a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ДУХ - УТЕШИТЕЛЬ

Ин.14:15-17 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. 16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет»
Ин.14:26 «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»
Ин.15:26 «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне»
Ин.16:7 «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам»
В этих словах мы видим, как Иисус постепенно готовил Своих учеников к тому периоду жизни, когда они останутся на земле без Него. И Он неоднократно говорил им, что после того, как Его миссия на этой земле закончится, эстафету служения в Церкви Христовой примет на себя Дух Святой. И, представляя Духа Святого Своим апостолам, Иисус характеризует Его как Утешителя.
Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: «А почему Дух Святой назван именно так? Почему из числа огромного множества различных качеств, проявлений, характеристик Святого Духа Иисус выбрал именно это качество – Утешитель?»
Представьте себе, что вы надолго уезжаете в далекую страну. Вы покидаете тех, кто вам дорог, и знаете, что вернетесь очень нескоро. Что же вы оставите тем, кого вы любите? Наверное, то, в чем они в ваше отсутствие будут больше всего нуждаться. И из этого мы можем с вами сделать вывод, что когда Иисус собирался покинуть Своих учеников, Он понимал, что больше всего они будут нуждаться в утешении.
Утешение – это, пожалуй, одна из самых востребованных ценностей со времен грехопадения. Разрыв души с Богом рождает состояние необъяснимой тоски, внутренней печали, осознанного или неосознанного страха. Грешный человек нуждается в утешении, поскольку его постоянно окружают болезни, войны, опасности, смерть. Люди ищут самые разные источники утешения: одни пытаются найти утешение в алкоголе, другие – в плотских утехах, третьи – в работе, в философии и во многих других вещах. И даже когда человек стремится восстановить нарушенные отношения с Богом, он также нуждается в утешении, поскольку проблемы в его жизни на этом не заканчиваются, а порой даже увеличиваются. Однако источники утешения у детей Божьих совершенно иные. В Псалмах мы видим, как Давид и другие псалмопевцы неоднократно говорят, что они находят утешение в заповедях Божьих, в законе Божьем, в Откровениях Божьих. Автор 93-го Псалма, обращаясь к Богу, говорит:
Пс.93:19 «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою»
Мы видим, что Бог способен утешить человека во многих скорбях. И мы также видим, что псалмопевец понимает, кто может дать истинное утешение.
Затем, в начале Нового Завета, мы читаем слова о старце Симеоне:
Лк.2:25-26 «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. 26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня»
Симеон «чаял», т.е. очень сильно желал утешения Израилева. И Дух Святой привел Симеона в храм, чтобы он узрел утешение, которое явилось в образе Сына Божия, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. И вот, покидая своих учеников, Иисус говорит им: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя». Во Втором Послании Коринфянам Павел пишет:
2Кор.1:3-4 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, 4 утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!»
Таким образом, это свойство – утешать – присуще каждому из Троицы – Отцу, Сыну и Духу Святому. Но особым образом в Писании выделено утешение, которое дает Дух Святой. Именно Он назван Утешителем.
К слову сказать, те христиане, которые полагают, что у детей Божьих не должно быть никаких болезней, скорбей и прочих проблем, игнорируют тот факт, что Дух Святой назван Утешителем. Ведь если ты богат, здоров и огражден от всяких неприятностей, то зачем тебе утешение? В чем тебя утешать, если у тебя и так все хорошо?
Давайте немного посмотрим, что нам говорит Священное Писание об утешении Духа Святого. Вернемся к тому, что говорит Иисус:
Ин.14:15-17 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. 16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет»
Обратим внимание на 4 момента.
1) для того, чтобы Утешитель пребывал с нами, есть одно условие – нужно соблюдать то, что заповедал нам Христос. Люди иногда разрывают это единство, они ищут какого-то особенного проявления Духа в своей жизни, игнорируя то, чему Христос учит. Но наше богословие, наше поклонение, наша вера должна устремляться к единому и триединому Богу. Дух Божий действует не как ураган, а как веяние тихого ветра. Он будет в нас действовать настолько, насколько мы позволяем Ему это. А позволяем мы Ему это тогда, когда пребываем в единстве с Христом, стараемся жить так, как Он учит. Вот как это действует на практике:
Деян.9:31 «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались»
Из этих слов мы видим, что поместные церкви назидались и ходили в страхе Господнем. Назидались – это значит пребывали в Слове, «погружались» в Христово учение, познавали Его заповеди. Ходили в страхе Божием – означает, что они применяли на практике то, что познавали в теории. И результат этого: 1)они были в покое; 2)они получали утешение Святого Духа; 3)церкви умножались, росли количественно. И это при том, что у них не была абсолютно беспроблемная жизнь. Например, Павла пытались убить и иудеи (Деян.9:23), и язычники (Деян.9:29). Конечно, еще массовых гонений на христиан не было, но проблемы были, и в этих обстоятельствах они получали утешение, чувствовали себя защищенными.
2) Второе, на что хотелось бы обратить внимание, – это то, что Христос называет Святого Духа Утешителем и Духом истины. Утешение и истина – это взаимосвязанные понятия. В этом мире очень часто мы видим, как различными людьми для утешения используется ложь. Даже понятие такое придумали: «ложь во благо». Например, от тяжелобольного человека скрывают, что он уже не выздоровеет, и утешают его, даруя ложную надежду. Много различной лжи для утешения людей льется со средств массовой информации, правительство часто кормит своих граждан ложью для их успокоения. И это все, конечно же, неправильно. Но, вы знаете, - люди часто сами ищут и находят утешение во лжи. А.С. Пушкин в одном из своих стихотворений пишет: «Ах, обмануть меня не трудно, Я сам обманываться рад». Эти слова великий поэт написал в стихотворении о любви. Но сегодня мы очень часто видим, что люди вокруг нас рады обманываться по многим другим поводам – одни верят лживой политической пропаганде, другие ищут утешение в ложных религиях. Еще в конце 90-х на страницах популярного журнала «Лайф» автор статьи «Что вам представляется, когда вы думаете о Боге?» написал: «Я больше не намерен ограничивать себя рамками религии моих предков. Все религии открыты передо мной. Я вижу перед собой гигантский духовный «шведский стол». Так что спасибо, я сам выберу то, что мне по вкусу!». За последние два десятка лет ситуация только усугубилась. Люди готовы жертвовать истиной в угоду своим вкусам и предпочтениям. Но только истина содержит в себе настоящее утешение. Утешение ото лжи – это самообман, который рано или поздно ввергнет человека в пагубу.
В чем же заключается истинное утешение? Об этом нам говорит апостол Павел в Послании к Римлянам.
Рим.8:1-10 «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,
2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.
3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти,
4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир,
7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.
8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.
9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.
10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности»
Здесь мы с вами снова видим, что Дух Святой и Христос неразделимы. Их присутствие в нас дает нам возможность жить не по плоти, а по духу. Здесь содержится очень важное утешение для нас: грех теперь для нас не проблема. Если человек называет себя христианином, но при этом продолжает жить во грехе, ссылаясь на то, что он ничего не может поделать, так как грех сильнее его – он лукавит. Скорей всего, он очень любит свой грех и не желает с ним расставаться, потому что Дух Святой дает человеку силу избавиться от любого греха. Либо он просто не принял Духа Святого, и его присоединение к Церкви было формальным.
Мы читаем далее:
Рим.8:11-13 «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете»
Здесь мы находим еще одно утешение для нас – смерть для нас не проблема. Дух Святой оживляет нас сейчас и оживит нас в будущем, когда наши смертные тела преобразуются в нетленные.
Рим.8:14-17 «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии.
17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться»
Третье утешение заключается в том, что мы дети и наследники Божьи, и Дух также имеет к этому самое непосредственное отношение. Но здесь мы находим и одно «но» - «наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». И снова мы сталкиваемся с проблемой страдания.
Итак, второй важный момент заключается в том, что Дух Божий, Утешитель, является также Духом истины, и он утверждает нас в этой истине. Как мы уже читали:
Ин.14:26 «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам»
В этих словах мы находим один из механизмов того, как Дух Святой утешает: «научит вас всему и напомнит вам все». Когда мы научаемся от Духа и вспоминаем с Его помощью важные духовные истины, мы получаем утешение. Почему наше сердце бывает поражено унынием, депрессией, раздражением? Потому что мы либо не научены, либо забываем то, что мы имеем благодаря жертве Иисуса Христа, что нам дает присутствие Духа Святого в нашей жизни.
3) «даст вам другого Утешителя … Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его».
Проблема этого мира в том, что духовные очи людей закрыты, они не способны увидеть Духа Святого, они ищут утешение в других местах. Они не принимают Его, потому что не видят Его и не знают Его. Иисус говорил Никодиму: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия». Эти слова мы можем отнести и к Духу Святому. Если даже избранный народ Божий противился Духу Святому, то что говорить о язычниках? Христос распятый и воскресший – это соблазн для иудеев и безумие для язычников. Истинное утешение получает тот, кто принимает Духа Святого в свое сердце и живет с ним, чутко реагирует на Его дыхание, следует Его указаниям.
4) «а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».
Дух Святой имеет двоякое проявление в нашей жизни – Он «с нами» и «в нас».
С нами – значит посреди нас, в Церкви Христовой. Когда мы собираемся вместе, чтобы прославить Бога – Дух Святой с нами, Он присутствует здесь, его дыхание мы чувствуем в пении, в проповеди, в стихотворениях, в свидетельствах. Каждый, кто принимает участие в служении, движим Духом Святым, и он говорит или рассказывает то, что касается чьего-то сердца. Может быть, вам кажется, что вы сегодня для себя ничего важного не услышали, но это значит, что есть кто-то рядом с вами, кому было очень важно услышать то, что было сказано или спето. Дух Святой с нами, и Он ведет служение, и мы получаем утешение, если только настроены на духовную волну, если наши мысли не блуждают где-то в других местах. Но Дух Святой действует не только по воскресениям. Когда мы уходим со служения, Он продолжает скреплять нас невидимыми связями. Ведь Церковь – это живое тело, и жизнь этому телу дает Дух Святой.
Но Дух Святой не только с нами, Он также и в нас. Мы чувствуем Его присутствие внутри себя. Это может проявляться по-разному: в виде побуждений что-то сделать или сказать, в виде мира, который вдруг наполняет сердце среди тревог, в виде тех плодов духа, которые перечислены в Послании к Галатам.
Гал.5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»
Эти плоды появляются и возрастают тогда, когда наш дух и Святой Дух соединяются, и мы становимся способными преодолеть греховное влечение плоти, избавиться от ссор, зависти, гнева, разногласий и многого другого, что так отравляет жизнь в этом грешном мире.
Итак, мы рассмотрели с вами четыре момента, связанные с действием Духа Святого, как Утешителя, в нашей жизни. 1) если мы любим Христа и соблюдаем Его заповеди, мы позволяем Духу Святому действовать в нашей жизни. 2) Дух Святой является Духом истины, поэтому настоящее утешение можно получить только от истины, а не от лжи. 3) Люди этого мира духовно слепы, они не могут принять Духа Святого, поскольку не видят Его и не знают Его. Поэтому им недоступно истинное утешение. 4) Дух Святой в жизни детей Божьих проявляется двояко: Он с нами и в нас. Мы можем наблюдать Его внешнее действие вокруг нас и внутренне действие в нас. Мы получаем утешение, пребывая в Церкви Христовой, а также переживая «веяние тихого ветра» внутри себя. И пусть Господь благословит нас ценить это, благодарить Бога, быть чуткими к действию Духа Святого в нашей жизни.     Аминь.
Tags: Бог, Дух Святой, Троица, Христос, утешение
Subscribe

Posts from This Journal “Троица” Tag

  • ДЫХАНИЕ СВЯТОГО ДУХА

    Ин.3:8 « Дух дышит, где хочет , и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ТРОИЦЕ

    Поэтому дело представляется следующим образом: Бог, Отец, не происшедший, невидимый, Творец всего, над Которым нет иного Бога и после (ниже)…

  • О СОШЕСТВИИ ДУХА СВЯТОГО

    Итак, против тех, которые решаются учить противно изреченному Духом, довольно сказано; но вашей любви необходимо сказать, почему Господь не тотчас…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments