a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

О ТОНЗУРЕ


История христианства пестрит многочисленными спорами (аж до взаимного анафематствования и смертоубийства) по самым разным вопросам различной степени важности. Прикрываясь именем Христа, некоторые Его последователи умудрились превратить религию великой любви и милости Божией в религию насилия и нетерпимости. Сегодня предлагаю вашему вниманию отрывок из книги Андре Миллера «История христианской церкви», который иллюстрирует одну из таких дискуссионных тем средневековья.

 

 

Среди множества пунктов, которыми занимались кельтские и итальянские монахи, весьма жаркие споры вызывали вопросы времени празднования пасхи и правильность формы священнической тонзуры, что, наконец, привело к падению шотландской церкви и торжеству папства…

Всякому непредвзято мыслящему человеку покажется почти невероятным, что при облачении в сан католического священника выбритая макушка могла цениться выше, чем степень его учености или праведности. Да, внешней форме бритья макушки придавалось столько значения, что это стало критерием правоверности. Шотландские монахи следовали примеру ближневосточной церкви как в праздновании пасхи, так и в форме тонзуры. Они сбривали макушку от уха до уха в форме новолуния и опирались при этом на пример и авторитет Иоанна и Поликарпа. Итальянцы в противовес этому объясняли, что отвратительна такая варварская форма тонзуры, и они называли ее тонзурой Симона волхва. Римское духовенство придало тонзуре круглую форму. Вначале выбривали лишь небольшой кружочек на макушке, однако выбриваемое место с течением времени увеличивалось, и кружок расширялся. В пятом или шестом столетии тонзура стала необходимым требованием при вступлении в сан духовника. Августин и его преемник на престол первосвященника в Кентербери утверждали, что по писанию старейших и благочестивейших отцов церкви тонзура была введена апостолами в воспоминание тернового венца, возложенного на голову Спасителя, и что придуманное безбожными иудеями средство пыток в поношение и мучение Христа его апостолами носилось как украшение, в знак почета.

Более столетия горел спор с неутихающим пламенем. Это зашло так далеко, что по форме тонзуры начали определять, кто правоверный, а кто еретик.

Когда сторонники Рима увидели, что все человеческие средства оказались недостаточными, что небольшая группа монахов, переселившаяся на уединенные скалистые острова, побеждает, в высшей степени раздосадованные, они искали благосклонности двора, знати, короля. Наитан, король пиктов, был обманут надеждой, что если он подчинится папству, то получит власть и достоинство Хлодвига и Клотара. Эта перспектива пробудила тщеславие и честолюбие короля. Он тотчас приказал всему духовенству своей страны принять тонзуру Петра. Через своих агентов, а также через послания во всех монастырях он потребовал от всех монахов, чтобы все они носили тонзуру кругообразную, по римскому образцу тонзуры Петра. Некоторые монахи сопротивлялись, также и старейшины с острова Ионы оказывали противостояние, однако приказ короля, сговорчивость основного духовенства и слабость колеблющихся в их собственных рядах проложили путь к падению Ионы, а это значит, всей шотландской церкви. Латинская тонзура была введена повсеместно в начале восьмого столетия. Церкви подпали под господство Рима и впервые лишь обрели свободу во время реформации.

 

Не является ли прочитанное свидетельством того, что на каком-то этапе в христианстве произошел «диалектический возврат» к ветхозаветными ценностям? В Ветхом Завете внешнему уделялось значительное внимание. К примеру, встречается пренебрежительное упоминание о некоторых языческих народах как о «стригущих волосы на висках» (Иер.49:32). Но уже в Новом Завете Иисус осуждал книжников и фарисеев за чрезмерное внимание к внешнему проявлению своего религиозного статуса: «расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих» (Мф.23:5)…

 

Вопросы, которые роятся у меня в голове после прочитанного:

Насколько все-таки важны внешние атрибуты веры, служения, посвящения Богу?

Должны ли христиане демонстрировать свою веру через «видимые знаки»?

Можно ли уничижать других только потому, что у них тонзура или другой какой символ не той формы или не того размера?

 


Tags: история христианства, тонзура, церковные конфликты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments