разочарование, сомнение – он вспоминал о первой записке. Когда у него вдруг просыпалось самомнение, беспечность, самоуверенность – он читал вторую. Так и у нас – должен быть разумный баланс между пониманием нашей ценности и нашего ничтожества. С одной стороны, каждый из нас – венец творения Божия, но с другой, мы – персть. Сами по себе мы лишь хрупкие сосуды, вместилище Святого Духа, и все то хорошее, что иногда у нас получается, - Его заслуга, не наша.
Еще на один момент хотелось бы обратить внимание. Сосуд – это вместилище. Любой сосуд предназначен для того, чтобы вмещать в себя определенные сыпучие, жидкие или газообразные вещества. Важными составляющими сосуда являются: оболочка, изготовленная из соответствующего материала, способного удержать в себе те вещества, для хранения которых он предназначен; пустота, тот объем, в который мы помещаем то, что нам нужно хранить в этом сосуде. Какой духовный смысл мы можем извлечь из всего этого? Мы, как сотворенные Богом сосуды, должны вмещать то, что Бог для нас предназначил. Но всегда ли человек готов это вместить? Однажды один христианин общался с неверующим, свидетельствовал ему о великой любви Божьей, об Иисусе Христе. И вот, этот человек сказал: "То, что вы говорите о душе и ее спасении, мой ум не вмещает!". "Это потому, - ответил проповедник, - что у тебя ум не подготовлен для того, чтобы вмещать духовные вещи. Для того, чтобы вмещать нечто исходящее от Бога, надо иметь "ум Христов" (1 Кор. 2:16). Мы помним, как Христос сказал Никодиму: - "если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия ", т.е. не может ни понять, ни принять его. Это просто не вмещается в его разум.
2) Пастырь и овцы.
Этот образ уже возводит человека на уровень живого существа, хоть и бессловесного. Образ пастыря и овец часто используется при описании взаимоотношений народа Божия и Бога, а также детей Божьих и служителей Божьих. Например, через пророка Иезекииля Бог предъявляет претензии к тем, кого он поставил пастырями в своем народе:
Иез.34:1-4 «И было ко мне слово Господне: 2 сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? 3 Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли 4 Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью»
Мы видим здесь функции пастырей: укреплять слабых, врачевать больных, перевязывать раненых, возвращать угнанных, т.е. проявлять заботу о них. И далее Господь говорит:
Иез.34:15-16 «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде»
Если мы сравним эти два места, то увидим, что только Господь может истреблять овец своих. На пастырей такую функцию Бог не возлагал. Но истребление овец - это, конечно же, крайний случай. Основная мысль, которую отражает образ пастыря и овец – это забота Божия о безопасности и здоровье человека, о восполнении его жизненных потребностей. Всем нам хорошо известен 22-й Псалом, в котором Давид говорит: «Господь - Пастырь мой…». И какие слова следуют сразу за этим? «Я ни в чем не буду нуждаться». То есть Господь восполняет всякие наши нужды, в первую очередь те, от которых зависит наша жизнь. Об этом свидетельствуют следующие слова: «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим». То есть хлеб насущный – то, в чем мы в первую очередь нуждаемся. Псалмопевец говорит: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс.36:25). Далее говорится: «подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего». Таким образом, Бог заботится о том, чтобы мы ходили безопасными путями, но если даже нас и постигнет какая-либо опасность, Он всегда рядом и не даст нас в обиду. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня». То, что у нас такой надежный Пастырь, наполняет наши души миром, спокойствием, уверенностью в завтрашнем дне.
Иисус также называл Себя Пастырем добрым, который полагает жизнь Свою за овец. Он говорил о том, что наемник в случае опасности убегает, и только истинному Пастырю овцы не безразличны, они Ему дороже своей собственной безопасности, Он готов идти за своих овец до конца. В притче о заблудшей овце Иисус показывает, насколько Богу дорог каждый человек. Есть множество истолкований этой притчи. Одни говорят, что 99 овец – это праведники, а одна овца – заблудший грешник. Другие считают, что 99 овец – это фарисеи, а одна овца – это тот человек, который покинул стадо в поисках истины, и именно его находит Христос и спасает. Есть даже мнение, что 99 овец – это 99 внеземных цивилизаций, а заблудшая овца – это человечество, ради которого Христос пришел на землю. Как бы там ни было, в этой притче отражена великая забота Божья о каждом человеке. Иногда говорят: как это Бог бросил 99 овец ради одной? Неужели будет лучше, если 99 погибнут, а одна будет спасена? Кто так говорит, не понимает смысла этой притчи. Конечно же, пастырь не бросает своих овец в опасности. Суть притчи в том, что несмотря на то, что у пастыря уже есть много овец, и он сильно не обеднел бы, если бы и потерял одну овцу – он все равно отправляется в путь, чтобы спасти ее. Это говорит о ценности каждой овцы в глазах пастыря. Никто на этой земле не является настолько малым и ничтожным, чтобы ради него Бог не готов был бы отправиться в дальний путь, и даже взойти на крест.
3) Господин и раб (слуга).
Здесь уже мы - люди, хоть и подневольные, но уже не предметы или бессловесные животные. Слуга – это не овца, которая находится в сарае или в загоне для скота. Слуга находится в доме Господина своего, хоть и занимает подчиненное положение.
Какие уроки мы с вами можем извлечь из этого образа?
Мал.1:6 «Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною?»
Во-первых, мы должны почитать своего Господа, благоговеть пред ним так, как это делают рабы перед своим господином. Конечно же, речь идет о хороших, верных рабах и о добром, справедливом господине.
Лк.10:1-2 «После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2 и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою»
Во-вторых, Бог, как Господин жатвы, посылает тружеников, посвященных своих служителей, которые благоговеют перед Ним, на духовный труд. Важно понимать, что любое служение будет успешным только в том случае, если оно от Бога. Не сам человек берет на себя, а Господь его посылает.
Лк.12:36-40 «И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.
37 Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.
38 И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те.
39 Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.
40 Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий»
В-третьих, этот образ говорит нам, чтобы мы бодрствовали, были в любой момент готовы к встрече со своим Господином, чтобы Он не застал нас врасплох.
Все мы также хорошо знаем притчу о талантах. В ней Господин предстает перед нами как тот, кто дает каждому своему слуге таланты по его силам, а затем требует отчета. Господин имеет власть награждать и наказывать своих слуг.
Наконец, еще одно место прочитаем:
Лк.17:7-10 «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»
Эти слова учат нас правильно расставлять приоритеты в своей жизни. Если Бог – наш Господин, а мы – его слуги или рабы, то в первую очередь мы должны заботиться о том, что угодно Ему, а потом уже думать и о себе. Как сказал Иисус: «Ищите прежде Царства Божия, а все остальное приложится вам». И исполнять то, что поручил нам Господь, мы должны в смирении, не мечтая о том, как Бог нас за это наградит, но помня, кто Он, а кто – мы, и что мы лишь исполняем свой долг. Все мы в неоплатном долгу перед Богом!
Итак, сегодня мы с вами рассмотрели три разных образа, три метафоры, которые обращают наше внимание на разные аспекты взаимоотношений человека и Бога.
Образ горшечника и глиняного сосуда, в первую очередь, говорит нам о том, что каждый из нас – это творение Божье, и каждый из нас создан именно так, как задумал Творец. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что горшечник властен сделать из одной и той же глины один сосуд для почетного, а другой – для низкого употребления (Рим.9:21). Мы можем быть недовольны тем, как мы сложены, невысокие люди могут завидовать высоким, высокие – невысоким, полные – худощавым, брюнеты – блондинам, и т.д. Но такими нас сотворил Бог. Мы можем занимать разное положение как в обществе, так и в церкви, и это тоже – от Бога. Нужно просто это принять и не создавать из этого проблем ни себе, ни другим. Из этого образа можно вынести и другие смыслы, но основной заключается в вопросе: «Кто ты, что споришь с Богом?». Дорогой друг, если в твоем сердце сегодня ропот и недовольство, то вспомни, кто ты, и кто – Бог.
Образ пастыря и овец обращает наше внимание на другой момент. Бог, как добрый Пастырь, проявляет заботу о своих овцах. Он дает им все необходимое для жизни и внимательно наблюдает за их состоянием: не заблудился ли кто, не заболел ли? Нет ли какой-нибудь другой опасности для нашей физической или духовной жизни? Бог нам твердо обещает, что никто не похитит нас из Его руки. А если мы сами зашли куда-то не туда, то Он готов применить все Свои ресурсы, чтобы вернуть нас к себе. Ему дорог каждый человек, каждая овечка.
Образ господина и слуги научает нас благоговению пред Господом, бодрствованию, готовности исполнять волю Божью в соответствии с полученными от Него талантами. Слово Божье учит нас: «не мечтайте о себе» (Рим.12:16). Это учит нас смирению. Если кому-то кажется унизительным быть рабом, слугою, который не мечтает о себе, а думает в первую очередь о своем Господине, то такому человеку хочется сказать: истина заключается в том, что сам Бог мечтает о нас. Если мы не мечтаем о себе, если мы не пытаемся себя возвести на престол, по праву принадлежащий только Богу – то Он Сам воплотит для нас свои самые лучшие мечты. Тот факт, что Христос пришел на землю, умер и воскрес, говорит о том, что Он имеет для каждого из нас удивительный план. Но об этом поговорим позднее, когда будем рассматривать другие образы, характеризующие наши взаимоотношения с Богом. А пока давайте поблагодарим нашего Творца, нашего Пастыря, нашего Господина за Его великую любовь и милость.
Tags: Бог, христианство, человек
Subscribe

Posts from This Journal “Бог” Tag

  • КРАСОТА И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ

    Я зык Десяти Заповедей кажется несвойственным культуре и здравому смыслу, оскорбляет и шокирует любого, кто не принял Божьего Богоцентризма.…

  • ВСТРЕЧА с БОГОМ

    Наша земная жизнь полна встреч и расставаний. На своем жизненном пути мы встречаем множество разных людей. Порой эти встречи мимолетны, они не…

  • ВСЯКАЯ ли ВЛАСТЬ от БОГА ?

    Один фрагмент из «Послания к римлянам» апостола Павла часто возбуждал, а порой до сих продолжает возбуждать споры. Особенно это…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments