a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ в АНГЛИИ

Государственной системы образования в начале XIX в. не существовало. Она возникла в конце XIX в., и хотя и была несовершенной, но покончила с безграмотностью населения. К началу XIX в. для основной массы населения Англии существовали школы трех типов. Первые — платные. Любой мог организовать такую школу. Не было контроля ни за учителями, ни за зданиями, ни за оборудованием. Не было установленных требований к уровню знаний. Часто учителями становились только потому, что не было другого способа заработать себе на жизнь. Эти школы были не для бедных детей, которые работали с утра до вечера с 5—6 лет, но не могли заработать на учебу. В школу ходили дети механиков, мастеровых, лавочников, которые хотели, чтобы их дети научились писать, читать и считать. На самом деле этой цели удавалось достичь лишь отчасти. С 1814 г. появились школы, существовавшие на частные пожертвования, причем родители школьников не обязаны были платить за обучение. В этих школах нередко был один учитель на всех учеников в одной комнате. Учитель давал задания отдельным ученикам, называвшимся мониторами. Те обращались к своим прикрепленным группам учеников и зубрили с ними урок. Наконец, учитель задавал контрольные вопросы, и ученики должны были отвечать ему хором. Школы третьего типа были благотворительными воскресными школами. Они существовали с конца XVII в. и были предназначены для обучения чтению Библии. Все школы обеспечивали такой уровень образования, который был назван в официальном докладе в 1818 г. «плачевным дефицитом образования для бедных». Даже в Лондоне были районы, где половина населения была безграмотной.
Следующая ступень образования — школы латинской грамматики (grammer-school). Эти школы очень различались по качеству. Они возникли в XIV—XVII вв. как бесплатные для обучения бедных детей греческому и латинскому языкам. Со временем от некоторых учеников стала приниматься плата, затем доля таких учеников стала расти, и, наконец, эти школы стали принимать детей только богатых родителей.
Во всех публичных школах никто не заботился о дисциплине, метод обучения был один — механическая зубрежка, поэтому эффективность обучения была низкой. В 1805 г. школам латинской грамматики было запрещено вводить изучение каких-либо иных предметов, кроме греческого и латинского языков. Этот запрет появился после того, как одна из школ латинской грамматики в Лидсе ввела в расписание дисциплины, которые называли современными: арифметику, а позднее, естественные науки и историю.
Серьезной проблемой была подготовка учителей. Из-за низкой зарплаты учителями становились наименее способные, малокультурные люди, а те, кто был способен на большее, использовали преподавание в школе как средство для получения дополнительного заработка, будучи в основном клерками, священниками и т. п.
В XIX в. многие рабочие не умели читать и писать, но тяга к знаниям была велика и росло число рабочих, которые посредством самообразования получали доступ к книгам, знаниям. В конце XVIII в. появились первые классы для взрослых, а в 1811 г. — и первая школа для взрослых, возникли общества взаимной помощи в области образования, в которых взрослые люди объединяли свои средства для приобретения книг, обсуждали прочитанное и т. п.
В конце XVIII в. в Глазго возник первый университет, где лекции по естественным наукам посещали сотни рабочих. На основе таких курсов в Глазго, а затем в Лондоне возникли институты механики, получившее широкую поддержку меценатов и имевшие поэтому библиотеки, музеи, мастерские. Число слушателей из рабочих достигло в 1826 г. 1500 человек. Такие институты стали множиться по стране, и в середине века число обучавшихся составило 600 тыс. человек. В таких институтах изучались математика, английский, французский и латинский языки, химия, геометрия, гидростатика, астрономия. Но к середине XIX в. институты механики превратились в собрания, где люди среднего и высокого достатков занимались литературой, риторикой, музыкой, рисованием. Этому перерождению способствовала высокая плата за обучение.
Конференция по элементарному образованию в 1857 г. заявила, что только 2 млн детей охвачена элементарным образованием и почти половина учеников посещают школы менее года. В 1858 г. королевская комиссия признала, что образование необходимо всем классам общества. В то время 80% посещавших школы оставляло их до 12-летнего возраста, не получая нужного образования. Низкий уровень учителей дополнял эту мрачную картину. Две трети выпускников школ в результате не могли правильно написать наиболее употребительные слова, письмо, проверить или составить счет, ответить на простейшие географические вопросы, и королевская комиссия оценила таких учеников, как «почти полностью необразованные». Комиссия охарактеризовала систему обучения как неприемлемую и рекомендовала ее изменить: во-первых, отнести расходы на образование на счет местных бюджетов, а не казны, и, во-вторых, распределять гранты на образование по принципу «плата за результаты». Эта система была введена парламентом в 1862 г., и расходы на образование снизились с 813 тыс. ф. ст. в 1861 г. до 637 тыс. ф. ст. в 1865 г. Система существовала 30 лет. Она была отменена окончательно лишь в 1900 г.
Реформа образования в 70-е гг. XIX в. предусматривала создание по всей стране за счет местных налогов при частичной поддержке правительства светских школ для подготовки квалифицированной рабочей силы. К тому времени школы при церковных приходах с этой задачей уже не справлялись. Позднее появились выборные школьные советы для проведения в жизнь акта об образовании 1870 г., а в 1891 г. был принят Закон о бесплатном начальном обучении детей.

Источник: Асланов Л.А. Культура и власть. Философские заметки. Кн. 1. — М.: Изд-во ИТРК, 2001. — 496 с.
Tags: 1 сентября, Англия, история, учитель
Subscribe

Posts from This Journal “1 сентября” Tag

  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ

    Педагогика (греч. παιδαγωγική) — наука о воспитании и образовании. Необходимость этой…

  • ПЕДАГОГИКА КОМЕНСКОГО

    Ян Амос Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре определенных периода: младенчество, отрочество,…

  • ЗНАНИЕ ИСТИННОЕ и ЛОЖНОЕ

    Итак, начался новый учебный год. Тысячи студентов и школьников заняли свои места в учебных классах и аудиториях. Кто-то сел за парту впервые,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments