a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

УЧИТЕЛЬ БЛАГИЙ


Чаще всего люди, которые беседовали со Христом в Его земной жизни, называли Его учителем (наставником, равви). Но подходили они к Нему с разным сердцем, и в слово «учитель» вкладывали разный смысл. И вот сегодня, в начале учебного года, хотелось бы обратиться к двум подобным встречам Иисуса.

Мф 19:16-22 «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог…»

Лк 10:25-37 «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?...»

Эти истории похожи тем, что два человека задают практически одинаковые вопросы: их интересует, как обрести жизнь вечную, и что они для этого должны делать. Однако отличия в этих случаях также существенны.

 

Законник, обращаясь ко Христу, встал. Он был уважаемый человек, обладающий знаниями и положением в обществе, и он желал, чтобы его хорошо видели окружающие.

Юноша из второй истории пал пред Ним на колени. Об этом мы читаем у Марка:

Мк 10:17 «…Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?»

Более того, евангелист Лука пишет, что этот юноша был «один из начальствующих» (Лк 18:18). Это был в те времена довольно рискованный поступок: занимая высокое положение, прилюдно упасть на колени перед странствующим учителем, авторитет которого был далеко не однозначен. Помните, другой начальствующий, Никодим, пришел к Иисусу ночью, чтобы никто не видел. И вот, представьте, авторитетный человек падает ниц перед Христом и смело, на виду у всех, не стесняясь общественного мнения и оценки людей, спрашивает о том, чего ему не достаёт. Ему не была важна репутация, ему было важно решить ту проблему, которая его беспокоила.

Далее мы видим, что у этих людей были разные мотивы. Законник задает вопрос «искушая Его». Этот вопрос не является для него вопросом жизни и смерти. Он давно для себя все решил. Он подошел ко Христу не потому, что его действительно беспокоил этот вопрос. Он имел другое желание – подловить Христа, спровоцировать Его на слова, которые можно было бы использовать против Него. В отличие от этого, во втором собеседнике Христа мы видим человека искреннего. Несмотря на видимый успех в своей жизни, он не был удовлетворен, не было мира в его сердце! Он припадает к ногам Иисуса с животрепещущим вопросом и признает, что ему чего-то не хватает.

Далее тоже интересно: видя искреннее сердце юноши, Христос Сам называет заповеди, которые тому нужно исполнить:

Мф.19:17-19 «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя»

С «провокатором» Иисус ведет Себя по-другому: Он заставляет его самостоятельно назвать заповеди:

Лк.10:26-27 «Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя»

Итак, законник начинает с заповеди, которая касается взаимоотношений с Богом: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим». Сам Иисус в беседе с юношей начинает со второй части заповедей Моисея, которые касаются взаимоотношений с ближним. Причем начинает Он с негативных заповедей: не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать. И только потом называет позитивные заповеди: почитать отца и мать и любить ближнего своего. Это важный момент: прежде чем творить добро, нужно очисть свое сердце от зла. Сложно ожидать любви от того, кто носит в своем сердце мысли об убийстве, предательстве и лжи.

Важное отличие в прочитанных историях заключается в том, что для законника задаваемый вопрос – теоретический. Мы видим, что он так бойко ответил Иисусу, назвал заповеди, но когда Иисус сказал: «так поступай и будешь жить», законник «желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк.10:28-29). Итак, в теории у законника все красиво и правильно, но как только дело доходит до исполнения заповедей, он ищет отговорки. Но вот что удивительно: даже в беседе с таким лукавым человеком проявляется великая любовь Христа: он рассказывает ему одну из лучших своих притчей – притчу о добром самарянине. Как вы думаете, на кого из этой притчи больше всего похож сам законник? На самарянина вряд ли, правда? Может быть, на левита? Или на священника? Возможно, однако, если задуматься, то этот законник похож также и на самого пострадавшего – израненного человека, которому нужно вначале научиться получать милость от Бога, а уж затем оказывать милость другим.

Богатому юноше Христос предлагает раздать богатство. Потому что богатый человек привык чувствовать себя благодетелем. Он не привык чувствовать нужду в ком-либо, осознавать свою зависимость. Потому Христос и говорит: «Трудно богатому войти в Царство Небесное». Проблема не в деньгах – проблема в мышлении. Этот юноша даже в своем вопросе подразумевает: «как я могу использовать то, что у меня есть, чтобы получить вечную жизнь». Но Христос говорит ему: «раздай все. Пусть у тебя не останется ничего, что дает тебе уверенность в жизни без Бога. Впервые в жизни почувствуй свою зависимость от Творца во всем. До этого ты развивался духовно на сытый желудок. У тебя не возникало тех проблем, с которыми сталкиваются тысячи людей вокруг тебя. Ты никогда не просыпался с мыслью: что я буду есть на завтрак, и не засыпал в страхе: что будет у меня на столе завтра. Научись доверять Богу».

Но, получив совет, юноша отошел от Христа печальный.

Вы знаете, интересно еще раз посмотреть на беседу Христа с этим юношей с самого начала.

Юноша обращается ко Христу со словами: «Учитель благий»… Благий, благой – тот, кто знает, что нам во благо, а что – во зло.

Много было у человечества учителей, и каждый предлагал свои рецепты счастья. Но что действительно является благом в нашей жизни, может знать только Бог.

И вот Иисус на слова этого богатого юноши «учитель благий» пытается привлечь его внимание на серьезность этого вопроса: Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, кроме Бога. И если ты действительно, осознанно называешь Меня благим, то готов ли ты принять то, что Я тебе скажу, даже если это тебе не понравится?

Многие ожидают от Бога, что Он даст им вполне конкретные блага, которые люди сами себе нафантазировали. Но будет ли от этого благо, т.е. польза в перспективе вечности, а не сиюминутных наших желаний, знает только Бог.

Лукавство человеческое заключается в том, что человек часто готов принять волю Божию только в том случае, когда она совпадает с его собственным желанием.

Иер 42, 43:1-2 «Когда Иеремия передал всему народу все слова Господа Бога их, все те слова, с которыми Господь, Бог их, послал его к ним, тогда сказал Азария, сын Осаии, и Иоанан, сын Карея, и все дерзкие люди сказали Иеремии: неправду ты говоришь, не посылал тебя Господь Бог наш сказать: "не ходите в Египет, чтобы жить там"»

Еще один интересный пример мы находим в 3 книге Царств.

3 Цар 22:1-18; 22:13 «Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе»

Представьте себе ситуацию: просят пророка узнать волю Божию, и заранее дают ему текст выступления. «Пусть Бог ответит так, как мы желаем». Не так ли в нашей жизни поступаем и мы, когда просим Бога показать Его волю в нашей жизни, а за спиной держим уже готовый документ, где Бог должен поставить свою подпись?

Итак, возвращаясь к нашей истории, давайте задумаемся: готовы ли мы сегодня назвать Иисуса учителем благим, то есть довериться Его решению любой нашей проблемы, принять его, даже если оно расходится с нашими желаниями и представлениями?

Да, этот юноша тоже был законником в своем роде, но его законничество не было злобным и лицемерным, как у фарисеев, оно было наивным. Потому и сказано в Писании, что Иисус полюбил его. Проблема этого юноши была в том, что он всю жизнь старался исполнить заповеди, но все равно в душе оставалось чувство неудовлетворенности: «Чего еще недостает мне? Что еще мне надо сделать, чтобы сподобиться Царствия Божия?». И Христос как-бы говорит ему: «ты не там ищешь. Оставь все, на что ты привык полагаться в этой жизни, и следуй за Мной. Я принес то, чего тебе не достает: спасение, прощение грехов, мир совершенный. Если хочешь быть совершенным, иди за Мной».

Итак, называя Иисуса своим благим учителем, будем готовы доверять Ему и следовать за Ним в любых обстоятельствах нашей жизни, осознавая, что Он лучше, чем кто бы то ни было, знает, что нам во благо, а что – во зло.

 


Tags: Христос, учитель, учитель благий
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments