a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

ИОГАНН КЕПЛЕР – УЧЕНЫЙ и ХРИСТИАНИН ч.1

«О, Боже, мыслю мыслями Твоими!» ИОГАНН КЕПЛЕР

Веком гениев называют XVII век. Большинство европейских стран переживало тогда период своего наивысшего расцвета. В науке появились: Галилей в Италии, Паскаль и Декарт во Франции, Фрэнсис Бэкон и Ньютон в Англии, Гюйгенс в Голландии. К этому списку можно добавить и много других имен, которые подняли престиж европейских университетов. В Германии блестящий математик и астроном Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) продолжил научную революцию, написав труды о планетных орбитах, законах движения и разработав научный метод исследований. Открытия Кеплера заложили фундамент современной теоретической астрономии. Кроме того, он был глубоко верующим христианином, которому именно вера в Бога помогала в жизни и научных исследованиях.
Достижения Кеплера поистине удивительны, особенно если принять во внимание все обстоятельства его жизни. Он родился в бедной семье, ему всю жизнь не хватало денег. С детства он отличался слабым здоровьем: страдал от приступов лихорадки, желудочных расстройств, кожных болезней, врожденного дефекта зрения. Будучи протестантом в окружении католического большинства, Кеплер подвергался преследованиям за веру, вынужден был дважды покидать дом, оставлять имущество. Немало бед обрушилось и на его семью: первая жена умерла рано, до десятилетнего возраста дожило меньше половины детей.
Не очень благоприятно складывались и его отношения с работодателями: высокопоставленные хозяева частенько задерживали выплату жалованья. Оставляли желать лучшего и отношения с императором, у которого ему довелось служить придворным математиком. Помимо личных неурядиц — Тридцатилетняя война, одна из самых жестоких в истории Европы. Последние двенадцать лет жизни Кеплеру пришлось работать в военной обстановке, его дом занимали солдаты, опасность угрожала жизни. Но несмотря на все трудности он продолжал свое дело и стал одним из величайших астрономов, оставаясь человеком с добрым сердцем и большой верой.

Иоганн родился в 1571 году недоношенным семимесячным ребенком. От рождения он был хрупким и болезненным: переболел чуть ли не всеми детскими болезнями, в том числе оспой, которая едва не свела его в могилу.
Когда ему было шесть лет, мать показала ему комету. Еще через три года отец взял его с собой смотреть лунное затмение. С самого детства Иоганн стал задумываться о небесах, которые стали спутником всей его жизни.
Семья Кеплеров принадлежала к лютеранскому меньшинству, которому постоянно приходилось сражаться за свободу вероотправления. Иоганн был глубоко верующим и после окончания начальной, а потом и латинской школы выбрал для себя духовное поприще. В тринадцать лет он выдерживает конкурсный экзамен в Штутгарте, открывший перед ним дорогу к среднему духовному образованию — поступлению в низшую семинарию. Следующие пять лет — годы неустанной борьбы с болезнями и усердных занятий.
Осенью 1589 года Кеплер становится студентом Тюбингенского университета, знаменитого лютеранского центра образования, известного своим свободным духом. Первые два года он проучился на факультете искусств, получив степень магистра, затем ему предстояло провести три года на богословском факультете. Все это время его преследовали головные боли, приступы лихорадки, обострения кожных заболеваний. Тем не менее он не оставлял учебы и добился поразительных результатов.
Порой учитель может изменить жизнь ученика. Для Кеплера таким учителем был Михаил Местлин, профессор математики и астрономии, пользовавшийся известностью в Европе. Так как теория Коперника была слишком сложной для объяснения ее в классе, Местлин пропагандировал учение среди узкого круга наиболее способных студентов. Он показывал, как естественно она объясняет вращательное движение планет, как гармонично размещены планеты в системе, какая связь существует между расстоянием планеты от Солнца и длиной ее орбиты. Новая система мироздания очаровала Кеплера, и он быстро подметил, насколько уступает ей более сложная модель Птолемея.
Несмотря на растущий интерес к науке, Кеплер продолжал занятия богословием. Но учеба Кеплера неожиданно прервалась. В начале 1549 года протестантская средняя школа в Граце (главный город австрийской провинции Штирии) попросила сенат Тюбингенского университета порекомендовать им достойную замену скончавшемуся учителю математики. Выбор пал на Иоганна. Так как в конце года ему предстояло получить ученую степень по богословию, решение далось нелегко. Он согласился, лишь выхлопотав себе право вернуться в университет для завершения курса.
Заняв денег на дорогу, Кеплер отправился в Австрию и прибыл в Грац 11 апреля 1594 года. Отношения между конфессиями в городе были очень напряженными. В той части Европы вероисповедание своих подданных определял князь, именно он решал, быть им католиками или протестантами. Таким образом получалось, что новый правитель за ночь мог изменить вероисповедание всего княжества. Часть бюргерства и дворянства в Граце приняла лютеранство, но сам эрцгерцог Карл оставался католиком. Именно он пригласил иезуитов, чтобы те вернули в католичество Штирию. Тем не менее, несколько островков лютеранства там еще оставалось, включая и «штифтшуле» (протестантскую среднюю школу), в которой предстояло преподавать Кеплеру.
Несмотря на старания, Кеплеру так и не удалось стать хорошим учителем. Подобно многим гениям, ему трудно было объяснять свои идеи «начинающим». Те сведения, которые он давал ученикам, их мало интересовали. Казалось, что математика с астрономией им вообще были не нужны.
Вместе с должностью преподавателя математики по традиции ему досталась и вторая должность — математика провинции, которому вменялось в обязанности составлять астрологические календари. В них содержались не только данные о фазах Луны, солнечных и лунных затмениях, но и прогнозы — виды на погоду и урожай, предсказания о судьбах государства и войнах. Знать не проявляла особого интереса к астрономии, а вот астрология не оставляла их равнодушными. Таким образом, «составители календарей» были в большом почете, и Кеплер оказался одним из лучших. На 1595 год он предсказал крестьянские волнения, вторжение турок и чрезвычайно холодную зиму. Все предсказания сбылись. В следующие пять лет талант составителя календарей позволил ему значительно расширить круг знакомых, в том числе и среди знати.
Кеплер твердо верил, что небесные тела оказывают влияние на происходящее на Земле, но старался, чтобы его предсказания были как можно более общими, и неоднократно предупреждал, что нельзя полагаться только на астрологию. Составляя свои прогнозы, Кеплер учитывал политическую и экономическую обстановку в стране, а обобщения служили для того, чтобы «не попасть впросак». Об астрологии Кеплер писал: «Астрология — дочь астрономии, хотя и незаконная… Астрология — глупая дочь уважаемой и разумной матери-астрономии». Тем не менее, он не нарушал правил игры: астрологические прогнозы давали средства к существованию и прибавку к скромному жалованью.
Тем временем Кеплер занимался и более важными проблемами, чем прогнозы урожая и военных действий. Он никак не мог выкинуть из головы систему мира Коперника: ее внутренняя красота и стройная картина природы не давали ему покоя. Будучи христианином, Кеплер был убежден, что у Бога был определенный замысел, когда Он творил этот упорядоченный, прекрасный и математически совершенный мир. Кеплер хотел знать все законы, которые Бог использовал для претворения в жизнь Своего плана. В неустанном поиске научных истин им двигала вера христианина. Как-то он написал: «Я верю, что именно божественное Провидение помогло мне случайно обрести то, чего я никогда бы не получил, опираясъ лишь на собственные силы. Я все больше и больше в это верю, потому что много молился Богу и просил: пошли мне успех, если все то, что говорил Коперник, истинно».
27 апреля 1597 года Кеплер женился на Барбаре Мюллер, дочери богатого мельника. Ей было чуть больше двадцати, но она успела дважды овдоветь и воспитывала дочку от первого брака — Регину. Хотя супруги любили друг друга, брак трудно было счесть удачным: для гения Кеплера наука была всепожирающей страстью, чего никак не могла понять его жена. Они рано познали горе: двое их первых детей умерли от менингита — сыну едва исполнилось два месяца, а дочери шесть недель.
Тем временем эрцгерцог Фердинанд начал кампанию против протестантов. В сентябре 1598 года он приказал всем лютеранским богословам и учителям в двухнедельный срок покинуть страну. Вернуться разрешили только Кеплеру. Потом эрцгерцог неожиданно решил изгнать всех протестантов, которые откажутся перейти в католичество, а также наложить на них огромный имущественный налог. Когда Кеплер отказался перейти в новую веру, его сняли с обоих постов и приказали покинуть город. 30 сентября 1598 года безработный, обремененный семьей, без копейки денег Кеплер вынужден был с Барбарой и Региной покинуть Грац. …

Продолжение следует…
Tags: биография, герои веры, история христианства, наука и религия
Subscribe

Posts from This Journal “наука и религия” Tag

  • ВАН ГОГ и МАТЕРИАЛИЗМ

    Когда я сталкиваюсь с по-пионерски бодрым атеистическим материализмом, который полагает, что дух сводится к психологии, психология - к биологии,…

  • О НАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА

    Научная картина мира во многом состоит из статистических или «усредненных» истин. Она исключает любые редкие пограничные случаи,…

  • ПОИСК ЯЗЫКА БОГА

    Прошедшее столетие ознаменовалось беспрецедентным пересмотром наших представлений о Вселенной в целом ряде аспектов. Принадлежащая Эйнштейну…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments