a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ПСИХОЛОГИЯ СТОРОЖА


На сегодняшние размышления меня натолкнул отрывок из истории об Авеле и Каине:

Быт.4:9 «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?»

Интересная фраза, не правда ли? Она подводит нас к исследованию сердца Каина. Почему в данной ситуации Каин вспомнил именно о стороже?

В Библии многократно говорится об охране, о стороже (страже) как в положительном, так и в отрицательном смысле. Еще в Эдемском саду Бог заповедал Адаму «возделывать его и хранить его» (Быт.2:15). Позднее, в притчах, говорится:

Пр.4:23 «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни»

Что действительно достойно того, чтобы внимательно охранять и сторожить – так это наше сердце: чтобы не проникло в него что-то нечистое, чтобы «источники жизни» не были замутнены. Бог также ставил особых людей для того, чтобы внимательно наблюдать за Своим народом и «сигнализировать», если они уклонятся от заповедей Божиих:

Иез.3:17 «сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня».

 

Но есть и другой смысл этого слова, как, например, в следующем отрывке:

Иов 27:13-20 «Вот доля человеку беззаконному от Бога, и наследие, какое получают от Вседержителя притеснители.

                14            Если умножаются сыновья его, то под меч; и потомки его не насытятся хлебом.

                15            Оставшихся по нем смерть низведет во гроб, и вдовы их не будут плакать.

                16            Если он наберет кучи серебра, как праха, и наготовит одежд, как брение,

                17            то он наготовит, а одеваться будет праведник, и серебро получит себе на долю беспорочный.

                18            Он строит, как моль, дом свой и, как сторож, делает себе шалаш;

                19            ложится спать богачом и таким не встанет; открывает глаза свои, и он уже не тот.

20           Как воды, постигнут его ужасы; в ночи похитит его буря»

Здесь мы видим человека, который закрывает свое сердце от ближнего. Он назван беззаконником и притеснителем, так как он попирает заповеди Божии и идет к своей цели, «вытирая ноги» об окружающих. Он является сторожем для своего имущества. Он видит залог своей безопасности в золоте и серебре. Итог его жизни закономерен.

В разговоре с Каином Бог предупреждает, что «у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7). Однако Каин не просто проигнорировал предупреждение Бога – он затащил грех в свой дом и позволил ему царствовать там. Каин был озабочен внешними последствиями своего поступка больше, чем внутренними. Когда Бог провозгласил над ним свой суд, он воскликнул: «наказание мое больше, нежели снести можно». Его не волновало то, что в его сердце вместо «Эдемского сада» образовалась пустыня, наполненная миражами. И эти миражи только создают иллюзию безопасности.

Быт.4:16-17 «И пошел Каин от лица Господня… И построил он город»

Но какие бы стены ты не возводил в своей жизни, если там нет Бога – все это – лишь мираж.

Пс.126:1 «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж»

Давайте задумаемся о том, кто такой сторож.

Сторож, страж, охранник – человек, который пытается сохранить то, что есть. Его работа – обеспечить сохранность того, что передано ему для хранения. Он не преумножает, не производит ничего нового.

В психологическом плане сторожем можно назвать того, кто прежде всего стремится обезопасить себя от всяких неприятных случайностей. Этакий «премудрый пескарь»... Конечно, чувство самосохранения присуще всему живому. Но на вопрос: «что именно следует сохранять», каждый отвечает по-своему. Один озабочен жизнеобеспечением, удовлетворением реальных и мнимых потребностей своего организма, другой ищет чего-то большего.

Что прежде всего нужно человеку для выживания?

В Библии мы, к примеру, читаем, что один «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк.16:19), другой «носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед» (Мк.1:6). И в том, и в другом случае подчеркивается, что человек носит, и как он питается. Таким образом, пища и одежда не только являются основными потребностями человека как биологического организма, но и подчеркивают статус человека как существа социального и морального, его базовые ценности. Другими словами: на что направлены основные усилия человека, чему он готов посвятить львиную долю своего времени, здоровья, ресурсов?

Иисус однажды приводит следующую притчу:

Лк.12:16-19 «у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

                17            и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

                18            И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

                19            и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись»

Здесь мы видим, как у этого богача срабатывает психология сторожа. Ведь он и без этого урожая был богатым человеком, т.е. в целом его потребности были удовлетворены. И вместо того, чтобы использовать этот неожиданный урожай как шанс «богатеть в Бога», т.е. посмотреть вокруг себя и увидеть тех людей, которые лишены подобного изобилия, проявить милосердие, заняться благотворительностью, он делает то единственное, к чему привык: приложить максимум усилий, чтобы сохранить собранное, чтобы не пропало ни крошки: «сломаю, построю, соберу…». Сколько возни ради создания иллюзии безопасности. И зачем мне ближний, если самому мало. «Разве я сторож брату моему?».

