a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

МОРМОНЫ в УКРАИНЕ


Если ехать по столич­ной Окружной до­роге, невозможно не заметить стоящее на возвышении доволь­но помпезное строе­ние с башней и золоченой стату­ей трубящего ангела на верхуш­ке шпиля. Это украинский храм Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, неофициальное название которой — мормоны, те самые, что появились в США в 1830 году.

Лишь на две недели — с 7 по 21 августа — двери храма Церкви Иисуса Христа Святых последних дней откроются для всех желаю­щих. Уже сейчас в рекламных проспектах гостей церкви просят одеться поскромнее и съемку в храме не проводить. Затем зда­ние освятят, и доступ в него по­лучат только избранные члены церкви, "те, кто сумеет доказать свою достойность".

 

Киевский храм мормонов неве­лик — всего-то 50 кв. м. Вместе с гостиницей на 60 мест для иного­родних прихожан и домом собра­ний, входящими в храмовый ком­плекс, он занимает 2 тыс. кв. м украинской земли. Снаружи облицован гранитом, а внутри оформление комбинированное: с использованием бронзы, гипса, мрамора и дерева.

Сегодня эту неохристианскую церковь считают одной из самых динамично развивающихся в мире: в ее рядах 13 млн последо­вателей, которые молятся в 133 храмах. Киевский станет 134-м по счету в мире и первым на пост­советском пространстве. "От Вла­дивостока до Калининграда нет больше [храмов]", — говорит Вла­димир Канченко, руководитель проектов этой церкви в Украине. Мормоны решились здесь на строительство своего культового здания по двум причинам: во-пер­вых, "было откровение пророка", а во-вторых, Украина, по их мне­нию, — благоприятная страна для распространения их веры. С по­следним вполне согласны социо­логи: по данным исследования, проведенного Киевским междуна­родным институтом социологии (КМИС), 71% опрошенных укра­инцев — за равноправие религий в стране, а 75% уважительно от­носятся ко всем ныне существую­щим духовным течениям.

С 1991 года, когда на украин­скую землю ступил первый мор­монский миссионер, количество прихожан этой церкви увели­чилось более чем в 600 раз — с 17 человек до 11 тыс., а число приходов — с двух до 54.

Жизнь украинских мормонов довольно насыщенная: раз в месяц они устраивают пикники, убирают парки и леса от мусора. Церковь стремится быть полезной для своих прихожан — бесплатными курсами английского, а также центром трудоустройства. А на своих прихожан накладывает ряд ограничений — к примеру, они не пьют чай и кофе. "Мы не употребляем алко­голь и наркотики, не курим, — пе­речисляет Канченко. — Мы отказываемся от всего, что вызывает зависимость".

К тому же мормоны запасли­вы: каждому рекомендуется иметь дома годовой запас продуктов на случай конца света.

Ежемесячно мормоны отда­ют десятую часть своей зарплаты на нужды общины. Кроме того, раз в месяц каждый член церкви обязан поститься, а деньги, кото­рые могли быть потрачены на еду, также перечисляются в приход.

На вопрос о пресловутом мор­монском многоженстве Канченко с улыбкой отвечает: да, это было, но до 1890 года. По его словам, само многоженство когда-то ока­залось вынужденной мерой: мол, во время войны много мужчин погибло, и "чтобы спасти мормон­ский народ, надо было побольше нарожать детей". Да и каждой женщине нужен был муж. Кан­ченко признает, что в США до сих пор существуют отколовшиеся от церкви группы, продолжающие практиковать полигамию.

Из христианских таинств мормоны признают всего четыре: крещение, рукоположение, брак и причастие, которое проводят с хлебом и водой.

Однако самый главный об­ряд, лежащий в основе "плана спасения" мормонов. — обряд запечатывания на вечность. "Мы верим, что та общественная сре­да, которая есть у нас здесь, будет существовать с нами в вечности [если провести необходимый об­ряд]", — объясняет Канченко.

На Западе, где мормоны сущест­вуют почти два столетия, наследуют эту веру с рождения. "Не быть мормоном, если ты родился в семье мормонов, невозможно", — говорит Людмила Филиппович, завотделом религиозных процес­сов Института философии НАНУ.

Но основная работа по при­влечению новых членов церкви ложится на плечи миссионеров, в Украине их — около 200. Полтора года девушки и два года парни из мормонских семей живут только служением. На это время они теря­ют даже имена, обращаясь друг к другу только по фамилии, добавляя "старейшина" или "сестра" ("брат"). Им нельзя отвлекаться на личную жизнь, поэтому все контакты с друзьями и близкими на это время сводятся к минимуму. И в обяза­тельном порядке они соблюдают дресс-код: для парней — черные брюки и белая рубашка, для деву­шек — юбка или платье.

Еще одно правило — строгий режим. Подъем в 6:30, в 21:30 — отбой. А с 11 утра до девяти вече­ра миссионеры ходят по улицам, звонят в квартиры и предлагают поговорить о Боге. Их задача — завязать контакты с как можно большим количеством людей.

Сейчас Украина переживает всплеск новых религий, утверж­дает Филиппович и не видит в этом ничего удивительного: но­вые церкви идут в ногу со време­нем. "Было бы смешно, если бы человек удовлетворялся исти­нами, сказанными четыре или пять столетий назад", — рассуж­дает она.

Не добавляет стабильности традиционным церквям Украи­ны, в частности православной, и существующие внутри нее расп­ри, отмечают другие эксперты. Старым конфессиям трудно вы­держивать конкуренцию с новы­ми, более демократичными, в том числе с мормонской, еще и пото­му что последние не ждут, когда к ним придут люди, а сами идут к ним. А людей подкупает ощуще­ние востребованности, чувство, что ты нужен здесь и сейчас. Результат налицо: по данным КМИС, каждый четвертый опро­шенный украинец (27%) при­числяет себя к нетрадиционной церкви.

Анатолий Колодный, замди­ректора Института философии НАН Украины, замечает, что тра­диционным церквям не хватает открытости. К тому же право­славная литургия, составленная 1,5 тыс. лет назад, "не работает на молодого человека". В свою очередь, неохристианские тече­ния завлекают молодежь музы­кой и танцами.

"Если бы православная цер­ковь стала разливать пиво, то в нее бы выстроилась очередь из молодежи, — замечает Евстратий Зоря из УПЦ (КП). — Песни и пляс­ки — это развлечение, а церковь не должна быть местом развлече­ния ради увеличения количества прихожан. Церковь — это место общения с Богом".

Также Зоря, правая рука гла­вы УПЦ (КП) Филарета, уверен: если какая-то часть общества ушла от Бога, то церковь не долж­на гнаться за обществом, как это делают неохристиане.

"Для молодых в 20 лет парадигма христианства должна быть иной, чем для человека в 60 лет, — оставляет реальные шансы мормонам и другим новым церквям в
Украине Колодный. — Молодежь не хочет слушать про смерть, ее нужно заинтересовать чем-то другим".

 

По материалам статьи: Екатерина Иванова. Юта уже тута // Корреспондент. – 2010. - №28. – С.38-39.

 


Tags: мормоны
Subscribe

  • СВОБОДА от ОСУЖДЕНИЯ

    1 Иоанна 3:18-23 « Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. 19 И вот по чему узнаем, что мы от истины, и…

  • ПРОСТИ

    Заливают дожди дороги. По канавам бежит вода. Мы умеем молиться Богу, Когда грянет на нас беда. Скоро Правда, как солнце выйдет,…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ПРОЩЕНИИ

    Прощать то, что действительно заслуживает прощения, не является христианским милосердием; это лишь справедливость. Быть христианином —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • СВОБОДА от ОСУЖДЕНИЯ

    1 Иоанна 3:18-23 « Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. 19 И вот по чему узнаем, что мы от истины, и…

  • ПРОСТИ

    Заливают дожди дороги. По канавам бежит вода. Мы умеем молиться Богу, Когда грянет на нас беда. Скоро Правда, как солнце выйдет,…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ПРОЩЕНИИ

    Прощать то, что действительно заслуживает прощения, не является христианским милосердием; это лишь справедливость. Быть христианином —…