Иначе протекала колонизация Новой Англии, начавшаяся в 20‑х гг. XVII в. 16 сентября 1620 г. 102 эмигранта-пуританина, среди которых не менее 35 человек были радикальными сепаратистами (особая ветвь пуритан), отплыли из Плимута и основали в Америке то, что сейчас называется штатом Массачусетс. Это были отцы-пилигримы, которых современная Америка почитает за основателей США потому, что это были не бездеятельные, попранные и зависимые слуги, а свободные люди, прибывавшие с семьями и основавшие новое общество вдали от преследований Старого Света. Это начало обеспечило уникальность Новой Англии. …
Постоянный недостаток рабочей силы вызвал к жизни в колониях суровое законодательство, направленное на обеспечение колоний рабочими и принуждение к труду. В Виргинии в первые десятилетия после основания действовали жестокие меры против дезертирства из колонии, вплоть до казни. В колонии была установлена строгая, почти казарменная дисциплина.
В колониях, особенно на ранних этапах, существовала принудительная рабочая повинность для выполнения срочных работ, таких как, например, уборка урожая, а также на общественных работах, не терпящих отлагательства, — строительстве мостов, починке дорог и т. п.
Английское законодательство о принуждении к труду, «бродягах» и «праздных людях» применялось в колониях еще более сурово, чем в метрополии. Виновные в «праздности» подлежали наказанию кнутом и приговаривались к принудительным работам.
В колониях широко применялось ограничение заработной платы. Наиболее детально законодательство о заработной плате было разработано и строже всего проводилось в Новой Англии. Кары за невыполнение рабочими контрактов были в колониях еще более суровыми, чем в Англии.
В колониях, так же как и в Англии, на протяжении всего XVII и XVIII вв. широко практиковался принудительный труд детей.
Однако всего этого было недостаточно для удовлетворения нужд колоний в рабочей силе; необходимо было изыскать источник более обильного поступления рабочих.
Используя опыт испанцев, английские колонисты приступили к порабощению американских индейцев. Основным средством были войны. Как правило, после каждой войны всех трудоспособных пленных — мужчин, женщин и детей — продавали в рабство колонистам. Однако вскоре после основания колоний выяснилось, что рассчитывать на индейцев как на рабочую силу нельзя. Во-первых, индейцев в окрестностях колоний было мало, во-вторых, порабощение вызвало решительное сопротивление индейцев, в-третьих, они не переносили болезни, завезенные европейцами, и гибли массами. Индейское рабство законами колоний было запрещено, и началось вытеснение индейцев с исконных территорий, сопровождавшееся губительными для индейцев войнами.
В поисках рабочей силы английские колонисты обратились к Африке. Но и здесь были трудности. Далеко не все вывезенные из Африки рабы (2 млн человек за 1680—1786 гг.) направлялись в североамериканские колонии Англии, их большинство поступало на плантации Вест-Индии, где губительный климат приводил к быстрому вымиранию рабов-африканцев и плантаторы постоянно нуждались в пополнениях рабочей силы. Кроме того, голландцы, испанцы и португальцы, монополизировавшие торговлю африканскими рабами, удерживали высокие цены, и на протяжении почти всего XVII в. англичанам не удавалось преодолеть это препятствие. Только после 1698 г., когда королевская африканская колония потеряла свою монополию на работорговлю и за нее взялись сотни предприимчивых купцов и судовладельцев, в североамериканские колонии стало поступать заметное количество рабов из Африки. А до того момента рабочая сила поступала только из Англии, где было множество бедняков без средств к существованию. Авторитетный философ и государственный деятель Фрэнсис Бэкон в докладной записке королю в 1606 г. указывал, что выезд людей из Англии позволит стране избавиться от ненужного населения, способного принести пользу в колониях. В Англии в начале XVII в. велась агитация за переселение на американский континент, причем не только расписывались экономические выгоды, но и предлагалась религиозная свобода. Особенно активную пропаганду вел квакер У. Пенн, получивший в 1670 г. патент на колонию, названную им Пенсильванией.
Однако желавшие переселиться сталкивались с целой чередой проблем. Первая из них — оплата проезда через океан: 20 ф. ст., включая воду и солонину — это было так дорого, что самостоятельно в Америку могли выехать не более сотни человек в год, к тому же состоятельных людей, а не рабочих. Виргинская компания с первыми колонистами отправила «слуг компании», обязав их трудиться на компанию. В 1627 г. она доставила за свой счет 1500 человек. Виргинская компания стала раздавать по 50 акров земли своим пайщикам за каждого доставленного в колонию человека. Эта поголовно-премиальная система привилась и в других английских колониях в Америке, но позже в связи со спекуляцией землей от нее отказались.
Карл I первым стал заменять смертную казнь ссылкой в колонии, и эта практика была широко развита в республиканский период. По закону 1656 г. судья получил право потребовать от подсудимого обязательства о хорошем поведении, а в случае его нарушения сослать подсудимого в колонию на семь лет. В 1661 г. после реставрации Стюартов парламент принял билль о ссылке преступников и бродяг, признанных судом неисправимыми. В 1714 г. эти права судей были подтверждены и расширены.
Власти направляли в колонии сирот, политических преступников, причем к политическим преступлениям приравнивалось любое отступление от религиозной доктрины государственной церкви, например, сектантство. В годы революции и гражданской войны Кромвель тысячами высылал офицеров и солдат-роялистов в колонии, а после реставрации Стюартов в колонии были высланы солдаты республиканской армии. В ссылку отправлялись шотландские автономисты и участники ирландского сопротивления, начало этому положил Кромвель. Английское правительство продавало осужденных и политических заключенных колонистам на 7—20 лет в рабство. Только из Ирландии в период 1651—1654 гг. было выслано 40 тыс. человек.
В 1669 г. в Виргинии был принят закон, который охранял хозяина, чей белый раб умер в результате наказания. В Пенсильвании суду было запрещено принимать жалобы от слуг. Суды в колониях сурово наказывали за попытку слуги уклониться от работы или совершить побег. За отлучку с работы на один день срок службы удлинялся на неделю (в Пенсильвании — на 5 дней), за отсутствие в течение месяца — на целый год. Беглый, но пойманный слуга возмещал хозяину расходы, связанные с его поимкой, т. е. его срок службы удлинялся. После первого побега слуга подвергался издевательствам (его обривали, надевали металлический ошейник), а после второго — клеймили. Помощь бежавшим и укрывательство слуг в Пенсильвании карались штрафом в 10 шиллингов за каждые сутки. Отметим, что все эти факты относятся к белому рабству.
Агенты не гнушались и похищениями людей. В конце XVII в. таким способом было вывезено из Англии 5—10 тыс. человек. С 1670 г. в парламент неоднократно вносился билль, предусматривавший смертную казнь за похищение человека, однако этот бизнес давал такие барыши, что билль так и не был принят. Об истинном положении с вывозом слуг по обе стороны океана хорошо знали, но мер не принимали. Такова одна из черт того жестокого времени. …
Несмотря на Закон о неприкосновенности личности Hаbeas Corpus Act, в конце XVII и в начале XVIII вв. высылка в колонии политических и религиозных противников английского правительства практиковалась настолько широко, что в английском языке появился даже особый глагол — «to barbado», означавший сослать на Барбадос или куда-то в Америку. Весь XVIII в. список преступлений, каравшихся ссылкой в колонии, пополнялся даже пустяковыми нарушениями, к которым относились, например, вход в частный парк, ловля рыбы в частном пруду, нападение на улице, повлекшее порчу одежды и т. д.
И все же большинство прибывавших колонистов было свободными людьми, добровольно уехавшими из Англии. За неимением денег на проезд рабочие и крестьяне были вынуждены в обмен на бесплатный проезд и питание брать на себя обязательство отработать в качестве слуги определенный срок. Эта кабала имела две формы — контракт и долговое обязательство. Контракт, подписанный в присутствии одного свидетеля, приводил к потере свободы, и подписавших контракт немедленно сажали под замок до отправления корабля. Долговое обязательство отличалось тем, что оплатить стоимость проезда и питания нужно было судовладельцу по прибытии в Америку. В случае неуплаты обусловленной суммы судовладелец продавал своих пассажиров.
Переселенцы терпели нужду, болели и гибли в пути. Парусные суда находились в море не менее 7 недель, а в среднем 75 дней. В неблагоприятных случаях пассажиры массами умирали от голода (в 1751 г. корабль «Гуд Интент» из-за шторма был в плавании 24 недели, и все пассажиры погибли). Судовладельцы брали на крохотные суда водоизмещением 200—300 т по 700—800 пассажиров, что приводило к эпидемиям. В XVIII в. до 40% переселенцев гибло в пути, а многие из оставшихся долгое время были нетрудоспособны.
После прибытия судна в колонию прибывших англичан-должников и контрактников продавали с аукциона, игнорируя семейные узы: муж, жена и дети могли попасть к разным владельцам. Семья должна была оплачивать проезд и умерших в пути родственников.
Для пресечения побегов была установлена строгая система полицейского надзора. Если кто-то, пусть и белый, не мог привести доказательств своего статуса свободного человека, то он продавался в рабство. Положение белого раба ничем не отличалось от положения африканского невольника. Телесные наказания за грубость, упрямство были закреплены законом.
В Виргинии в 70-х гг. половина трудоспособного населения состояла из белых рабов, в Новой Англии в 1665 г. — треть, в Массачусетсе в 40-х гг. — четверть, в Пенсильвании в конце XVII в. — около 40%. На протяжении всего XVII в. белых рабов в английских колониях в Америке было больше, чем черных. После заключения в 1713 г. Утрехтского договора и получения права «асиенто» Англия заняла ведущее место в африканской работорговле, но и во второй половине XVIII в. белое рабство играло важную роль в экономике колоний. Даже в начале XIX в. фермы Пенсильвании обслуживались кабальными слугами, где кабала официально существовала до 1818 г.
Доставка кабальных слуг и должников из Англии в колонии была выгодным бизнесом. Еще более выгодной была перевозка в колонии ссыльных. В торговле белыми рабами участвовали местные английские власти, судьи, придворная знать и король, поставлявшие бедняков и сирот. В XVIII в. в Лондоне действовали пять крупных предпринимателей, обладавших монополией на отправку слуг за океан. Только один из них отправлял ежегодно около 500 человек. Специальные агенты-вербовщики получали за каждого завербованного комиссионные.
Если в течение XVII столетия из Англии в колонии (почти исключительно в Америку) выехало 200—250 тыс. человек, то за первые 70 лет XVIII в. из Англии, Шотландии и Ирландии — не менее 300 тыс.
В 1760—1700 гг. у Англии было 13 колоний. Восемь из них были королевскими (Виргиния, Северная и Южная Каролины, Джорджия, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Нью-Йорк и Нью-Джерси). Три колонии (Мэриленд, Пенсильвания и Делавер) принадлежали частным лицам, а две (Коннектикут и Род-Айленд) пользовались самоуправлением.
Источник: Асланов Л.А. Культура и власть. Философские заметки. Кн. 1. — М.: Изд-во ИТРК, 2001. — 496 с.