Диагноз от Бога закономерен:

                Лк.12:20-23    «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

                21            Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

                22            И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

                23            душа больше пищи, и тело - одежды»

Мы видим, что и тот богатый человек, и Христос говорят о душе, но вкладывают в это понятие разный смысл. Богач разговаривает со своей душой и успокаивает ее следующими словами: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Он связывает свою душу с удовлетворением плотских потребностей. Он видит гарантию безопасности своей души в изобилии своего имения. Но Христос говорит, что «душа больше пищи», и если человек видит залог своей безопасности лишь в удовлетворении плотских желаний, он в большой беде.

В другом месте Иисус говорит:

Мф.10:39 «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее»

Если человек желает сделать свою земную жизнь безопасной любой ценой, если он всеми силами цепляется за плотскую жизнь и ради этого готов на все – он стоит на грани гибели.

Известно, что во время войны человека, попавшего в концлагерь, пытались лишить всего, что напоминало о его индивидуальности: вместо имени – номер, все ходили в одинаковой одежде, у всех были обритые головы... Человек лишался своей привычной скорлупы, и в этих условиях проявлялось то, что спрятано глубоко внутри. Одни ради пайки и выживания становились палачами, другие готовы были скорее погибнуть, чем потерять человеческий облик. Первые сохраняли свою плоть, но губили душу, вторые – наоборот.

Некто сказал: «Бессмертная душа умирает, когда человек решает, что смысл жизни не в любви, а в выживании, не в мире, а в безопасности, не в блаженстве, а в наслаждении, не в творчестве, а в призовом месте».

У многих людей срабатывает психология сторожа: максимально сохранить то, что есть, обезопасить себя со всех сторон, закрыться в своей скорлупе. Охранная индустрия в современном мире процветает, появляются все новые и новые системы сигнализации, замки, материалы, которые останавливают пули, не поддаются взлому или разрезанию. Правительства стран мира придумывают системы региональной и глобальной безопасности. Но в конечном итоге все это – путь в никуда, потому что «их бог чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп.3:19).

Мы должны понимать, что если система ценностей не имеет под собой надежного фундамента и построена на песке, то итог закономерен:

«когда будут говорить ‘мир и безопасность’, тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес.5:3)

Свое отношение к психологии сторожа Иисус выразил в притче о талантах. Там был раб, который закопал свой талант. Он дает следующую характеристику своему господину: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» (Мф.25:24). Вам не кажется, что в голосе этого раба слышится интонация Каина??? Иисус называет этого раба «лукавым и ленивым».

Христос говорит: «потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». То есть жизнь получает тот, кто способен пересмотреть свою шкалу ценностей, кто ищет свою безопасность не в плотском, а в духовном, кто готов отречься от греховной жизни во имя жизни по заповедям Божиим. Душа, чрезмерно озабоченная самосохранением – как соль, потерявшая силу. Она похожа на Мертвое море, в которое вода втекает, но не вытекает.

Желание моего сердца сегодня – чтобы мы укреплялись в Господе, искали гарантии нашей безопасности в Божьих заповедях, хранили наши сердца, чтобы не дать в них места «психологии сторожа», чтобы, согласно словам Спасителя, «из чрева нашего потекли реки воды живой».

 


Tags: Каин, безопасность, душа, психология сторожа, сторож
Subscribe

  • БЕСЕДА с АНГЕЛОМ

    Когда усталый город замолкает, Ночные загораются огни, Лучами звезды тучи раздвигают И светом мягким землю освещают Тогда и приближаются…

  • Я НЕ ОДИН

    Я вольно жил. Вставал, когда хотелось. Пока земля без памяти вертелась, я успевал и грядку прополоть, и прочитать вчерашнюю газету, и воду…

  • ТЕАТР

    Театр! Чем он так прельщает, В нем умереть иной готов, Как милосердно Бог прощает Артистов, клоунов, шутов. Зачем в святое мы…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • БЕСЕДА с АНГЕЛОМ

    Когда усталый город замолкает, Ночные загораются огни, Лучами звезды тучи раздвигают И светом мягким землю освещают Тогда и приближаются…

  • Я НЕ ОДИН

    Я вольно жил. Вставал, когда хотелось. Пока земля без памяти вертелась, я успевал и грядку прополоть, и прочитать вчерашнюю газету, и воду…

  • ТЕАТР

    Театр! Чем он так прельщает, В нем умереть иной готов, Как милосердно Бог прощает Артистов, клоунов, шутов. Зачем в святое мы…