a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

ВЕТВИ ОТЛОМИВШИЕСЯ


Тема, которую я желаю сегодня затронуть, в некотором смысле пикантная, и не хотелось бы кого-нибудь обидеть… Кстати, где-то недавно попалась на глаза фраза в том смысле, что после слов «не хочу никого обидеть» можно обижать кого угодно – ведь я ж уже предупредил… : )

Но все же, все же…

Не знаю, как вам, дорогие друзья, но мне приходилось довольно часто сталкиваться с каким-то пренебрежительным (если не сказать больше) отношением христиан к евреям. Как правило, упоминание в разговоре о представителях сей национальности сопровождается особой мимикой и ужимками, которые как бы говорят «ну что вы хотите, он (она) – еврей (ка)!». Очевидно, для того, кто произносит эти слова, этим все сказано – чего хорошего ждать от сего «племени незнакомого» (или напротив, очень хорошо знакомого). Причем чаще всего с неприятием представителей еврейского народа я сталкивался в среде православных христиан.

Может быть, этому вопросу посвящено какое-либо особое святоотеческое или соборное наставление Церкви, о котором я не ведаю, так что буду благодарен, если кто-либо из православных френдов разъяснит мне сей казус либо развеет мои сомнения по этому поводу. А пока желаю привести собственные размышления на эту тему.

 

Возможно, проблема в том, что в Евангелии сказано: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). Чаще всего обращается внимание на вторую часть этой фразы: вот, мол, какие евреи нехорошие – Мессию не приняли, надругались над ним, распяли… Но не обращается внимание на начало фразы: «Пришел к своим…». Христос пришел к евреям как избранному народу Божию, и называет их своими. Он Сам был еврей из рода Давидова. Иисус любил евреев, как близких (апостолы, Мария, Марфа, Лазарь), так и тех, имена которых не упоминаются в Библии. Он проповедовал в их городах и исцелял их многочисленных больных. Безусловно, Христос не идеализировал своих соотечественников, и многократно обличал их, выгонял торгующих из храма и тому подобное. Он плакал над Иерусалимом, который из-за отступления иудеев от Бога находился на грани разрушения. После создания Церкви Апостолы собирали пожертвования для иерусалимской церкви, которая в большинстве своем состояла из евреев…

Конечно, евреи совершили страшный грех, когда криком требовали распятия Христа. Более того, они прокричали кощунственные слова: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф.27:25). Результат – утрата государственности, еврейские погромы, Освенцим, многовековая ненависть со стороны многих народов и отдельных лиц…

Обратимся к 11 главе Послания апостола Павла к Римлянам.

В начале главы апостол задает вопрос: «неужели Бог отверг народ Свой?». И тут же следует ответ: «Никак». Далее он объясняет, что «от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность». Мы с вами – русские, украинцы и прочие народы – не имели бы никакой надежды на спасение как «язычники», если бы евреи как избранный народ исполняли все заповеди Божии и явили миру особую святость, чтобы каждый увидел: вот что значит жить с Богом. Но они часто нарушали волю своего Небесного Отца, и Бог наказывал их, так что судьба иудеев действительно показательно незавидная. У еврейского народа особая миссия, и его судьба – постоянная забота Творца.

Далее Павел, обращаясь к римлянам, язычникам, говорит: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями». Дорогие друзья! Мы должны понять, что Христос, которого мы почитаем Господом и Спасителем, пришел не к русским, американцам или украинцам. Он пришел «к своим», то есть к евреям. Конечно, Церковь Христова многонациональна, и Сын Божий пострадал, чтобы «всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:15). Тем не менее, судьба еврейского народа находится в центре истории, и она должна быть постоянным напоминанием нам о благости и строгости Божией, научая нас страху Божию. Когда мы живем по Его заповедям – мы будем иметь обильные благословения, как Соломон. Когда мы будем блудно ходить вслед идолов – нас ждет разруха, мы подвергнемся язве, мечу и голоду, что в изобилии было в истории евреев. Поэтому далее мы читаем: «Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен».

Наконец, Павел говорит о том, что надежда для евреев остается. Они не навсегда ожесточились против Иисуса Христа. «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о себе, - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется».

Таким образом, мне не совсем понятно такое, мягко говоря, пренебрежительное  отношение многих христиан к евреям. Чем это объясняется? Есть ли под этим какой-либо богословский фундамент, или это чисто психологическое явление?

Известный американский психотерапевт Ирвин Д. Ялом в своей книге «Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы» вспоминает свое детство: «Я вырос в Вашингтоне с его расовой сегрегацией - единственный сын в единственной белой семье в негритянском квартале. На улицах черные нападали на меня за то, что я белый, в школе белые - за то, что я еврей. Но для меня оставались еще толстяки, жирдяи, мишени для насмешек, те, кого не хотели брать в спортивные команды, те, кто не мог пробежать круг по стадиону. Мне тоже нужно было кого-то ненавидеть». Может быть, в отношении христиан к евреям срабатывает тот же механизм? Ведь предсказано же Христом, что в последние дни мы, христиане, будем ненавидимы за имя Его (Лк.21:7). Так надо же и нам кого-то ненавидеть. Кого тут можно «попинать» от души? Так вот же они, евреи…

Может быть, в этом проявляется социальная зависть? Ведь многие евреи – успешные музыканты, ученые, врачи, юристы, банкиры, ювелиры… Невдомек человеку – работай 25 часов в сутки, да в храм не забывай заглядывать – и Бог благословит тебя не меньше самого успешного еврея. Ну, и своих не забывай поддерживать, а то у русских да украинцев часто получается как в том анекдоте: «Петро, ты сидел? Сидел. И я сидел. А Иван не сидел. Давай его посадим». Кто виноват? Знамо дело, евреи…

Можно по-разному оценивать «национальный характер» евреев. К примеру, у нас в церкви пару раз были в гостях так называемые «мессианские евреи». Мы слушали их проповеди, пение и даже созерцали национальный еврейский танец… Признаюсь, непривычно было в молитвенном доме лицезреть танцы (тем более зная отношение к ним в среде баптистов), и они (танцы эти), откровенно говоря, как-то не приблизили меня к Богу (хотя, безусловно, и не отдалили от Него). Вообще-то я сторонник более благоговейного поведения на богослужении, и чрезмерного проявления эмоций не приветствую, но и никому свое мнение не навязываю. Просто хочу сказать, что танцы в церкви для меня уж слишком, и я особо по ним не скучаю :). Да не об этом речь. Если еврейская душа требует именно такого поклонения – пусть их Бог благословит в этом. Что касается проповедей, то они мне показались немного однообразными – все о себе да о себе :). Однако, возможно, проповеди были сориентированы на нас, чтобы показать уникальность еврейского народа в истории и важность принятия евреями Иисуса Христа как мессии. Хотя, с другой стороны, читая Новый Завет, мы видим, что практически каждое обращение Апостолов Христовых к еврейскому народу начинается с пространных экскурсов в еврейскую историю, сопровождается перечислением заслуг отцов... Так что, возможно, это одна из национальных еврейских черт – особо трепетное отношение к своей истории, бесконечным родословным и тому подобное.

Справедливости ради, следует сказать, что и у русских, и у украинцев достаточно своих национальных «тараканов в голове». К примеру, украинцы сплошь и рядом любят поплакаться, какие они несчастные… «Ми плачемо, зітхаємо, скаржимося та скиглимо на кожному кроці. Отже, українці лише на те здатні, щоб качатися по долівці, дриґати ногами та кричати». Эти слова принадлежат не какому-то злобному москалю, а самому настоящему украинцу В. Винниченко (Цитируется по книге: Римаренко Ю.І. Національний розвій України. – К., 1995. – С.64). Еще один пример: во времена СССР бытовала такая поговорка: «Если в Москве стригут ногти, то в Киеве рубят пальцы» - это к тому, что мы очень любим «перевыполнить указания партии и правительства», как-то по-особенному прогнуться. Так, когда во времена перестройки была объявлена антиалкогольная кампания, то в Крыму повырубили уникальные виноградники – как будто народ спивался, злоупотребляя элитными марочными винами : ). Все это я пишу не для того, чтобы кого-то из своих земляков обидеть. Хочется лишь заметить, что причин для предвзятого отношения к украинцам не меньше, чем к евреям. Ну, русских пока трогать не буду – все же «старший брат» : ).

Подводя итог затянувшимся размышлениям, выскажу свое мнение. Возможно, кому-то оно покажется спорным. Поэтому приглашаю всех желающих к дискуссии. Мнение же мое таково:

Отношение к евреям является «лакмусовой бумажкой» истинности христианской веры. Может быть, это и не самый главный показатель духовности, но и не самый последний. Может ли антисемит называть себя христианином? На этот вопрос я категорически отвечаю: «Нет, не может».

Буду рад, если каждый прочитавший мои мысли выскажет свое согласие или несогласие с ними. Если лень писать слова, поставьте хотя бы «+» или «-» : ).

 


Tags: антисемитизм, евреи, христиане
Subscribe

  • О ЦЕНЕ и ОЦЕНКЕ

    Чарли Стейнметц спроектировал генераторы, вырабатывавшие электричество для первых конвейеров на заводе Генри Форда. Через некоторое время после…

  • БОРЬБА с НЕВЕРИЕМ

    Один из первых шагов к борьбе с неверием - это осознание того, что оно часто искушает нас уникальными и личными способами. "верую,…

  • ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

    Еккл.3:1-8 « Всему свое время, и время всякой вещи под небом: 2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • О ЦЕНЕ и ОЦЕНКЕ

    Чарли Стейнметц спроектировал генераторы, вырабатывавшие электричество для первых конвейеров на заводе Генри Форда. Через некоторое время после…

  • БОРЬБА с НЕВЕРИЕМ

    Один из первых шагов к борьбе с неверием - это осознание того, что оно часто искушает нас уникальными и личными способами. "верую,…

  • ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ

    Еккл.3:1-8 « Всему свое время, и время всякой вещи под небом: 2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать…