Каждый год 29 июля улицами испанского города Ас-Невес проходит самая необычная в мире похоронная процессия. Шествующие несут к местной церкви десятки открытых гробов, где лежат живые мертвецы — люди, которым посчастливилось выжить после полной остановки сердца. В Ас-Невес они приезжают благодарить за спасение святую Марту, покровительницу воскресших.
Феномен возвращения к жизни умершего человека мировые религии трактуют как доказательство существования царства духов, куда переселяется, покидая земную оболочку, душа. Именно туда якобы удается заглянуть людям, перенесшим клиническую смерть. Многие из "вернувшихся" рассказывают, что испытали по ту сторону бытия небывалое умиротворение, видели неземной свет, слышали голоса и летели к ним по черному туннелю. Некоторые будто бы встречались с умершими близкими или отделялись от своего безжизненного тела.
Ученые в истории с переселением душ не верят и ищут научное объяснение феномену околосмертных переживаний—так окрестили они ощущения, о которых рассказывает каждый четвертый выживший после клинической смерти. Списать эти видения пытались на влияние наркотиков и анестетиков, на подбрасываемые угасающим подсознанием воспоминания о появлении на свет, на выброс гормонов счастья в тяжелые минуты агонии. Однако ни одну теорию пока доказать не сумели.
На шаг приблизиться к разгадке удалось словенским медикам из университета Марибора. Данные клинических исследований, опубликованные ими в апреле, заставляют предположить: рассказы реанимированных — это галлюцинации, спровоцированные избытком углекислого газа в крови.
"Наши открытия добавили новый кусочек в этот пазл", — говорит Корреспонденту автор исследования доктор Залика Клеменс-Кетис.
"Нам удалось вывести вероятное физиологическое объяснение возникновения околосмертных переживаний, — говорит доктор. — Рано говорить, что углекислый газ и есть главным провокатором этих ощущений. Я думаю, на возникновение околосмертных переживаний влияют многие факторы, и наши выводы — лишь часть возможного объяснения".
Предположения о том, что, впадая в состояние гипоксии, человек испытывает чувство эйфории и галлюцинирует, высказывались и раньше, но не были доказаны. Похожие ощущения испытывают люди, рискнувшие покайфовать, вызвав эйфорию пережиманием сонной артерии (увлекающиеся этими играми подростки перетягивают горло веревкой или поясом). От недостатка кислорода человек теряет сознание, а когда кровь резко приливает, рождаются видения.
Нечто подобное описывали медики, наблюдавшие американских пилотов-истребителей и космонавтов после сильных перегрузок. В моменты ускорения у тех отливала от мозга кровь, и им тоже мерещился свет в конце туннеля, воссоединение с умершими родственниками и раздвоение души и тела.
Однако проблема заключается в том, что смерть — это не момент, а процесс. Сердце человека останавливается, легкие перестают работать, кровь — приливать к мозгу, а сознание угасает через несколько секунд. Но мозг может продолжать жить после этого иногда несколько часов, в течение которых процесс умирания обратим — именно в этот промежуток времени человек в представлениях ученых и испытывает околосмертные ощущения.
"Однако, согласно современным знаниям, в этом бессознательном состоянии мозг не способен мыслить", — отмечает практикующий реаниматолог и ученый из британского университета Саутгемптона Сэм Парния.
Чтобы объяснить, как в таком случае воспоминания остаются в памяти больных, он затеял самый масштабный в истории "потусторонний" эксперимент. Парния намерен обследовать 1,5 тыс. выживших после клинической смерти пациентов. И пойти при этом двумя путями — научным и хитрым.
С одной стороны, он будет анализировать физиологические параметры пациентов. А параллельно в реанимационных палатах клиник Парния поместил картинки в тех местах, куда заглянуть больной может, лишь, так сказать, покинув собственное тело и воспарив к потолку. Таким образом он хочет проверить рассказы людей об отделении души от тела.
Кто не ждет сенсационных открытий от таких экспериментов, так это те психологи и медики, которые объясняют рассказы об околосмертных переживаниях особенностями психики.
"Я полагаю, самый перспективный путь будущих исследований — это попытки доказать, что во время так называемого отделения от тела люди способны воспринимать вещи, не используя известные нам каналы восприятия", — говорит Кристофер Френч, профессор психологии колледжа Голдсмита университета Лондона. Он ратует за то, чтобы искать объяснение "загробным" ощущениям не в физиологии, а в психологии. И приводит в пример опыты сторонников этой теории.
Доктор Рассел Нойз из университета Айовы пришел к выводу, что видения — это попытка умирающего разума абстрагироваться от мучительного процесса смерти и легче преодолеть его. В ответ на стресс в организме запускается психологический механизм, вызывающий чувство отделения от тела как способ спастись от физического уничтожения.
Еще одну психологическую теорию озвучил знаменитый американский астроном и естествоиспытатель Карл Саган. Он предположил, что околосмертные переживания — это отражение воспоминаний человека о появлении на свет. В них туннель — это родовые пути матери. Волшебный свет в его конце — свет ламп в родзале. А неземное существо — акушерка.
У психологических теорий тоже есть слабые места. Пока ни одна из них также не смогла объяснить, почему шагнувшие одной ногой в могилу люди рассказывают о совершенно одинаковых ощущениях и видениях, отмечает Клеменс-Кетис. По ее мнению, разгадка феномена лежит скорее где-то на стыке физиологии и психологии.
А найти научное объяснение тому, что происходит с мозгом, телом и сознанием во время смерти, для нее и ее коллег — вопрос первостепенной важности.
По материалам статьи: Елена Трибушная. Привет с того света // Корреспондент. – 7 мая 2010. – С.38-39.
Еще один пример того, как некоторые ученые пытаются искусственно разделить религию и науку, ища «научные» объяснения явлений, которые имеют духовную природу. Однако, как говорил Альберт Эйнштейн: «Наука без религии хрома, религия без науки слепа… Подлинного конфликта между религией и наукой не может быть». Так что искать ответы на подобные вопросы нужно, синтезируя элементы научного знания и религиозной веры. Иные пути являются заведомо тупиковыми.