a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ШАРЛЬ де ФУКО. Ч.1

Шарль де Фуко родился в Страсбурге в 1858 г. В шесть лет он остался сиротой – мать, а затем и отец умерли. Мальчика и его младшую сестрёнку взял на воспитание дед по материнской линии. После войны 1870 г. Эльзас стал частью Германии, и семья переехала во Францию, в город Нанси.
В детстве Шарль получил христианское воспитание, однако, повзрослев, потерял веру. Описывая свой трудный и долгий путь к Богу, он вспоминал: "В течение двенадцати лет я жил без всякой веры, и никакое доказательство существования Бога не было для меня убедительным... В 17 лет я был абсолютным эгоистом, безбожником, с желаниями, направленными ко злу; я был как безумец".
Его душевное состояние не могло не проявиться во время его учёбы в военном училище, а затем в Кавалерийской школе в Сомуре. Его исключали из училища за плохое поведение, а в Кавалерийской школе не раз наказывали за дисциплинарные нарушения и эксцентричное поведение.
После смерти деда Шарлю досталось в наследство приличное состояние, которое он начал беспечно тратить с друзьями. Среди друзей он славился чревоугодием. С трудом закончив наконец школу, Шарль пошёл служить в военный гарнизон, не переставая при этом вести разгульный образ жизни и не скрывая своей связи с танцовщицей по имени Мими.
Но вот ему уже 22 года, он офицер; его посылают в Алжир. С фотографий того времени на нас смотрит прекрасный молодой человек, лицо которого ничем не выдаёт внутренних переживаний и поисков вечного. Сравнивая их с последующими снимками, понимаешь, что бездна разделяет изображённых на них людей, видишь, как красота, данная природой, преображается в красоту, на которой заметна печать неземного Духа.
Отправляясь в Алжир, Шарль взял с собой Мими, выдав её за жену, но обман вскоре раскрылся, и, уволившись из армии, он вместе с ней вернулся во Францию. Он испытывает чувство полного душевного опустошения – ничто его не увлекает, всюду он видит скуку, и беспутная светская жизнь вызывает в нём всё большее отвращение.
Узнав, что его полк оправляют на опасное задание в Тунис, Шарль оставляет Мими и возвращается к военной службе. Однако через несколько месяцев он вновь увольняется из армии. На этот раз у него возникает идея исследовать места, куда не ступала нога европейца. Он тщательно готовится к научной экспедиции в Марокко, изучает еврейский и арабский языки и наконец под видом раввина отправляется в путешествие, которое длится год. Вернувшись в Париж, Шарль де Фуко издаёт книгу о Марокко, за которую его награждают золотой медалью Французского географического общества.
Путешествуя по Марокко и общаясь с местными мусульманами, Шарль неожиданно для себя столкнулся с проявлениями глубокой и искренней веры. Это произвело на него сильное впечатление. Возможно, поэтому, вернувшись в Париж, он сказал своей кузине Мари де Бонди, с которой был очень дружен: "Как вы счастливы, что верите, я же ищу свет и не нахожу его". Он начинает ходить в церковь и, ещё не будучи верующим, проводит там долгие часы, повторяя странную молитву, идущую из глубины сердца: "Господи, если Ты есть, помоги мне узнать Тебя..."
Однажды по совету кузины он заходит в церковь св. Августина в Париже, в исповедальню к аббату Ювелину, но не для того, чтобы исповедоваться – потому что, как он считал, в нём не было веры, – но чтобы получить ответы на свои вопросы о Боге. Едва они начали говорить, священник сказал: "Встаньте на колени и исповедуйтесь". Шарль повиновался. Исповедь открыла ему Господа. Сразу после исповеди аббат велел ему причаститься... Это произошло в октябре 1886 г. Шарлю де Фуко было двадцать восемь лет.
"Каким чудом бесконечное милосердие Божие вернуло меня, да ещё из такого далека?!" – напишет он позже в одном из писем.
Однако произошедшее не означало, что Шарль сразу принял учение Христа: "Подвергавший всё сомнению, я не в один день поверил всему". "Как только я поверил, что есть Бог, я понял, что могу жить только для Него, – вспоминал он. – Моё религиозное призвание открылось мне в тот же час, как я обрёл веру". Тем не менее, аббат Ювелин, навсегда ставший его духовным наставником, заставит его ждать три года, прежде чем благословит на монашеский путь. По его совету Шарль совершает паломничество в Святую Землю.
В Назарете, размышляя над жизнью Иисуса Христа, он с особой силой переживает тайну Воплощения, тайну величия Бога и Его уничижения в этом мире. Тридцать лет, пока Иисус жил в Назарете, никто из родственников, друзей, соседей не догадывался о Его Божественном достоинстве... Именно здесь, в Назарете, Шарлю открывается его призвание: отныне он хочет подражать неприметной, смиренной, скрытой от чужих глаз жизни Иисуса в Назарете – но не в привычной для него благополучной обстановке, а среди самых бедных, самых нуждающихся, самых обездоленных.
"Евангелие мне открыло, что первая заповедь состоит в том, чтобы любить Бога всем сердцем и всё посвятить этой любви. Но каждый знает, что первым проявлением любви является подражание, – вспоминает он, – поэтому я должен был найти орден, в котором смог бы наиболее полно подражать Иисусу. Во мне не было желания подражать Его общественной жизни, когда Он начал проповедовать: мне хотелось подражать жизни, которой Он жил в Назарете, жизни незаметной и смиренной".
Пробыв некоторое время у иезуитов, затем – у бенедиктинцев, Шарль остановил свой выбор на ордене траппистов, наиболее соответствующем его идеалу.
В 1890 г. Шарль де Фуко вступает в монастырь траппистов, расположенный на севере Франции, в Нотр-Дам-де-Неж, и становится братом по имени Мари-Альберик. Ему нравятся суровый северный климат, горы, овеваемые ветром, бесплодная земля, на которой приходится много трудиться. Но больше всего его радует непрекращающаяся беседа с Богом: "Я постоянно, постоянно с Ним, с Тем, Кого люблю. Физическая работа не мешает размышлению, в ней я уподобляюсь нашему Господу и в этом нахожу утешение".
Через полгода брат Альберик перебирается из Нотр-Дам-де-Неж в филиал этого монастыря, расположенный в Османской империи, в Акбе (сейчас это территория Сирии). Около двадцати монахов и пятнадцать сирот от 6 до 12 лет – вот и всё аббатство, созданное в 1882 г. в горах траппистами Нотр-Дам-де-Неж. Трудные условия жизни сказываются на его здоровье, он часто болеет, но вместе с тем переживает духовный экстаз: здесь он нашёл то, чего искал. Он пишет кузине: "Наконец-то я более ни в чём не принадлежу себе".
Максималист по природе, он изнурял себя, умерщвляя свою плоть, что беспокоило исповедника монастыря. "Это слишком совершенно, чтобы могло длиться долго", – говорил он. Аббат монастыря, напротив, восхищался: "Брат Альберик кажется ангелом среди нас". Он советовал ему заняться богословием и в будущем стать настоятелем одного из монастырей, но брат Альберик противился этому.
Однажды, выйдя за стены монастыря, он набрёл на жилище умершего араба-христианина. В двух шагах от обители он столкнулся с нищетой, не сравнимой с его жизнью в монастыре. Оказалось, что он жил в лучших условиях, обеспеченный постоянным жильём, едой, безопасным трудом. А ведь он хотел жить в уничижении и бедности, хотел занять самое последнее место, стать самым малым среди малых, чтобы приблизиться к своему Идеалу... Его начинают посещать сомнения: той ли жизнью живёт он в монастыре, к какой стремился? Не отступил ли он от призвания, открывшегося ему в Назарете?.. И в нём зарождается мысль о создании общины, которая более соответствовала бы жизни Иисуса в Назарете. Он составляет первый устав для общины, которую называет Конгрегацией малых братьев Иисуса.
Тогда же, в 1895–1896 гг., брат Альберик узнаёт о массовых убийствах армян и других христиан, совершаемых турками в Османской империи. Он пишет Мари де Бонди: "По всей Армении и очень близко от нас страшная резня, но я думаю, нам не грозит реальная опасность; мы европейцы, поэтому турецкое правительство принимает серьёзные меры предосторожности, чтобы с нами ничего не случилось (...) но то, что делают с армянами, – это чудовищно... говорят о 100 000 убитых". Аббату Ювелину он сообщает, что среди погибших много мучеников, ибо принявшим ислам сохраняли жизнь. Он страдает оттого, что не может разделить их подвиг веры. В письме кузине читаем: "В конце марта мы, Акбе и все христиане, могли бы в течение двух дней погибнуть; я не был достоин... Это тысячу раз справедливо... но увы! Какая боль... Молитесь о моём более глубоком обращении и чтобы в следующий раз я не был отвергнут..."
Эти страшные события усиливают его сомнения в правильности пути. Постепенно в нём зреет решение покинуть монастырь; получив согласие аббата Ювелина, брат Альберик просит духовное руководство ордена снять с него обеты. До принятия решения его направляют на учёбу в Рим. Вскоре он получает разрешение покинуть монастырь и по совету духовного наставника отправляется в Назарет.
Шарль плохо представлял себе, что конкретно он будет здесь делать. В некотором смысле это была духовная авантюра. Прибыв в марте 1897 г., он по совету настоятеля францисканского монастыря отправился к клариссам – настоятельница искала работника, на все руки мастера.
Согласившись взять Шарля, настоятельница вскоре разочаровалась в нём, так как он ничего толком не умел делать: ни заниматься садоводством, ни строить. Однако он быстро завоевал сердца восемнадцати кларисс, потому что выполнял всё, о чём они его просили: подметал в часовне, перебирал чечевицу, выпрямлял кривые гвозди, убирал навоз... И молился по нескольку часов в день; ему удалось даже заполучить тайно от всех у матери-настоятельницы ключи от часовни, чтобы молиться перед Св. Дарами в ночное время. Он мало ел. Поверили ли бы друзья его юности, которые когда-то ходили с ним по пирушкам и увеселительным местам, что этот чревоугодник днём и вечером довольствуется куском сухого хлеба? Жил он в комнатке, где хранились инструменты, прямо за стеной часовни.
Шарль писал семье: "Я никогда не покидаю монастырь... и всё время молчу. Милостивый Бог как будто за руку привёл меня в это гнездо, которое, кажется, создано для меня". "Это действительно было гнездо, – пишет автор одной из статей о нём, – потому что в его лачуге был только топчан для сна, подушкой ему служил камень, и были ещё две доски на подставках – для записей".
Одна из кларисс вспоминает: "У алтаря был не человек, а ангел. Его благоговение и вера отражались на всём его существе". К концу года настоятельница кларисс в Иерусалиме, обеспокоенная восхищением, которое вызывал у назаретских сестёр этот человек, заподозрила в нём авантюриста или агента секретной полиции. Но, познакомившись с Шарлем, она сказала сёстрам: "Назарет не ошибся, в нашем доме святой".
В ту пору в нём рождается желание стать священником. Проведя на Святой Земле почти четыре года, Шарль возвращается во Францию, где в 1901 г. его рукополагают в священники. Он собирается в Сахару, чтобы, как он пишет, "продолжать вести незаметную жизнь Иисуса из Назарета". В нём вновь пробуждается желание создать Конгрегацию малых братьев Св. Сердца. Но где? Став священником, он слышит зов быть среди "самых больных, среди овец самых потерянных, самых оставленных... В пору моей юности я пересёк Алжир и Марокко; в Марокко, большом, как Франция, с 10-миллионным населением, нет ни одного священника; в густонаселённой алжирской Сахаре, в семь или восемь раз превышающей Францию, не более двенадцати миссионеров. Ни один народ не казался мне более оставленным, чем этот", – пишет он в 1905 г.
После аскетического уединения в монастыре траппистов и в Назарете Шарль резко меняет направление своего пути и возвращается в мир. Путь его лежит в Северную Африку, на родину св. Августина и мученика Киприана Карфагенского.
Tags: биография, герои веры, любовь, монашество, служение
Subscribe

Posts from This Journal “герои веры” Tag

  • УРОКИ ЖИЗНИ ЯНА ГУСА

    Ян Гус родился около 1370 года в селе Гусинец, в Чехии. Он окончил Карлов университет в Праге и был профессором, а затем директором этого…

  • ИОВ XIX ВЕКА

    Наверное, немногие знают, что общего между гостиницей "Американская колония" в Иерусалиме и библейской Книгой Иова. Эта гостиница –…

  • ДЖОН УЭСЛИ

    В Оксфордском университете помнят своих знаменитых студентов и преподавателей, посвятив им отдельную портретную галерею. Экскурсовод, проходя мимо…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments