a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

СТРАДАНИЯ и СКОРБИ: ЗА ЧТО или ДЛЯ ЧЕГО?

Ин 9:1-3 «И проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии»

В этой истории из жизни Христа и Его учеников затрагивается важный и сложный вопрос, который задают себе многие поколения людей: вопрос, касающийся причины человеческих страданий и скорбей. И первое, что интересует многих в подобной ситуации: «Кто виноват?». Поиск виновного – любимое занятие человека со времен грехопадения: уже Адам и Ева преуспели в этом, ища крайнего в том, что они ослушались запрета Бога и вкусили от дерева познания добра и зла. Виноватыми очень легко оказываются родные и близкие, плохая наследственность, экология, дьявол и даже Бог.

Второй вопрос, который мы любим задавать: «За что?». За что мне это испытание, в чем я провинился, в чем моя вина…?

 

Прежде чем мы вернемся к этому вопросу, давайте задумаемся над другим вопросом: «Страдание – это добро или зло?»

1 Пет 3:8-17 Обратите внимание – в этом отрывке почти в каждом стихе упоминается слово «зло». Особое внимание – ст.13 и 17: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?»; «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые».

Как мы видим, страдание и зло здесь разведены, они не совпадают.

Наши страдания и скорби мы можем разделить на две группы:

1)      страдание как наказание, плата за прошлое, как следствие, результат, связанный с прошлым;

2)      страдание как испытание, очищение, подъем на новую ступень духовного роста, средство, устремленное в будущее.

Иер 6:19 «Слушай, земля: вот, Я приведу на народ сей пагубу, плод помыслов их»

Иер 30:15 «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились»

1 Тим 6:6-10 «А желающие обогащаться впадают в … похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые… сами себя подвергли многим скорбям»

Таким образом, материализуется собственное человеческое зло, которое находится в сердце.

Когда ученики задавали вопрос Христу, они находились в таком понимании страдания – как следствия чьего-то греха. Но давайте обратим внимание на слова Иисуса: «это для того…». Этими словами Он по-новому расставляет акценты. Он стремится изменить мышление своих учеников. Он пытается переориентировать их от прошлого к будущему, заменить восприятие страдания как результат на понимание страдания как средства.

Пс 118:71 «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим»

«В одном малом городке жил раввин - в голоде, холоде, нищете; и каждый день воспевал милость Божию. Кто-то из его соседей к нему обратился с упреком: каким образом можешь ты так благодарить Бога? Разве это не лицемерие? Разве не знает Бог, что ничего у тебя нет и что твоя благодарность - впустую?.. И старик-раввин ему ответил: «Ты не понимаешь сути дела. Бог взглянул на мою душу и подумал: Что нужно этому человеку, чтобы достичь полноты? - голод, холод, обездоленность, одиночество; и все это Он мне дал с преизбытком»

В таком подходе проявляется смирение и полное доверие Богу. Сегодня многие проповедуют христианство процветания, утверждая, что дети Божьи обязательно должны быть здоровы и богаты. «Разве желает любящий отец, чтобы его дети страдали?» - с пафосом вопрошают проповедники, и сами же отвечают: «Конечно же, нет!». Но на самом деле самый важный вопрос, который волнует нашего небесного Отца – это вопрос о том, где мы будем проводить вечность. Проблемы нашего земного комфорта в списке Его забот стоят далеко не на первом месте.

Дан.11:32-35 «…И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать… Пострадают и некоторые из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время для срока»

Благо от страдания может быть не только для себя, но и для других.

Вернемся к 1 Пет.3:17-18 «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом»

Апостолы Христовы хорошо усвоили этот урок. Это мы можем видеть на примере Апостола Павла:

2 Кор.1:3-7 «…скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения…»

Итак, как мы видим, страдание может иметь разную природу: оно может быть наказанием, а может быть испытанием, очищением. Конечно, это деление не абсолютное, поскольку часто наказание и очищение взаимосвязаны: Бог нас наказывает, и в то же время исправляет…

В средневековой Европе существовало наказание за преступления против храма, монарха, за совершенное убийство - ослепление. Причем обосновывался религиозный подтекст этого наказания (якобы оно обезвреживает тело, не ущемляя душу – то есть слепой человек утрачивает свою опасность для общества, но у него остается возможность покаяться). Это, конечно, жестоко и бесчеловечно, и сегодня в цивилизованных странах подобные наказания не применяются. Но сила греха такова, что очень часто человеку, чтобы прийти к Богу, нужна неизлечимая болезнь. И дело здесь не в жестокости Бога. Сперджен однажды сказал: «Признание прокаженным всей неизлечимости своей болезни значительно приближает его к необходимости обратиться к Тому единственному, Кто может исцелить его». Вокруг Иисуса всегда было много тяжело больных людей. Прокаженные, слепые, хромые, парализованные, кровоточивые… Нигде не сказано, что Иисус исцелил, к примеру, насморк. Самое незначительное заболевание, которое исцелил Иисус, была, пожалуй, горячка у тещи Петра, но при уровне медицины 1-го века и горячка вполне могла стать смертельной болезнью.

Может быть, у этого слепого, о котором мы сегодня вспоминаем, это был единственный шанс встретиться с Иисусом – именно как слепцу. Кто знает, где бы он был и чем занимался, если бы не был слеп. А так на нем явились дела Божии, он уверовал в Христа и обрел не только исцеление от физической слепоты, но и от духовной – получил спасение души. Причем, что характерно именно для этой истории, что, в отличие от многих других случаев, когда люди сами искали Христа, вопияли к Нему, здесь инициатива полностью принадлежит Христу. «И проходя, увидел человека, слепого от рождения» (Ин 9:1)… «Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему…» (Ин 9:35-38).

Мы порой так погружены в свой эгоизм, что ничего вокруг не замечаем. Нам так плохо. Мы не устаем задавать вопрос: «за что мне все это?». Перелом в нашем хождении пред Богом произойдет тогда, когда мы научимся вместо вопроса «За что?» задавать вопрос «Для чего?» и быть готовыми в смирении претерпеть скорби и лишения.

Евр 12:11  «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности»

Да поможет нам Бог в кротости и смирении принимать от Него все то, что, по Его мнению, усовершенствует нас и приготовит к жизни в небесном Иерусалиме.

 


Tags: испытание, наказание, скорбь, страдание
Subscribe

  • ЖИВОЕ УПОВАНИЕ в БЕЗУМНОМ МИРЕ

    Слушая рассказы переселенцев, вынужденных бежать с обжитых мест неведомо куда и начинать там все с самого начала, я невольно вспоминаю трагизм…

  • ГРЕХ ВАШ НАЙДЕТ ВАС

    «Если же не сделаете так, то согрешите перед Господом и испытаете наказание за грех ваш, который постигнет вас» (Числ.32:23). В…

  • ИСТИННОЕ УТЕШЕНИЕ

    Никогда еще мы не нуждались так в утешении. Переживать боль, несчастье и жить в неопределенности всегда непросто. Быть в одиночестве и изоляции,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments