a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ИСКУССТВО ЗАБЫВАТЬ

Когда Бог создавал человека, Он вложил в него множество удивительных качеств, свойств, чувств, многие из которых до сих пор полностью не познаны. К таким человеческим качествам относится память. Большинство из людей не задумывается о том, насколько важна память в нашей жизни. Как бы мы жили без оперативной и долговременной, зрительной, слуховой, двигательной, вкусовой и других разновидностей памяти! Наверное, человек задумывается об этом только тогда, когда у него начинаются проблемы с памятью. Одной из неизлечимых современных болезней является болезнь Альцгеймера, которая проявляется в том, что человек постепенно теряет память и утрачивает элементарные навыки повседневной жизни, так что нуждается в постоянном постороннем уходе.
Однако достоинство памяти заключается не только в даре запоминания, но и в способности забывать. Наша память – это не просто хранилище информации, она представляет собой сложную систему обработки информации. Наш мозг что-то сохраняет, а что-то отбраковывает, и в этом тоже заложено большое благо. Если бы мы с вами помнили все, что видим и слышим в своей жизни, мы бы потонули в таком обилии информации.
Бывает в жизни и так, что мы хотели бы что-то забыть, да не можем. Многие люди годами носят в себе боль от прошлых обид, насилия, предательства, которая отравляет им жизнь. Таким людям требуется психологическая и духовная помощь.
Сегодня мы с вами обратим внимание на некоторые моменты этой проблемы, которые открывает перед нами Священное Писание. Два важных момента мы находим в истории Иосифа и его братьев.
Быт.41:50-52 «До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского. 51 И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. 52 А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего»
Перечитывая историю жизни Иосифа, мы с вами обнаруживаем одну странную деталь: мы не находим ни одного упоминания о том, что он молился. Многие другие мужи Божии постоянно о чем-то говорили с Богом, и Бог говорил с ними, но в отношении Иосифа вообще об этой стороне его жизни ничего не сказано. Неужели он не взывал к Богу, когда братья бросили его в ров? Неужели он молчал, когда его обвинили в преступлении в доме Потифара и он попал в тюрьму? В Библии неоднократно говорится о том, что «был Бог с Иосифом», но о молитвах Иосифа – ни слова. Из-за этого может сложиться мнение, что Иосиф не уделял Богу достаточного внимания. Однако это не так. Мы видим, что Иосиф неоднократно упоминает о присутствии Бога в своей жизни. Когда он был призван для того, чтобы истолковать сны фараона, Иосиф сказал: «это не мое; Бог даст ответ во благо фараону» (Быт.41:16). И вот сейчас мы прочитали, как Иосиф упоминает о Боге, когда у него в Египте родились дети. «И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что [говорил он] Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего. А другому нарек имя: Ефрем, потому что [говорил он] Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего». Иосиф прекрасно осознает, что все, что он имеет: как духовные дары, так и блага земные – все от Бога.
Итак, после многих тяжких испытаний жизнь Иосифа начинает налаживаться, и у него родились два сына. Первого сына он назвал Манассия (на иврите - Мена́ше), что переводится как «заставляющий забыть» или «помогающий, дающий возможность забыть». Второго сына Иосиф называет Ефрем (на евр. языке Ефраим), что означает «двойное изобилие». И это – не просто два имени. В этих именах и их последовательности заложен важный духовный закон.
Все мы с вами, ка дети Божьи, в своей жизни движемся к изобилию Божьих благословений. Мы жаждем благословений, и Господь желает дать нам эти благословения. Однако для того, чтобы мы получили эти благословения, наша душа должна быть исцелена. Исцелена от тягостных воспоминаний, которые подавляют в нашей душе ростки прекрасного. Исцелена от обиды, ненависти, гнева по отношению к тем, кто нас очень обидел. Исцелена от жажды мести.
Жажда мести – это страстное желание свести счеты с обидчиками. Это стремление ответить такой же болью и страданием, какие были причинены нам. Махатма Ганди как-то сказал: «Если бы каждый последовал принципу справедливости «око за око», то весь мир, вероятно, ослеп бы». Льюис Смедес назвал цепную реакцию, которую запускает месть, эскалатором боли, который никогда не останавливается, не давая никому возможности с него сойти. Немецкий теолог итальянского происхождения Романо Гвардини, пишет: «Пока вас опутывает зло и жажда мщения, стремление нанести удар и ответить ударом на удар, агрессия и стремление защитить себя, вы постоянно будете совершать все новое и новое зло... Только прощение освобождает нас от несправедливости других людей». Лоренс Ван дер Пост, вспоминая ужас, который он пережил в японском лагере для военнопленных на Яве, пришел к выводу: «Единственная надежда на будущее лежит во всеохватном прощении тех людей, которые являются нашими врагами. Прощение, научил меня мой опыт заключенного, не было простой религиозной сентиментальностью; оно было таким же фундаментальным законом человеческого духа, как закон притяжения. Если кто-то ломает закон притяжения, он ломает себе шею; если кто-то ломает закон прощения, он наносит своему духу смертельную рану и снова становится звеном в цепи одного и того же процесса, долго и мучительно пытаясь избежать последствий такой жизни».
У Иосифа также были веские основания жаждать мести. Однако он в совершенстве овладел искусством прощения. И это стало первой ступенью его возвышения. Сработал тот духовный закон, о котором мы с вами сегодня говорим. Когда много лет спустя Иосиф подвел своих сыновей к своему отцу, Иакову, чтобы он благословил их, произошло следующее.
Быт.48:13-20 «И взял Иосиф обоих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. 14 Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. 15 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, 16 Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли. 17 И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, 18 и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это - первенец; положи на его голову правую руку твою. 19 Но отец его не согласился и сказал: знаю, сын мой, знаю; и от него произойдет народ, и он будет велик; но меньший его брат будет больше его, и от семени его произойдет многочисленный народ. 20 И благословил их в тот день, говоря: тобою будет благословлять Израиль, говоря: Бог да сотворит тебе, как Ефрему и Манассии. И поставил Ефрема выше Манассии»
Какой духовный урок мы можем извлечь из этого эпизода? Божьи благословения имеют высшую ценность. Но чтобы их получить, в нашей душе должен быть потушен пожар обиды и жажды мести. После того, как этот пожар потушен, божьи благословения выходят в нашей жизни на первое место.
Иосиф сказал: «Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего». Что это значит? Означает ли это, что у Иосифа наступила частичная амнезия, и он забыл все, что было в прошлом? Нет, конечно. Это не означает, что негативные воспоминания были полностью стерты из его памяти. Это значит, что Бог исцелил память Иосифа, Он избавил его от внутренней боли и жажды мести.
Но что значит вторая часть этого высказывания: «Бог дал мне забыть … весь дом отца моего»? Очевидно, Иосиф многие годы жил воспоминаниями о прошлом, и у него было желание вернуться домой, к отцу. Но после того, как у него в Египте родились собственные дети, он понял: его место здесь. У него теперь своя жизнь, и он никогда не вернется в свою прежнюю семью. Он окончательно принял волю Божью относительно своей жизни.
Теперь посмотрим на состояние братьев Иосифа. Тот, кто причиняет ближнему своему зло, часто страдает после этого не меньше самого обиженного. И мы видим, что по прошествии многих лет у братьев по-прежнему перед глазами стоит картина коварства и жестокости, которые они проявили по отношению к своему младшему брату. После того, как Иосиф велел им отправиться домой и привести к нему Вениамина, мы читаем:
Быт.42:21-22 «И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие. 22 Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: не грешите против отрока? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается»
Эти слова хорошо показывают, что все эти годы не было покоя их душам. Возможно, в повседневной суете им удавалось отодвинуть эти воспоминания куда-то в подсознание, но как только возникала какая-то проблемная ситуация, они сразу же вспоминали: «это нам за тот грех». Не так ли бывает и в нашей жизни? Иногда мы не знаем, почему нас постигло то или это, а иногда мы прекрасно чувствуем, в чем причина.
Но давайте обратимся к продолжению этой поучительной истории. Наступил момент, когда Иосиф, проведя своих братьев через определенные испытания, открывается перед ними.
Быт.45:4-5 «И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни»
Иосиф сказал своим братьям: теперь не печальтесь и не жалейте. Он испытал их, и увидел, что они помнили о своем грехе, и это тяготило их сердца. Они сразу почувствовали, что все проблемные моменты в Египте случились с ними за то, что они продали своего брата в рабство. Эта печаль и сожаление на протяжении многих лет делали свое дело в их душах. Но вот наступает момент, когда им следует забыть о своем грехе и двигаться дальше.
Когда мы приходим к Богу, нас также тяготят наши грехи. Наше сердце сковано печалью. И эта печаль является важным звеном в той цепи, что ведет нас к покаянию. Как пишет Павел,
2Кор.7:10 «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…»
Но после того, как мы осознаем, что Иисус взял на себя наши грехи, что мы прощены и искуплены, нас переполняет радость. Печаль сделала свое дело и должна уступить место радости. Как говорит Павел в том же послании о человеке, который согрешил и был подвержен наказанию:
2Кор.2:7 «так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью»
Если же мы, придя ко Христу, продолжаем чрезмерно печалиться о своих грехах, в этом проявляется наше недоверие к тому, что Бог в Иисусе Христе простил нас. Конечно, время от времени полезно вспоминать о том, из какого рва мы были извлечены (Ис.51:1), но эти воспоминания не должны повергать нас в уныние.
Рассказывают, что однажды по дороге шел человек с тяжелым мешком на плечах. Водитель попутного грузовика сжалился над ним и предложил подвезти его в кузове. Пешеход с благодарностью согласился. Каково же было удивление водителя, когда в заднее окошко кабины он увидел, что тот человек сидит в кузове, продолжая держать мешок на плечах. Когда водитель спросил, почему тот не снимает мешок с плеч, попутчик ответил: «вы и так мне очень помогли, мне совестно вас еще больше утруждать».
Точно так же поступают те, кто пришли в Церковь, но продолжают тащить за собой груз своих грехов. Кому-то может даже казаться, что он поступает мудро, не утруждая чрезмерно Христа. Однако Иисус взял на себя грехи всего мира. Он ради этого и пришел, чтобы снять с наших плеч эту неподъемную для нас ношу. Вместо нее Он предлагает нам нечто другое:
Мф.11:28-30 «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко»
Христос предлагает нам обмен: бремя своих грехов обменять на другое бремя – послушание Христу.
Возвращаясь к братьям Иосифа, мы видим, что они в глубине своих сердец не поверили в прощение своего брата. Вот как об этом написано:
Быт.50:15-17 «И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за все зло, которое мы ему сделали? 16 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря: 17 так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это»
Несмотря на то, что Иосиф уверил их в том, что он не держит на них зла, что все злоключения, виновниками которых были его братья, Бог обратил в благо, они продолжали нести мешок с грехами на своих плечах.
Однако, согласно Священному Писанию, мы должны забывать не только плохое. Вот как говорит об этом Павел:
Филип.3:13-14 «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе»
Павел говорит о том, что несмотря на значительные успехи в деле благовестия, создания церквей, он все это забывает, чтобы не надмевалось его сердце, чтобы он мог двигаться дальше. Очень важно научиться забывать не только свои обиды и поражения, но и свои успехи.
У одной престарелой сестры был проблемы с памятью. И сын спросил ее как-то: «Мама, зачем ты постоянно читаешь Библию, ведь ты все равно ничего не запоминаешь». Она ответила: «Я читаю потому, что через Слово Божье я общаюсь с тем, кто мне очень дорог. Это ничего, что я все быстро забываю. Я просто читаю, а помнит за меня Господь».
Вот примерно так должны мыслить и мы с вами. Если мы что-то сделали, кому-то послужили, совершил дела милосердия и благотворительности – пусть об этом помнит Бог, а наше сердце не должно надмеваться, переполняться самодовольством.
Итак, мы с вами сегодня говорили о том, что в христианской жизни важно не только научиться помнить благодеяния Божьи, но и забывать определенные моменты. Мы должны овладеть искусством забывать как плохое (наши обиды, грехи), так и хорошее, что мы сделали в нашей жизни, чтобы наше сердце не наполнялось гордостью и осознанием нашей значимости. И это бывает совсем непросто. Наверное, у каждого человека есть воспоминания, которые, как заноза, засели глубоко в душе, и мы никак не можем от них избавиться. Мы желаем забыть, но не можем, и нам в одиночку с этим не справиться. Мы должны позволить Иисусу исследовать нашу душу и принести ей исцеление от наших обид, гнева, желания отомстить. Слово Божье открывает нам, что мы с вами – храм Божий, и Дух Божий живет в нас (1Кор.3:16). Но если в храме нашего сердца горит огонь обиды, гневливости, мстительности – это чуждый огонь, который должен быть потушен. Таким образом, избавление от обид и тягостных воспоминаний открывает путь для Божьих благословений в нашей жизни.
Tags: Иосиф, память, прощение
Subscribe

Posts from This Journal “память” Tag

  • СИЛА ПЕНИЯ

    Псалом 146:1-7 « Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, - хвала подобающая. 2 Господь созидает Иерусалим,…

  • ПСИХОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕННОГО ЛАГЕРНИКА

    А теперь коснемся третьей фазы лагерной жизни, третьего раздела нашего психологического очерка о концлагере: психологии освобожденного лагерника.…

  • МЫТАРСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ

    Первым нашумевшим в Магадане реабилитированным стал Александр Иваныч Мильчаков, бывший секретарь ЦК комсомола. В этом проявилась как бы законная…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments