a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ПОВЕЛЕНИЯ и ОБЕТОВАНИЯ БОЖИИ

Еф.6:2-3 «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле»
Мы прочитали очень важное место Священного Писания, которое указывает на то, как детям Божиим следует относиться к земным родителям. С почтением относиться к отцу и к матери – это было важно во времена Ветхого завета, поскольку 5-я заповедь гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Это было важно во времена первоапостольской Церкви, поскольку об этом пишет Павел. Это также важно и сейчас. Однако рассуждать мы с вами будем не об этом. Ключевой момент, на который сегодня хотелось бы обратить внимание – это слова «первая заповедь с обетованием». Не совсем понятно, почему из 10-ти заповедей, данных Богом Своему народу, только одна содержит прямое обетование. Может быть, Бог запечатлел эти слова, чтобы подчеркнуть важность семейных отношений, поскольку в них отражена модель наших взаимоотношений с Богом. А может, это было сказано потому, что почитать родителей – это самая трудная заповедь (в силу извечно проблемных взаимоотношений «отцов и детей»), и чтобы ее исполнить, требуется какое-то особое обещание. И Бог говорит – если хочешь иметь благословение в жизни, если хочешь прожить долгую и счастливую жизнь – почитай родителей.
Поговорим сегодня о взаимосвязи повелений и обетований Божиих. В большинстве случаев, когда Бог дает какое-то повеление кому-то, Он сопровождает его обетованиями, т.е. обещает воздать чем-то хорошим и ценным за послушание Его воле. Если рассуждать по-человечески, то путь послушания Богу часто противоречит здравому смыслу. Бог дает определенные повеления, но по нашему рассуждению то, чего от нас желает Бог, нелогично, непонятно, нам кажется, что есть более приемлемые решения. Рассмотрим один пример.
Лев.25:1-5 «И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря:
2 объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню;
3 шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их,
4 а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай;
5 что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли»
Лев.25:20-22 «Если скажете: что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать произведений наших?
21 Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года;
22 и будете сеять в восьмой год, но есть будете произведения старые до девятого года; доколе не поспеют произведения его, будете есть старое»
Итак, есть повеление Божие – через шесть лет на седьмой давать земле отдых, и тут же обетование – в шестой год Бог благословит таким урожаем, что его хватит на три года. Но как устроено сердце человеческое? Как это так: не собирай, не рви, что само выросло? А вдруг не будет урожая? А вдруг не хватит? А вдруг, а вдруг… Трудно нам научиться слушаться Бога, не правда ли? Потому Он и дает нам многочисленные обетования, чтобы как-то стимулировать нас к послушанию.
И этот принцип действует как в отношении общих повелений всему народу, так и в отношении повелений отдельным людям.
Рассмотрим один эпизод из жизни Исаака.
Быт.26:1-6 «Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар.
2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе,
3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему;
4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,
5 за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.
6 Исаак поселился в Гераре»
Итак, мы прочитали, что в той земле, где жил Исаак, был голод «сверх прежнего голода, который был во дни Авраама». Эти слова наводят нас на мысль о том, что каждое поколение детей Божьих имеет свои испытания. И в этих испытаниях проверяется наша вера. В жизни Авраама были нелегкие времена, и Бог давал ему определенные повеления, и сопровождал их обетованиями. Теперь пришел черед его сына, Исаака, проявить свою верность Господу. Бог является Исааку, и дает ему повеление: «Не ходи в Египет, живи в этой земле». И тут же провозглашает Свои обетования: «Я буду с тобою и благословлю тебя, и умножу потомство твое…». Возникает ситуация, когда нужно принимать решение: пойти в Египет, где более плодородные земли, где легче перенести голод, или поступить так, как говорит Господь. И мы видим, что Исаак решил последовать тому, что говорит Бог. Но на этом история не заканчивается.
Быт.26:16-29 «И Авимелех сказал Исааку: удались от нас, ибо ты сделался гораздо сильнее нас.
17 И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Герарской, и поселился там.
18 И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его.
19 И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой.
20 И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.
22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле.
23 Оттуда перешел он в Вирсавию.
24 И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради Авраама, раба Моего.
25 И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа. И раскинул там шатер свой, и выкопали там рабы Исааковы колодезь.
26 Пришел к нему из Герара Авимелех и Ахузаф, друг его, и Фихол, военачальник его.
27 Исаак сказал им: для чего вы пришли ко мне, когда вы возненавидели меня и выслали меня от себя?
28 Они сказали: мы ясно увидели, что Господь с тобою, и потому мы сказали: поставим между нами и тобою клятву и заключим с тобою союз,
29 чтобы ты не делал нам зла, как и мы не коснулись до тебя, а делали тебе одно доброе и отпустили тебя с миром; теперь ты благословен Господом»
Мы видим, что вначале обстоятельства складываются немного не так, как представлял себе Исаак. Бог обещает благословения, но приходят трудности. И эти трудности вызваны действиями окружающих народов. В прочитанном отрывке мы находим три группы недоброжелателей детей Божьих: 1) филистимляне, которые засыпали колодцы, выкопанные еще во времена Авраама; 2) пастухи Герарские, которые спорили о колодцах и говорили, что вода принадлежит им; 3) Авимелех, царь Филистимский, который открыто требует от Исаака покинуть его территорию. Что движет этими людьми? Зависть и страх. Когда люди этого мира видят, как Бог благословляет Своих детей, у них рождается зависть и страх. И они стремятся либо исподтишка навредить, либо создать конфликтную ситуацию и наблюдать, как мы будем реагировать, либо в открытую заявить, что они не желают находиться рядом с нами.
Давайте поставим себя на место Исаака. Не возникли бы у нас обоснованные сомнения относительно слов Бога? Могу ли я доверять Богу, который сказал, что благословит меня, и эта земля будет моей – но все складывается как-то не так? Как выжить в этой пустынной земле, где вода буквально на вес золота, но мне не дают даже выкопать колодец и пользоваться им!
Быт.26:20-22 «И спорили пастухи Герарские с пастухами Исаака, говоря: наша вода. И он нарек колодезю имя: Есек, потому что спорили с ним.
21 выкопали другой колодезь; спорили также и о нем; и он нарек ему имя: Ситна.
22 И он двинулся отсюда и выкопал иной колодезь, о котором уже не спорили, и нарек ему имя: Реховоф, ибо, сказал он, теперь Господь дал нам пространное место, и мы размножимся на земле»
Символическое значение имеют названия этих трех колодцев. Есек – «раздор»; Ситна - «вражда»; Реховоф – «пространные места, широкие просторы». И мы видим, как Исаак оставляет позади раздор, вражду и идет к тем пространным местам, где его ожидает Господне благословение. Несмотря на то, какой ценой достались ему эти колодцы, как трудно вырыть колодец в тех каменистых местах – Исаак оставлял все это и двигался дальше. И какой потрясающий результат! Приходит Авимелех со своими друзьями и говорит: «мы ясно увидели, что Господь с тобою» (Быт.26:28). Исааку не пришлось, как позднее его сыну, Иакову, брать благословения Божьи хитростью и обманом. Только смирение, только послушание Богу!
Бог всегда исполняет Свои обетования. И благословения, которые мы получаем в ответ на нашу верность Его повелениям, видны не только нам, но и всем окружающим.
Теперь рассмотрим другой пример из истории народа Божия. После того, как сердце Соломона развратилось, и его многочисленные жены ввергли его в идолопоклонство, Бог разделил царство на две части: Иудею и Израиль. Он избрал для народа Своего в Израиле другого царя, Иеровоама. И Он обращается к нему со словами:
3Цар.11:37-38 «Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем; и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля»
Снова мы видим в этих словах Божьи повеления и обетования. Но верил ли Иеровоам Богу и повиновался ли Его повелениям?
3Цар.12:26-28 «И говорил Иеровоам в сердце своем: царство может опять перейти к дому Давидову;
27 если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому.
28 И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской»
Складывается впечатление, что Иеровоам вообще не услышал ни повелений, ни обетований Божьих, так дерзко он пренебрег ими. И хотя Бог ясно дал ему понять, за что Он был недоволен Соломоном, Иеровоам ищет свои решения проблемы укрепления власти, и не находит ничего лучшего, чем тоже создать себе идолов.
В этом мы с вами находим одно из проявлений духовной войны, которая ведется на земле между Богом и сатаной со времен грехопадения. Бог дает повеления и обетования, но и сатана пытается предложить человеку альтернативные советы и обещания. К примеру, Бог пообещал Адаму и Еве: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). А сатана пообещал: «Нет, не умрете…» (Быт. 3:4). Бог обещает наказание за нарушение Его заповедей, а сатана обещает безнаказанность. Бог обещает удовольствие за исполнение Его заповедей; сатана же обещает удовольствие за нарушение Божьих заповедей. Однако мы должны помнить, что сатана – лжец и отец лжи. Как говорят в этом мире, «обещать – не значит жениться»; в этом вся суть обещаний, которые дает сатана, чтобы добиться своего.
И когда мы читаем в истории о Иеровоаме: «И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов» (3Цар.12:28), возникает вопрос: с кем он советовался? Явно, что не с Богом. Сатана и здесь нашел подход к царю и через его советников вложил ему в разум неугодные Богу решения. И так в жизни бывает очень часто.
Обратимся теперь к новозаветным повелениям и обетованиям. Иисус в своем общении с учениками демонстрирует тот же подход, что и Его Отец в общении со Своим народом. Например, все нам хорошо известны слова:
Мф.6:33 «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»
Здесь мы находим и повеление, и обетование. Повеление состоит в том, чтобы мы прежде всего искали Царства Божьего, а обетование - в том, что Господь удовлетворит наши земные нужды. Почему мы с вами часто поступаем с точностью до наоборот: все свои силы тратим на пропитание, а вопросам Царства Божия отводим то время, что останется? В этом также проверяется наша вера. Поскольку наша вера в обетования Божьи часто слаба, нам кажется трудным и послушание Его повелениям. Вот еще один пример:
Евр.12:14 «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа»
Является ли для нас обетование «увидеть Господа» достаточным стимулом для того, чтобы исполнить повеление – «иметь мир со всеми и святость»?
1Ин.2:24-25 «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная»
Побуждает ли нас обетование жизни вечной пребывать в Слове Божием, в Его истине, и т.д. Мы рассмотрели лишь несколько примеров, но многие другие места Нового завета содержат и повеления, и обетования. Петр пишет: «…дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью…» (2 Пет. 1:4). Павел пишет: «Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).
Важно при чтении Библии проверять свое сердце. Взирая на обетования Божьи, важно находить в них тот импульс, который даст нам силы исполнить повеления Божии. Ведь каждое обетование Божие отражает такие свойства природы Бога как неизменность, истинность, верность, благость. Все Его обещания содержат в себе огромное благо для нас. Все, что Он обещал, Он обязательно выполнит, даже если в нашей жизни что-то складывается не так, как мы предполагали. Пусть Господь благословит нас серьезно подходить к тому, что Бог открывает нам в Слове Своем, чтобы мы внимательно и ответственно, с доверием и терпением, принимали Божьи повеления, с надеждой и верой взирая при этом на Божьи обетования.
Tags: Бог, заповеди, испытание, обещание, послушание
Subscribe

Posts from This Journal “заповеди” Tag

  • КРАСОТА И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ

    Я зык Десяти Заповедей кажется несвойственным культуре и здравому смыслу, оскорбляет и шокирует любого, кто не принял Божьего Богоцентризма.…

  • ЗАБОТА о МАТЕРИАЛЬНОМ

    Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело…

  • ПРИМЕНИМА ЛИ К ТЕЩЕ 5 ЗАПОВЕДЬ?

    Не так давно мне задали вопрос, к которому я был не готов: «Применима ли к теще пятая заповедь, где говорится о почитании отца и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments