a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ШАРЛЬ де ФУКО. Ч.2

Осенью 1901 г. отец Шарль прибыл в Бени-Аббес. Это в Алжире, южнее Орана, недалеко от марокканской границы. На его белой тунике чётко вырисовывается эмблема, которую он придумал, ещё будучи в Назарете: крест, возвышающийся над сердцем. Вскоре он возводит на новом месте небольшое строение из камней, которое называет Братством. Здесь и сегодня, по прошествии ста лет, растут пальмы, разбит виноградник и стоит скромное жилище Шарля – в 1930-е годы его восстановили в прежнем виде малые братья Иисуса. Шарлю понравилось жить в пустыне. По его словам, здесь особенно чувствуешь благодать Божию и "освобождаешь себя от всего, что не принадлежит Богу".
Итак, он устраивает не монастырь, а братство – его дом открыт для всех: для христиан, мусульман, евреев. Он хочет для всех быть братом и другом, протянуть руку бедным. Он находит возможность выкупать рабов, принимает у себя солдат из военного гарнизона, даёт приют путникам. Каждый, кто в чём-то нуждался, мог постучаться в двери братства. Он жил среди мусульман, чтобы "проповедовать Евангелие не словами, а примером, не возвещая его, но проживая своей жизнью". Он хотел быть "всеобщим братом", подобно Иисусу, Который был и Братом, и Спасителем всех. На стене часовни, за алтарём, можно было увидеть изображение Иисуса, Который, по словам Шарля, "распростёр руки для того, чтобы обнять, прижать к Себе, призвать всех людей и отдать Себя всем".
Как и в Назарете, он вёл здесь суровую, аскетичную жизнь. По ночам и ранним утром подолгу молился. Каждый день служил Мессу. Один из присутствовавших на богослужении военных впоследствии вспоминал: "Тот, кто никогда не был на его Мессе, не знает, что такое Месса. Когда он произносил: "Domine, non sum dignus" ("Господи, я недостоин"), хотелось плакать вместе с ним".
Шарль видел вокруг страдания и несправедливость. Рабство, которое давно было упразднено во Франции, продолжало существовать в её колониях. Он возмущённо писал правителям Франции: "Лицемерие писать на марках "свобода, равенство, братство", когда вы порабощаете людей, разрешаете красть детей у родителей и публично их продавать". Сам он выкупил из рабства несколько человек. Одного из них, четырёхлетнего младенца, он назвал Абд-Иисус. Он крестил его, а также старую, слепую умирающую женщину (всего два раза он крестил на земле мусульман, не считая детей военных).
Благодаря офицеру, с которым Шарль был дружен, ему удалось побывать на юге Алжира. Шарль остро почувствовал покинутость людей, населявших эти бесплодные пустыни, и понял, что как священник он больше нужен им, оставленным без христианского свидетельства, нежели в Бени-Аббесе. В посещении этих мест Шарль увидел знак свыше и, получив разрешение епископа, в 1905 г. прибыл в Таманрассет – маленькую горную деревушку в центре Хоггара, куда давно не ступала нога европейца.
Первые годы жизни в отдалённой от цивилизации пустыне стали для Шарля настоящим испытанием. Он по-прежнему оставался один. Письма, которые были очень важны для него, доходили крайне редко. Никогда он не чувствовал себя таким одиноким. Особенно трудным был 1908 год, когда в стране из-за засухи начался голод. Шарль отдавал людям последнее, ел так мало, что довёл себя до истощения и тяжело заболел. Но болезнь помогла ему найти друзей среди местных жителей – туарегов. Они отказывали себе в козьем молоке, чтобы напоить больного, и он был бесконечно благодарен тем, кто увидел в нём друга. Выздоровев, Шарль кроме обычного повседневного труда и молитвы продолжал по десять часов в день работать над составлением туарего-французского словаря. Он хотел сохранить диалект Хоггара, помочь проповедникам, которые придут в эти места после него. И он блестяще завершил этот большой труд.
Живя среди туарегов, Шарль де Фуко всё яснее осознаёт, что его задача не в том, чтобы сеять и собирать жатву, а в том, чтобы готовить почву для других. "Миссионер-одиночка, такой, как я, встречается редко. Надо, чтобы их стало больше, – писал он за год до гибели. – Прежде чем сеять, надо вспахать". Верный жизни Иисуса в Назарете, миссионер избирает путь, отличный от традиционного. Он убеждён, что должен "проповедовать не словом, как святой Франциск, но в молчании". Он не обращает туарегов, а свидетельствует о Христе любовью и служением. Когда-то, ещё из Бени-Аббеса, он писал своему лицейскому другу Габриелю Турду: "Подражание неотделимо от любви, ты это знаешь: тот, кто любит, хочет подражать. Это тайна моей жизни: я потерял сердце ради Иисуса из Назарета, распятого 1900 лет назад, и стремлюсь в своей жизни подражать Ему настолько, насколько позволяют мои слабые силы".
Шарль, так любивший путешествовать, прожил в этой глухой деревушке 11 лет.
В Таманрассете Шарль поддерживал связь с французскими военными и информировал их о передвижениях жителей. Был ли он французским шпионом, как утверждают сегодня некоторые в Алжире, обвиняя Шарля де Фуко и не приветствуя его беатификацию? Конечно, нет.
В годы Первой мировой войны активизировались действия алжирских мятежников, восставших против присутствия в их стране французских войск. Если Шарль и информировал французскую армию о переходах мятежников и давал ей советы как бывший военный, то делал он это и для безопасности самих туарегов, которым мятежники часто угрожали. Группы мятежников были неоднородны – одни из них действительно хотели освобождения, другие использовали сложившуюся ситуацию для разбоя.
Шарль был сторонником французской колонизации, но колониализм как таковой, как господство одних над другими, был для него неприемлем. Он хотел, чтобы Франция принесла местным племенам лучшее, что у неё было, свою цивилизацию, свой дух свободы и равенства. Он был противником ассимиляции туарегов и их смешения с французами. Он хотел лишь, чтобы туареги приобщились к культуре, а затем, может быть, и к христианской вере, и предполагал, что для этого потребуется не одно столетие долгой и терпеливой работы.
На десятый год жизни в Таманрассете, в 1916 г., его убедили в том, что надо построить форт, небольшое оборонительное сооружение. Его построили сами туареги, а французский гарнизон снабдил их небольшим количеством оружия. Форт служил для всех убежищем, и по просьбе местных жителей Шарль переселился туда.
В своём форте он прожил лишь шесть месяцев. Однажды группа мятежников появилась здесь с целью поживиться оружием и продовольствием. В тот момент, когда Шарля остановил пятнадцатилетний юноша из этой банды, появились два военных-араба: грабители потеряли самообладание, и мальчик нечаянно нажал на курок. Он не хотел убивать, но пуля, попавшая в Шарля, поразила его насмерть. Это произошло 1 декабря 1916 г.
Жители деревни похоронили его, приехавшие из французского гарнизона военные поставили на его могиле крест.
Так, среди неведомых европейцам туарегов, в далёкой пустыне, закончилась жизнь Шарля де Фуко. За всё время жизни в Африке никто не пришёл к нему, никто не стал ему братом во Христе. Ему не удалось создать общину, для которой примером служения была бы жизнь Иисуса в Назарете. Но рядом с ним всегда был его Возлюбленный, как он часто называл Иисуса, для Которого он трудился не покладая рук.
"До сих пор я один, – писал он в письме, датируемом 1905 годом. И далее – слова из Евангелия, которые в его случае окажутся пророческими: – "Если пшеничное зерно не умрёт, то останется одно". Молитесь, чтобы я умер за всех тех, кто ещё не с Ним и не знает Его воли".
Как мы уже знаем, ещё будучи траппистом, Шарль решил создать новую конгрегацию и даже разработал для неё устав, но в то время аббат Ювелин его не поддержал. Он счёл, что в конгрегацию с таким строгим уставом, воплотившим максимализм Шарля, никто не пойдёт. Однако мысль о необходимости создания братства со временем лишь укреплялась в подвижнике. Он продолжал работать над уставом, но замысел оставался нереализованным.
В 1909 г. Шарль де Фуко фактически лишь на бумаге основывает Союз братьев и сестёр Святого Сердца Иисуса, составив список из 47 человек, и вновь пишет для них устав. После его смерти все были уверены, что союз, едва начав формироваться, вскоре исчезнет. Но нашёлся человек – Луи Массинон (1883–1962), крупный специалист по исламу, который знал Шарля с 1909 г. и переписывался с ним до самой его смерти. Его стараниями союз существовал как "Ассоциация Шарля де Фуко". Более того, он убедил писателя Рене Базена написать биографию брата Шарля, которая стала первым его жизнеописанием и главным источником, вдохновлявшим последователей Шарля на создание групп и братств.
Первые общины возникли в 1933 г., когда вокруг сестры Мари-Шарль родилась община Малых сестёр Святого Сердца, а через месяц Рене Вуайом и четверо братьев основали в Алжире первое братство Малых братьев Иисуса. В 1939 г. в Алжире малая сестра Мадлен и несколько её подруг дали обеты как малые сёстры Иисуса и остались жить с кочевниками.
Сегодня 19 общин, существующих под разными названиями, считают себя духовными наследниками Шарля де Фуко. Число их членов превышает 15 тыс. человек. Они продолжают идти по пути, проложенному братом Шарлем, живут и трудятся по всему миру в смирении, бедности, простоте, послушании – незаметная и безвестная жизнь, которой жил Иисус в Назарете.
Духовный путь Шарля ещё раз напоминает о том, что свидетельство христиан в мире должно быть прежде всего свидетельством любви. Он хотел, чтобы все, кого он встречал в своей жизни, и те, среди которых жил: арабы, французские военные, туареги, рабы, случайные путники, – чтобы все они говорили, глядя на него: "Смотрите, как он любит!" Он хотел, чтобы это было его главным отличительным признаком. Как можно видеть на фотографиях последних лет, ради этого он даже отказался изображать на своей одежде привычную эмблему креста и сердца. "Никакой формы в одежде, как у Иисуса в Назарете", – написал он.
Шарль де Фуко дал пример не противостояния, но диалога, ибо только диалог ведёт к взаимопониманию и единению людей. Сохраняя свою веру, оставаясь самим собой – христианином, он с уважением относился к убеждениям другого, потому что Бог любит каждого человека. Он был братом, другом, советчиком для ближнего, независимо от его культуры и мировоззрения. В этом была сила его веры и его свидетельства.
В конце своей жизни, за полгода до гибели, он запишет: "Любить ближнего, то есть всех людей, как самого себя, значит трудиться для спасения других, как и нас самих, и это труд нашей жизни. Любить себя и других, как Иисус любил нас, значит спасать все души, и в этом задача нашего существования".

Источник: Роза Адамянц. Смотрите, как он любит! Шарль де Фуко и ещё 15 тысяч малых братьев и сестёр Иисуса // Истина и жизнь. – 2006. - №10.
Tags: биография, герои веры, любовь, монашество, служение
Subscribe

Posts from This Journal “герои веры” Tag

  • УРОКИ ЖИЗНИ ЯНА ГУСА

    Ян Гус родился около 1370 года в селе Гусинец, в Чехии. Он окончил Карлов университет в Праге и был профессором, а затем директором этого…

  • ИОВ XIX ВЕКА

    Наверное, немногие знают, что общего между гостиницей "Американская колония" в Иерусалиме и библейской Книгой Иова. Эта гостиница –…

  • ДЖОН УЭСЛИ

    В Оксфордском университете помнят своих знаменитых студентов и преподавателей, посвятив им отдельную портретную галерею. Экскурсовод, проходя мимо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments