a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ХРИСТИАНСТВО в КИТАЕ: ЭПОХА КАНСИ


Многовековая история распространения христианства в мире таит в себе множество хитросплетений и загадок, кажущихся противоречий и сложностей. С одной из таких загадок, касающихся судьбы христианства в Китае, я столкнулся недавно. В книге Андрея Кураева «Неамериканский миссионер» содержится следующая информация:

В 60-х годах XVII века император Кан-си (1662–1722) издал указ, запрещающий проповедь христианства (потом он был частично отменен). Мотивы:

1.      Христианство учит неуважению к государственной власти, ибо обожествляет преступника, казненного законными властями.

2.      Догмат о непорочном зачатии учит неуважению к предкам и разрушает семью.

      3. Нигде в Библии не говорится, что Китай находится в центре мира.

Интересный сам по себе документ, демонстрирующий проблемы восприятия разными культурами одних и тех же фактов. Но в другой книге (Бокщанин А.А., Непомнин О.Е. Лики Срединного царства: Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая. - М.: Вост. лит., 2002. – 430 с.) содержится несколько иная информация:

«Взявший в свои руки бразды правления молодой император Сюанье (1661-1722) прекратил репрессии против проповедников и представителей учения Христа. Сюанье указом от 19 марта 1692 г. снял все обвинения с учения Христа как якобы зловредной ереси, прельщающей китайцев и готовящей смуту в Поднебесной. Христианам и миссионерам разрешалось проповедовать и строить церкви наравне с буддистами и даосами».

Обратите внимание на противоречие: согласно этим источникам, в одно и то же время в Китае правили разные императоры – Кан-си и Сюанье. Ну что ж, придется слегка окунуться в историю…

 

5 февраля 1661 г. в возрасте 23 лет, пав жертвой эпидемии оспы, скончался император Фулинь. За три дня до этого у постели умирающего собрался Совет князей. Еще будучи в сознании, император назвал имена четырех регентов-правителей. Это были князья Сони, Эбилунь, Сукзаха и Обой (Аобай). Им надлежало ведать страной до совершеннолетия нового Сына Неба. Но кто же унаследует «драконовый трон»?! Все сыновья императора были несовершеннолетними. Кого же из них изберет Десятитысячелетний Господин? Ответ уходящего в вечность богдохана был вполне разумен — на престол взойдет тот, кто переболел оспой и уже имеет иммунитет против нее. Таким был только один — третий сын Фулиня семилетний Сюанье (Синяя Молния). И члены Совета, и регенты согласились — это единственный выход из опасной ситуации. Иначе оспа унесет с собой всякого другого Сына Неба, не защищенного от нее. Так Сюанье «чисто случайно» стал наследником престола. До этого мальчик жил под присмотром нянек и кормилиц в небольшом загородном дворце к западу от Пекина. Его детские игры были внезапно прерваны приездом множества ему совершенно незнакомых взрослых, павших, к его немалому удивлению, перед ним на колени и совершавших земные поклоны. Через 12 дней после смерти отца его торжественно отвезли в императорский дворцовый комплекс в Запретном городе Пекина. Там мальчика возвели на «драконовый трон», провозгласив императором с девизом правления Канси.

Как будущий воин, он прошел курс обязательного маньчжурского обучения — верховая езда, стрельба из лука, владение мечом и копьем. Кроме того, он получил китайское классическое конфуцианское образование. Тем самым Сюанье сочетал в себе черты маньчжурского военачальника и китайского «ученого мужа» (шэньши). Его возвели на трон семилетним мальчиком в 1661 г. Править же страной он начал лишь в 1679 г., будучи двадцати пяти лет от роду. В течение восьми лет (1661-1669) за мальчика правили формально четыре регента. Лидерство в Регентском совете сразу же захватил энергичный, волевой и жестокий Обой, которого активно поддерживал его верный союзник Эбилунь.

В 1668 г. Сюанье исполнилось четырнадцать лет, он достиг совершеннолетия и по маньчжурским законам должен был править уже самостоятельно, ибо права регентства на этом кончались. Между тем Обой и не думал отдавать власть и при безоговорочной поддержке Эбилуня держал юного Сына Неба под своим жестким контролем. Только хитростью удалось отстранить от власти коварного Обоя. Но это уже другая история.

Таким образом, указанное выше противоречие решается просто: Кан-си и Сюанье – это имена одного и того же человека. Его личное имя – Сюанье, а в Китае его называют Канси (Процветающее и Лучезарное правление) по девизу царствования.

Знаменитый китайский император Сюанье был современником Петра Великого в России и Людовика XIV во Франции. Его сравнивали (и до сих пор сравнивают) с царем-преобразователем и с Королем-Солнце, ставя всех троих на одну доску. Но, если у Петра I насчитывалось свыше 15 млн., а у Людовика XIV — более 20 млн. подданных, то Сюанье правил империей с населением свыше 130 млн. человек. О нем, как о образцовом монархе, с восторгом говорили жившие тогда в Китае европейские миссионеры. Именно в его правление началась «Эпоха процветания Канси—Цяньлун», воспетая китайскими историками. О нем много писали на Западе. Его превозносят и современники, и более поздние авторы. Сравнивают «эпоху Канси» с европейским Ренессансом. Славят Сюанье как мудрого государя. Восхваляют его военные доблести, гуманизм и любовь к народу, приравнивая богдохана к идеальным правителям древнего Китая. Восхищаются эрудицией Сюанье, знанием естественных наук, его талантом политика, великодушием по отношению к подчиненным, бережливостью и справедливостью. Его наделяют чертами миролюбца и мудреца, великого воителя и милосердного монарха.

Получив классическое китайское образование, император приобрел многие черты интеллигента-гуманитария. Его отличали любовь к знаниям, книге, стихосложению и чтению. Позднее с неподдельным интересом и усердием он под руководством миссионеров-иезуитов изучал геометрию, тригонометрию, астрономию, естествознание, философию, физику и медицину.

Очевидно, первый указ о запрете христианства, о котором упоминается в книге А. Кураева, был издан по инициативе регента Обоя, так как император Сюанье не имел тогда реальной власти. И только став реальным правителем, Сюанье «сменил гнев на милость», предоставив христианским миссионерам определенную свободу.

 


Tags: Канси, Китай, Сюанье, история христианства
Subscribe

  • ВИЗАНТИЙСКОЕ ПРИДВОРНОЕ ХРИСТИАНСТВО

    Неестественное смешение христианства с миром достигло своего апогея при императорском дворе Константина – конечно же, не таком…

  • МОНАСТЫРЬ ХОР ВИРАП

    Монастырь Хор Вирап воплощает неутолимую тоску всего армянского народа об исторической родине и библейской горе Арарат. Словно по иронии судьбы,…

  • РЕФОРМАЦИЯ и ПРАВОСЛАВИЕ в УКРАИНЕ

    Среди особенностей развития протестантизма на украинских землях следует упомянуть о его влиянии на православную церковь. Можно сказать, что в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments