a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

СЕМЬ МЫСЛЕЙ БЕРНАНОСА

Жорж Бернанос (фр. Georges Bernanos; 20 февраля 1888, Париж — 5 июля 1948, Нёйи-сюр-Сен). Родился в семье ремесленника-обойщика. Среднее образование получил в нескольких католических коллежах столицы и провинции, которые был вынужден менять то из-за невозможности найти общий язык с преподававшими там отцами-иезуитами, то из-за переездов семьи, во многом предвосхитивших его будущий стиль жизни, его хроническую неприкаянность, скитания и странствия.
Мировоззрение Бернаноса формировалось под непосредственным влиянием так называемого «католического возрождения». С 1906 и вплоть до самого 1913 года Жорж Бернанос учился в Сорбонне и парижском Католическом институте, а потом, получив дипломы филолога и юриста, в течение нескольких месяцев перед войной руководил в городе Руане небольшим монархическим еженедельником, носившем звучное название «Авангард Нормандии». На фронт он пошел добровольцем, невзирая на то, что по состоянию здоровья от службы в армии был освобожден. На войне он в полной мере хлебнул лиха, доставшегося на долю поколения, которое окрестили «потерянным». Четыре года, проведенные в окопах, обострили социальное зрение, внесли некоторые существенные коррективы в его мировосприятие.
Вернувшись в 1919 году домой, он подыскал себе в одном страховом агентстве должность инспектора, позволявшую ему относительно свободно распоряжаться своим временем, и приступил к реализации давней заветной мечты о литературном творчестве. Жизнь страхового агента была связана с бесконечными поездками. Поэтому первый свой роман он писал в поездах, гостиницах, привокзальных кафе и в других столь же неподходящих для служения музам местах.
Еще в 1917 году во время одного из отпусков он женился. Его биографы, как правило, не забывают упомянуть, что родословная его жены, Жанны Гальбер д'Арк, восходит по прямой линии к брату Жанны д'Арк.
В 1934 году писатель перебрался на Мальорку в надежде, что там ему будет легче прокормить свою огромную — у него было шесть детей — семью.
Бернаноса всегда интересовало положение церкви в современном обществе; в котором наметились процессы дехристианизации, он уже давно наметил тему священника, бросающегося «в самую гущу социальных конфликтов с наивной надеждой разрешить их с помощью текстов». Изображая процессы брожения и дезинтеграции церкви, Бернанос предвосхитил события 50-х, 60-х, 70-х годов, может быть, в какой-то мере даже повлиял на них.
Французские исследователи часто говорят о влиянии Достоевского на автора, и не без основания. Бернанос, несомненно, у него учился. Не случайно в 1926 году в письме известной поэтессе Анне де Ноай он с резкостью неофита, только что открывшего для себя новый мир, написал: «Когда сравниваешь романы Гюго и Достоевского, то видишь, что разница здесь такая, как между комнатным мореплавателем и открывателем горизонтов».
В июле 1945 года писатель вместе с семьей вернулся на родину. Остановившись на короткий срок в Париже, он затем снова возобновил свои скитания по Франции: продолжал зарабатывать на жизнь журналистским трудом, без устали публикуя в различных газетах и журналах статьи, большинство из которых выражали разочарование тем, что победа в войне не стала окончательной победой над силами войны. В 1947 году он переехал в Тунис. В это время писатель уже был тяжело болен. В мае 1948 года он срочно вернулся в Париж, где ему сделали операцию, но спасти его не удалось. Умер он месяц спустя, 5 июля.
Наиболее известные произведения Бернаноса - «Под солнцем Сатаны», «Дневник сельского священника», «Большие кладбища под луной».

Жизнь любого из нас проходит под знаком желания и боязни, если только она не проходит под знаком любви.

Уничтожают всегда из страха, ненависть при этом — лишь алиби.

Посредственный христианин достоин большего презрения, чем любой другой посредственный человек, и падение его глубже, ибо происходит под огромной тяжестью снизошедшей на него благодати.

Христианство не упразднило Богача, не обогатило Бедняка, ибо оно никогда и не ставило себе целью отмену первородного греха. Оно лишь бесконечно долго оттягивало закабаление мира Чистоганом, поддерживало иерархию человеческих ценностей, поддерживало Честь.

«Я — христианин, почитайте меня», — наперебой кричат Князья церкви, Книжники и Фарисеи. А надо бы со смирением сказать: «Я христианин, молитесь за меня!»

Оптимизм всегда казался мне тайным алиби эгоистов, озабоченных тем, чтобы скрыть хроническое удовлетворение самими собой. Оптимистами они бывают для того, чтобы избавить себя от проявления сострадания к людям, к их горю.

Полемист до двадцати лет — забавен, до тридцати — терпим, к пятидесяти — невыносим, а далее — просто неприличен. Полемический зуд у старца представляется мне одной из разновидностей эротизма.

Источник: Бернанос Ж. Сохранять достоинство: Худож. публицистика: Пер. с. фр. / Сост., авт. предисл. и коммент. В. А. Никитин. — М.: Прогресс, 1988. — 440 с.
Tags: Бернанос, семь мыслей, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “семь мыслей” Tag

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ о ВРЕМЕНАХ ГОДА

    Времена года повинуются непреложному закону, а человек докучливый не перестает сомневаться и всю жизнь пребывает в суете. Хун Цзычен У…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ ЖОЗЕФА ЖУБЕРА

    Жозеф Жубер (1754—1824) – французский писатель-романтик и моралист Слова разговорчивого идут изо рта, слова красноречивого…

  • СЕМЬ МЫСЛЕЙ об ИЗДЕРЖКАХ ДЕМОКРАТИИ

    Сознательная и разумная манипуляция организованными привычками и мнениями масс является важным элементом демократического общества. Эдвард…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments