a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

РОДЖЕР БЭКОН

Сказать, кто именно положил основание современной науке, задача не из простых. Однако имя Роджера Бэкона – оригинального мыслителя, исследователя и реформатора – несомненно, будет среди таковых.
Роджер родился в 1214 г. в местечке Илчестер, Англия, в обеспеченной семье. Его увлечение наукой поощрялось с детства. Именно поэтому, по словам самого Бэкона, он мог тратить более двух тысяч фунтов не на развлечения и забавы, а на таблицы, инструменты и прочее, необходимое для дел научных. А чтение книг на всю жизнь стало самым любимым и важным занятием. Позже он сказал: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным».
Следующий шаг – образование в Оксфордском университете. Роджер осваивает логику и грамматику, а затем отправляется в Парижский университет изучать теологию. В 27 лет Бэкон получает степень магистра искусств. Будущий учёный всей душой отдаётся учёбе, изучая математику, оптику, языки. Его цель – преодоление заблуждений и утверждение истины. «Человеческой натуре более близка глупость, нежели мудрость; а потому и качества, пленяющие людскую глупость, имеют наибольшую силу воздействия».
Поскольку студенческие годы Бэкона создали ему репутацию серьёзного и перспективного исследователя, приглашение на преподавательскую работу не заставило себя ждать. Бэкон, студент Парижского университета, становится Бэконом-преподавателем на факультете искусств, читает лекции по философии Аристотеля. Острый ум и не менее острый язык помещают его, с одной стороны, в самый центр учёных споров и дискуссий с коллегами-схоластами, а, с другой – способствуют обретению степени доктора философии и прозвища Doctor Mirabilis, что значит «Удивительный доктор».
В 1250 г. Бэкон, уставший от парижских баталий, возвращается в Англию и преподаёт в Оксфордском университете. Примечательно, что примерно в это же время он вступает в католический орден монахов-францисканцев. Одновременно он работает над книгами, где излагает своё понимание миропорядка, законов естествознания и необходимости духовных реформ в церкви.
Последнее, скорее всего, из-за преследований Бэкона иерархами церкви. Так, в 1257 г. генерал ордена Бонавентура обвиняет его в отступничестве от догматов истинной церкви и в чёрной магии. В результате учёному запрещено преподавать, а затем его, для пущей надёжности, отправляют под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. «Заточение» длилось около 10 лет и благополучно закончилось возвращением учёного в Оксфорд с разрешением преподавать.
Не теряя времени в этот период жизни, Бэкон пишет сразу три книги: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus; дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium, краткое изложение идей «Большого»).
В дополнение он составляет ещё одно исключительное по содержанию сочинение: «Послание монаха Роджера Бэкона о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии» (Epistola fratris Rogerii Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae). Похоже, название этого произведения вызвано обвинениями, в силу которых учёного лишили права преподавать и отправили в ссылку. Бэкон беспощадно разоблачает чревовещателей и мошенников, критикует практику спиритизма (вызывания духов), а также всевозможные виды гаданий и предсказаний, включая составление астрологических гороскопов.
В этой же книге исследователь предлагает проекты летательного аппарата, подводной лодки, описывает рецепт создания пороха, а также закладывает основы криптографии – науки о шифровании текстов. Трактат состоит из семи частей: о четырёх причинах человеческих заблуждений; о том, что вся мудрость, необходимая человеку, дана в Священном Писании; о грамматике; о математике; об оптике; об экспериментальной науке; о моральной философии.
Труды Бэкона заложили основу современному пониманию природы знания и роли опыта в процессе познания: «Существует два способа познания, а именно с помощью аргументации и из опыта. Аргументация приводит нас к заключению, но оно не подтверждает и не устраняет сомнение так, чтобы дух успокоился в созерцании истины, если к истине не приведёт нас путь опыта. Ведь многие располагают аргументами относительно предмета познания, но так как не обладают опытом и пренебрегают им, то не избегают зла и не приобретают блага».
Важно отметить, что в это же время папа Климент IV обращается к Бэкону с просьбой изложить свои взгляды в отношении необходимых в церкви реформ. Благодаря этому книги Бэкона были не только написаны, но и изданы. Вместе с книгами, написанными в монастыре, монах-новатор готовит в Оксфорде ещё два трактата: «Общая математика» (Communia mathematica) и «Общее естествознание» (Communia naturalium), где рассматривает базовые вопросы математики и физики.
Казалось бы, до признания заслуг и воздания почестей – рукой подать, но, как порой это бывает и в нашей жизни, история Бэкона внезапно приняла не самый приятный оборот. Его покровитель Климент IV умирает, и вражда оппонентов находит выход. В 1278 г. его заключают в тюрьму по обвинению в ереси, а именно – нападках на духовенство, утверждениях о его невежестве, обвинении членов церкви в несоблюдении заповедей Божьих. Точно сказать, сколько времени Бэкон провёл в тюрьме, сложно. Одни говорят, что 2 года, в то время как другие называют срок около 14 лет.
Судьба монаха-новатора в который раз оправдала старую истину: пророка в своём отечестве не ждут, а если он и появляется, то спешат урезонить... Это, к слову, не мешает помнить всем, кто желает что-то изменить, улучшить и привести к совершенству – как в сфере науки, так и в сфере общественных отношений. Поиск истины часто сопряжён с противостоянием авторитетам.
Бэкон говорил: «Существуют 4 величайших препятствия к постижению истины, а именно: пример жалкого и недостойного авторитета, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью». Примечательно, что причиной этих заблуждений Бэкон считает испорченность или греховность человеческой натуры: «четыре общие причины всех наших бедствий, поражающие от начала мира всякое сословие и всякого человека…, принуждают хоть раз отклониться от истинного пути или от высшего совершенства».
Очевидно, что занятия наукой и духовные убеждения Бэкона не только не вступали в противоречие, но и дополняли друг друга. Стремясь к совершенству и в науке, и в теологии, он старался быть верным своему же правилу: «Лучше вовсе не иметь понятия о Боге, чем иметь о Нём понятие, недостойное Его». Откровение и опыт, по мнению Бэкона, не отменяют, а дополняют друг друга: «Ибо часто озаряют благодать веры и божественное вдохновение не только в духовных вещах, но и в телесных и философских науках... Двояк путь познания вещей: один – через философский опыт, другой, гораздо лучше, – через божественное вдохновение».
Роджер Бэкон, служа Богу и людям, познавая Творца и передавая знание о Нём студентам, держался принципа: «Наслаждаться счастьем – величайшее благо, обладать возможностью давать его другим – ещё большее». Стремясь к большему счастью, он так и не обзавёлся семьёй, отшучиваясь тем, что «самые лучшие начинания, принёсшие наибольшую пользу обществу, исходили от неженатых и бездетных людей». Желание разбогатеть также не пленяло его, поскольку он знал истинную цену денег: «Многие, думая, что смогут всё купить за свои богатства, прежде всего, продают сами себя».
Он видел своё предназначение в том, чтобы помочь соплеменникам не только понять истину, открытую Богом в Священном Писании – Библии, но и правильно применить её к реалиям жизни: «Вся мудрость содержится в Св. Писании, хотя и должна разъясняться посредством права и философии; и как в кулаке собирается то, что более широко развёрнуто в ладони, так и вся мудрость, полезная человеку, заключена в Св. Писании, но не полностью разъяснена, и её разъяснение есть каноническое право и философия… а философия есть раскрытие божественной мудрости посредством учения и искусства».
Последние дни земной жизни нашего героя прошли не в тюрьме, а на свободе. Он умер в 1292 г., работая над последней книгой – «Краткое исследование теологии» (Compendium studii theologie), которая известна в отрывках и, видимо, так и не была закончена…

Источник: Вялов А.А. Роджер Бэкон // Путь. – 2016 – №6 (68). – С.6–8.
Tags: биография, герои веры, истина, история христианства, наука и религия
Subscribe

Posts from This Journal “биография” Tag

  • КЛАЙВ СТЕЙПЛЗ ЛЬЮИС

    Дать определение деятельности Клайва Стейплза Льюиса практически невозможно. Он был не просто писателем, теологом или академиком. Он искренне любил…

  • БАЛЬТАЗАР ГУБМАЙЕР

    10 марта 1528 года в Вене был сожжен на костре в возрасте 47 лет от роду Бальтазар Губмайер, один из вождей анабаптизма. В тридцатых годах…

  • ЧЕСТНЫЙ ЭЙБ

    В политике он появился буквально из ниоткуда. Долговязый, худощавый, с простым крестьянским лицом – именно в таком, вовсе нетипичном для…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments