a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

УРОКИ ЖИЗНИ ПРАВЕДНИКОВ: НОЙ и ЛОТ

Для нашего размышления  и назидания давайте прочитаем два места из посланий Петра и Павла.
2Пет.2:4-9 «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания;
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых;
6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) -
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания»
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере»
В книгах Ветхого и Нового завета содержится описание жизненного пути множества персонажей. Эти описания оставлены для нас, чтобы мы, глядя на их подвиги, ошибки и грехи, делали определенные выводы. Правильным поступкам и добрым делам мы должны подражать, а грехов и просчетов избегать. Тем более что мы видим последствия как одного, так и другого.
Сегодня мы кратко рассмотрим жизнь Ноя и Лота, и попытаемся извлечь для себя некоторые уроки. Обоих Слово Божье называет праведниками, но они прожили совершенно разные жизни, и пожали разные плоды. Мы проведем сравнение по четырем позициям: взаимоотношения с Богом; взаимоотношения в семье; взаимоотношения с миром; итог жизни.
1) взаимоотношения с Богом
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег»
В этих словах мы находим концентрированное выражение взаимоотношений Ноя с Богом. Мы видим, что он имел веру; он удостоился особого откровения от Бога; он имел благоговение пред Богом; он действовал в соответствии с волей Божьей.
Если говорить немного подробнее, то следует обратиться к Книге Бытия.
Быт.6:5-9 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом»
«Ходить перед Богом» – это означает: жить, сознавая, что Бог видит каждый наш шаг и знает каждое помышление нашего сердца. Это значит – иметь глубокое желание угодить Богу.
И вот у Бога возник план. Не посвящая Ноя во все детали Своего плана, Бог открывает перед ним то, чего никогда раньше не случалось, и дает четкие указания, как следует действовать. И как же действует Ной?
Быт.6:22 «И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал»
Представьте себе ситуацию: Ной получил откровение о великом страшном суде, таком, какого мир еще никогда не видел, и о котором не было ни малейшего признака. У него не было ни писаний, ни пророчеств, унаследованных от кого-либо, жившего раньше его. Но он сразу же, не медля, приступил к исполнению повеления Божия. У него была такая вера, что ее хватило, чтобы 120 лет работать, не покладая рук, в греховном, злобном окружении, среди насмешек, среди непонимания. Он верил тому, что выходило за рамки его жизненного опыта. Все, что у него было – это откровение Божье, и ему этого было достаточно. Он пребывал в благоговении перед волей Божьей. Некто из мужей Божиих сказал: «Истинная вера не просит никаких дополнительных доказательств. Он не просил знамений или услышать голос, или... увидеть видения или сны, не просил научных подтверждений, археологических открытий, доказательств из области геологии. Истинная, спасающая вера принимает Слово Божье просто на основании того, что Бог сказал это».
А как с этим были дела у Лота?
Быт.13:10-12 «Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
11 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга.
12 Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома»
Быт.19:15-23, 30 «Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города.
16 И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города.
17 Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.
18 Но Лот сказал им: нет, Владыка!
19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;
20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя.
21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь;
22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор.
23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор…
30 И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его»
Из этих слов мы видим, что Лот на протяжении всей своей жизни при принятии важных решений не искал воли Божией, а поступал по собственному разумению. Вначале он раскинул свои шатры до Содома, а затем переселился в сам Содом. И даже тогда, когда Бог явно открывал ему Свою волю, он медлил ее исполнить и даже пререкался с Богом. Хотя, как позднее оказалось, выбор Бога был более правильный. Как, впрочем, и всегда.
2) взаимоотношения в семье
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего»
Ной не пошел путем личного самосовершенствования, смысл его жизни был в том, чтобы спасся весь его дом. Дом – не в смысле строение, здание, а в смысле домочадцы, вся его семья. Хоть это прямо и не описано, но можно с большой долей вероятности предположить, что вместе с Ноем над строительством ковчега трудились и его сыновья. То есть ему удалось создать в семье атмосферу доверия и взаимной поддержки. Своей верой Ной зажигал сердца своих родных и близких. Наверное, зрелому мужу хоть и неприятно, но гораздо легче противостоять давлению мира, переносить насмешки и унижения, чем молодым людям. На молодежь чужое мнение, авторитет оказывает гораздо более сильное влияние. Но мы видим, что Ною удалось удержать своих детей в рамках послушания воле Божьей.
Быт.7:7 «И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа»
Вся семья пощла за своим мужем, отцом, свекром.
А что же происходило в семье Лота?
Быт.19:4 «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит»
Быт.19:24-26 «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба,
25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли.
26 Жена же [Лотова] оглянулась позади его, и стала соляным столпом»
Быт.19:36 «И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего»
Эти три отрывка показывают, что у Лота не было никакого авторитета ни у жены, ни у дочерей, ни у зятьев. Все его слова – это пустой звук. Его решения никому не интересны и ни для кого не убедительны. Дочери не имеют никакого страха, никакого уважения перед отцом. Почему так произошло?
Интересный вывод мы можем сделать из следующих слов:
Быт.19:26 «Жена же [Лотова] оглянулась позади его»
Интересная получается ситуация. Лот не очень-то спешит исполнить волю Божию, но когда он наконец решается, то бежит впереди всех. Ему, как главе семейства, следовало бежать сзади, прикрывая свою семью, чтобы убедиться, что все успевают, никто не упал, не отстал. Вместо этого мы видим, что жена Лотова «оглянулась позади его». Печально, если и мы на нашем духовном пути так увлекаемся бежать вперед, что наша семья остается далеко позади нас!
3) взаимоотношения с миром
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир»
2Пет.2:5 «…в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды»
По отношению к развращенному миру Ной выступал как проповедник правды и судья. С одной стороны, строительство ковчега было поводом для проповеди. Современники Ноя имели возможность наблюдать за его работой. Когда его спрашивали, чем он занят, Ной объяснял, что Бог вынес приговор об уничтожении человечества, и если люди не одумаются, через сто двадцать лет они будут уничтожены в водах потопа. Ной проповедовал не столько словами, сколько своей жизнью, своей верой. Его не страшила реакция всех этих людей. Он говорил им истину. Во-вторых, своим послушанием воле Божьей, своей верой Ной «осудил весь мир». Он осудил неверие людей. Ной показал на личном примере, что вполне реально жить верой в Бога. Если он мог так жить, то могли и те, кому он проповедовал. Он также осудил суету (поскольку тратил время и силы не на то, чтобы создать себе комфортные условия жизни, но чтобы получить спасение); осудил грех. Его вера и страх Божий шли в разрез с общественным мнением, но ему не было никакого дела до того, что о нем скажут люди. Его волновало то, что скажет Бог.
А теперь вернемся к Лоту.
Быт.19:1-9 «И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли
2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со [всех] концов [города], окружили дом
5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.
6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
7 и сказал: братья мои, не делайте зла;
8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
9 Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь»
Итак, мы находим Лота у ворот Содома. Это было место, где можно было узнать все последние новости. Это место, где собирались старейшины города, где осуществлялось правосудие. То есть Лот поступал вопреки тем словам, что написаны в 1-м Псалме:
Пс.1:1 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей»
Мы не знаем, был ли Лот включен в число старейшин Содома, но ему было комфортно среди этих людей, и хотя Петр пишет, что Лот «ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные», но ему нравилось находиться в этом окружении. Он настолько чувствовал свое единство с ними, что когда Содомляне пытались напасть на его гостей, он обращается к ним со словами: «братья мои, не делайте зла». Но считали ли они его своим братом? Ответ на этот вопрос дает нам 9-й стих:
Быт.19:9 «Но они сказали: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними».
Эти слова показывают, что он был для них совершенно чужой. У Лота были иллюзии относительно своего положения в этом обществе, но эти люди его не принимали в свой круг.
4) итог жизни
Евр.11:7 «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере»
Этот стих начинается с веры и заканчивается верой. Вера Ноя, его верность, послушание Богу привели к потрясающему результату. Ной сделался наследником праведности по вере. Он приобрел истинную оправдывающую праведность, потому что сделал все так, как сказал Бог. Он поверил в то событие, которое было немыслимо в то время – в потоп, который являлся справедливым Божьим судом грешному миру. Он использовал единственно верный шанс – вошел в ковчег спасения сам и пригласил свою семью. Для многих поколений детей Божиих Ной стал образцом веры и праведности. Важно понять, что Ной не был самоправедным человеком. Давайте вспомним, что когда потоп закончился, первое, что сделал Ной – устроил жертвенник Господу и принес Ему жертвы. Это показывает, что Ной осознавал, что он грешен, и нуждается в прощении Божием. Он исполнил то, что от него требовал Бог, и стал наследником праведности по вере.
А каков итог жизни Лота? Нам ничего не известно о том, как сложилась жизнь Лота после того, как он поселился в пещере со своими дочерями. Он мог бы вернуться к своему дяде Аврааму, у которого наверняка нашлось бы место для своего незадачливого племянника. Но он не вернулся. Что-то ему помешало, может быть, гордость. Ведь он уходил от Авраама с большим богатством, имел стада крупного и мелкого скота, но в Содоме он потерял все. У него не хватило духа, как у блудного сына, вернуться туда, где он имел благословения и откуда он ниспал. Мы не знаем, сколько он прожил, следы его жизни затерялись в истории. Но на один момент хотелось бы обратить внимание.
Быт.19:37-38 «и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав. Он отец Моавитян доныне.
38 И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми. Он отец Аммонитян доныне»
Втор.23:3 «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки»
Вот таков печальный итог жизни этого человека, которого Слово Божье называет праведником. Всю свою жизнь он старался устроиться в жизни покомфортнее, все что-то выгадывал, но каков итог всего этого? Он потерял все свои сбережения, потерял свою жену, а его потомкам закрыт путь в общество Господне.
Итак, вот такие две судьбы, два разных жизненных пути. Ной и Лот имели много общего. Они оба жили в период духовного кризиса. Они оба жили в окружении, которое подлежало истреблению за многочисленные грехи. Они оба обрели благодать у Бога, и Бог даровал им возможность избежать ужасной участи: погибнуть от потопа (в случае с Ноем) и от огня (в случае с Лотом). Они оба названы праведниками, но стиль их жизни, их привычки, их ценности имели кардинальные отличия. Как мы сегодня увидели, этих людей отличали взаимоотношения с Богом, взаимоотношения в семье, взаимоотношения с окружающим миром. Все эти отличия привели к противоположным последствиям. Пусть Господь благословит нас, чтобы мы сделали из всего услышанного сегодня правильные выводы.
Tags: Лот, Ной, вера, праведность, суд
Subscribe

Posts from This Journal “праведность” Tag

  • ПРАВДА и ЛОЖЬ на ПРАКТИКЕ

    4Цар. 18:3 « И делал он угодное в очах Господних ». В мире много лжи. На каждом шагу вы можете встретить обман. И если вы…

  • ИСТИННАЯ ПРАВЕДНОСТЬ

    В Библии содержится множество поучительных историй, вдохновляющих слов, драгоценных обетований. Но в ней встречаются также и слова, которые…

  • ПРИЗВАНИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ

    Лк.1:5-17 « Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments