a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

РЕФОРМЫ ЦЕРКВИ И РЕФОРМАЦИЯ В АНГЛИИ

С 1532 г. главную роль в управлении государством стал играть Томас Кромвель — ярый сторонник протестантизма. Средневековое дворцовое управление было преобразовано им в бюрократический аппарат централизованного государства. Заседавший с 1529 по 1536 г. парламент принял ряд актов, в том числе «Акт о Верховенстве», в котором король был провозглашен главой английской церкви (1534), а все отношения с Римом были прерваны. Но ни один из католических догматов не был отменен. Вся реформация свелась к тому, что церковь стала идеологическим отделом бюрократического аппарата, а собственность церкви — королевской. Церковь стала официально называться английской. Было закрыто 3 тыс. монастырей, их земли составили четверть всех сельскохозяйственных угодий Англии. Около 5000 монахов, 2000 монахинь и 1600 «ниществующих братьев» (францисканцев и доминиканцев) получили обеспечение и стали мирянами…
Король подчеркивал, что считает себя католиком, он не допускал и мысли о подлинной реформации, широко развернувшейся на континенте. Король запретил читать Библию простому народу. Читать ее для себя могли купцы и богатые йомены, а для себя и для других — только лорды и джентльмены. Этот подход был традиционен для католической церкви. Но все же в народе читали Библию. В 1543 г. парламент попытался запретить ее чтение в низах общества, но было поздно.
Реформация явилась идейной основой для консолидации буржуазии в отстаивании своих интересов и для освобождения народа от пережитков феодальной культуры. Союз короля и буржуазии изначально оказался непрочным, но поддержка короля буржуазией была обеспечена из-за народных восстаний против огораживаний. Опираясь на эту поддержку, Генрих VIII (1509—1547) добил остатки старой феодальной знати, сопровождая казни конфискацией земель казненных. Парламент сдал власть королю, приняв акт (1537), приравнявший указы короля законам парламента. В 1539 г. «кровавый статут» ввел смертную казнь за несоблюдение основ католического учения. С того момента начались казни протестантов за несоблюдение основ католицизма и католиков, не желавших признавать короля главой церкви…
Протестанты вошли в силу после смерти Генриха VIII. Его сын Эдуард VI (1547—1553) был ребенком, а его протектор герцог Сомерсет был ревностным протестантом…
В общественном сознании англичан к середине XVI в. произошли существенные изменения. Нищенствующие монахи, которые придерживались идеи святого Франциска о посвящении человеческой жизни абсолютной бедности, были объявлены еретиками. Англичане отвергали жизнь в бедности в качестве основополагающей идеи.
Престиж религии упал. Этому способствовал и тот факт, что к середине XVI в. образование священнослужителей стало отставать от светских кругов, в отличие от предыдущих веков, когда духовенство доминировало среди грамотных людей. В 1551 г. епископ Глостерский проэкзаменовал 311 свои собратьев и обнаружил, что 10 из них не смогли повторить «Отче наш», а 39 не нашли эту молитву в Библии. Нужно ли говорить об отношении англичан к таким духовным наставникам.
Население Англии второй половины XVI в., даже церковнослужители, жили в обстановке, когда религия время от времени менялась — то католическая, то английская, то протестантская. Религия полностью подчинялась практическим задачам, которые вытекали из решений королевской власти и судов. Практицизм и предпринимательство, традиционная народная культура североморского типа определяли духовный мир англичан, но все перемены религий были следствием борьбы аристократической феодальной и североморской культур.
Еще более важным обстоятельством был тот факт, что английское духовенство не было едино в своих воззрениях на Евангелие и церковные обряды. Здесь не было четко выраженной оппозиции, но существовал широкий спектр убеждений, антиортодоксальный край которого подвергал сомнению нужность церковной обрядности католицизма, отвергал неразборчивость в средствах при добывании денег, например, при торговле индульгенциями и т. п. Все это давало светским лицам основания для суждения о церкви как институте и подводило англичан к восстанию против засилья церкви в мирских делах.
На умы образованных англичан повлияло гуманистическое учение Эразма Роттердамского, неоднократно бывавшего в Англии и прожившего три года в Кембридже. Эразмусианизм не был ересью, как таковой, он не был монолитным учением и был направлен против лютеранства, но в Англии он расчистил дорогу для восприятия идей Лютера в среде влиятельных интеллектуалов. Во-первых, эразмусианизм, как и протестантство, обращался к истокам религии, а во-вторых, требуя очищения церкви от скверны, он дискредитировал католическую ортодоксальность.
При Марии Тюдор (1553—1558) началась феодально-католическая реакция: был восстановлен католицизм, достигнуто примирение с Папой Римским, протестантских богословов и церковников стали сжигать на кострах (всего было уничтожено 300 протестантских лидеров). Однако бывшие земли и имущество церкви так и остались в руках буржуазии. В Англии ни у кого не было иллюзий в отношении вопросов реальной и представительной власти — первая была в руках землевладельцев и финансовых кругов, а вторая оставалась за королевой…
Елизавета I (1558—1603) сразу после коронации еще раз изменила все английское церковное устройство: восстановила английскую церковь, сохранив ее католические основы. Стремясь пресечь любые попытки республиканизации Англии с помощью протестантизма, Елизавета и ее правительство отвергали выборы пасторов и церковных старейшин верующими и другие проявления кальвинизма. С 1560 г. последовательных протестантов стали называть пуританами, к их числу относились наиболее образованные и влиятельные представители духовенства, буржуазия. Часть пуритан стремилась все-таки, несмотря на гонения, к созданию такой церковной организации, в которой главную роль играли бы не епископы, подчиненные королю, а пресвитеры (церковные старейшины, избранные из наиболее богатых и влиятельных членов общины). Их называли пресвитерианами. Но и у них было крайнее течение, индепендентов, члены которого требовали полного разрыва с англиканской церковью и полной независимости общин верующих. В этом проявилось стремление буржуазии выйти из-под опеки монархии.
Надо признать, что английская Реформация сильно отличалась от континентальной и имела свои корни. Влияние Лютера пришло в Англию рано, но было очень ограниченным. Публикации Лютера стали поступать в 1520—1521 гг. Его идеи увлекли некоторых молодых университетских работников в Кембридже, они стали собираться в таверне «Белая лошадь», и из их числа впоследствии вышел ряд реформаторов.
Протестантская Реформация с самого начала получила поддержку тех ремесленников и фермеров, которые тайно после работы читали спрятанные от кюре и архидиаконов трактаты Уиклифа и Библию в его переводе. Лоллардизм и лютеранство идейно имели много общего, поэтому с момента появления лютеранского учения усилились гонения на последователей лоллардизма в Англии: в 1521 г. вновь участились сожжения на кострах и другие преследования. Впрочем, правительство преследовало пуритан всех оттенков. Оно видело в пуританизме большую опасность для монархии, и в 1593 г. был принят статут, по которому пуритане подлежали смертной казни, однако к тому моменту пуританизм уже стал духовной опорой нараставшей буржуазной оппозиции.
Реформация церкви была социальной, а не только религиозной или политической революцией. Джентри, юристы, купцы и йомены тянулись к протестантизму, отражавшему их интересы, их многовековую культуру. Протестантское учение освящало религией деловую жизнь. Протестантским идеалом была религия домашнего очага. Протестантизм идеализировал труд, посвящая Богу свои дела в торговле и в сельском хозяйстве.
Во многих частях Европы первая волна протестантизма откатилась. Протестантизм изначально закрепился только в Северной и Центральной Германии, в Скандинавии, частично в Швейцарии и в независимом городе Женеве. Но вскоре вторая волна протестантизма захлестнула Европу. Обращение в протестантизм и секуляризация в Англии окончательно победили после пуританского мятежа и революции вигов-ториев.
Католики подвергались еще большим преследованиям, чем протестанты на всем протяжении царствования Елизаветы. Развитие событий вело к войне с Испанией за рынки, и католики рассматривались как пятая колонна в Англии. Иезуитов четвертовывали живыми на эшафотах…

Источник: Асланов Л.А. Культура и власть. Философские заметки. Кн. 1. — М.: Изд-во ИТРК, 2001. — 496 с.
Tags: Англия, Церковь, история христианства, католицизм, протестантизм
Subscribe

Posts from This Journal “история христианства” Tag

  • МОНАСТЫРЬ ХОР ВИРАП

    Монастырь Хор Вирап воплощает неутолимую тоску всего армянского народа об исторической родине и библейской горе Арарат. Словно по иронии судьбы,…

  • РЕФОРМАЦИЯ и ПРАВОСЛАВИЕ в УКРАИНЕ

    Среди особенностей развития протестантизма на украинских землях следует упомянуть о его влиянии на православную церковь. Можно сказать, что в…

  • ТРИ АРГУМЕНТА ПРОТИВ ХРИСТИАНСТВА

    «По-моему, ни в одной религии не найти такого множества фанатиков и лицемеров, – утверждала Хэлен, изучающая право. – На свете…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments