a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ИСТОЧНИКИ УГРОЗ в ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Виртуальное пространство создается человеком, сохраняющего иллюзорную уверенность, что в любой момент он может прервать связь (выключить телевизор, компьютер), но виртуальные образы и смыслы успевают приобрести вид мифологизированного, структурированного поля такого напряжения, что человек, попавший в это поле, продолжает в нем находиться. При этом он не только не размышляет над тем, заслуживает это поле повышенного внимания или нет, но и постоянно совершенствует навыки пребывания в нем – принимает комплекс допущений, изучает правила поведения, создает особые ритуалы. Плохо это или нет? Для человека, который в силу каких-то жизненных обстоятельств остался один, выпал из обычной для него социокультурной среды, такая виртуализация мира может выполнять компенсаторную, психотерапевтическую функцию. Благодаря этому человек сохраняет социальный контекст своей жизни и жизнедеятельности, осознает свое место в диаде «Я –Другой», а в ситуации низких энтропийных значений еще и происходит повышение ощущения собственной значимости и силы. Человек, жизненное пространство которого внезапно сузилось (выход на пенсию, болезнь, ограничение физических возможностей, или последствия какой-то жизненного или психологического кризиса), может выстраивать виртуальную сторону своей жизни с помощью телевизионных сериалов, которые неспешным развертыванием действа, придирчивым всматриванием в события и намерения приглашают к сотворчеству – новые индивидуальные смыслы порождаются, отстраиваются и возвращаются к сюжету, в результате чего появляется ощущение причастности к чему-то более значимому, чем повседневное развертывание жизни.
Другое качество приобретают те средства выработки виртуальной реальности, которые направлены на захват, присвоение внутреннего мира личности. Они охватывают целый спектр различных информационных нагрузок. Это прежде всего реклама. Реклама, первичное функциональное значение которой – помочь человеку ориентироваться в мире вещей и услуг, в обществе массового потребления и развитых информационных технологий превращается в самостоятельную виртуальную реальность, в которой моделируется и агрессивно пропагандируется потребительский образ жизни. В виртуальном мире рекламы гипертрофируется одна единственная причинно-следственная связь: «Купи этот товар – и твоя жизнь будет счастливой, успешной».
Не только реклама, но и в целом современные информационные системы с обратной связью становятся все более влиятельным фактором конструирования реальности – индивидуальной и социокультурной. Прежде всего это касается компьютерных сетей и компьютерных игр, погружение в которые в отдельных случаях родственно с тяжелыми формами наркотической зависимости. Возникновение такой зависимости вызвано тем, что и компьютерные игры, и киберпространство Интернета программируются с использованием алгоритма «втягивания». Игроку или пользователю должно все время казаться, что вот-вот, еще маленькое усилие – и откроются просторы чего-то сверхъестественного. Такое постепенное «втягивание» приводит к тому, что киберпространство начинает восприниматься человеком не просто как единственная настоящая реальность, а, более того, как единственная реальность, которая благодаря своей «всевоможности» только и стоит внимания, поскольку позволяет человеку быть кем угодно, открывая ему неограниченное пространство для самореализации. Но киберпространство создает лишь иллюзию вседозволенности. В киберпространстве опыт жизни, соединенный с усилиями и трудом для осуществления желаний, фактически устраняется. Все становится доступным само собой по принципу: «пожелай – исполнится». На смену собственным индивидуальным переживаниям, сопровождающим получение нового опыта, приходит его пассивно-информационное усвоение, что в свою очередь приводит к быстрому обесцениванию любого нового опыта.
Глобальная коммуникативная сеть, которая, прежде всего благодаря Интернету, охватывает собой весь мир, формирует новый тип виртуальной реальности, в которой пространственно локализованные жизненные миры уступают место гиперпространства глобальной коммуникативной сети. Как следствие, объективно происходит проблематизация пространственности как одной из основных характеристик жизненного мира человека. Речь идет о том, что в течение большей части истории человечества именно пространственно-локализованные жизненные миры были самоочевидными формами жизни, когнитивные атрибуты которых формировали определенные картины мира, а нормативные атрибуты – формы конкретной нравственности. Потеря жизненными мирами своей пространственной локализации приводит к тому, что человек теряя свое традиционное положение в бытии, распространяет феномен онтологической «бездомности». Человек также теряет определенные традиции, средства жизненной ориентации. В гиперпространстве новой виртуальной реальности, сконструированной глобальной коммуникативной сетью, возникает угроза потери человеком своей коллективной и, как следствие, персональной идентичности. Ведь свойственный культуре модерна механизм формирования идентичности через отождествление субъекта с его окружающей обстановкой уже не срабатывает, поскольку такого окружения в обычном смысле уже не существует.
Потеря присущих традиционной культуре механизмов формирования идентичности представляет угрозу появления архаичных ценностей, угрозу превращения человека в функцию многонациональной сети коммуникаций, распада человека в такой сети. Причем речь идет не просто об угрозе потерять себя в смысле неспособности к самоидентификации, но и в более широком смысле – о неспособности к антропологической самоидентификации и потере нравственных ориентиров. Для прояснения последней мысли мы приведем пример. Во время последней переписи населения в России достаточно большое количество молодежи представилась эльфами, троллями или другими персонажами фантастического мира Толкиена. И не так важно, было это убеждениям или только позой. Важно то, что реальный и виртуальный миры сомкнулись и в новом жизненном пространстве люди начали освобождать место для эльфов.
Информационное пространство как таковое, даже при условии роста его виртуального потенциала, напрямую не конструирует жизненное пространство личности. Важным амортизатором множества разнообразных внешних воздействий, продуцируемых информационным пространством, остается психологическое пространство личности, амортизационные возможности которого детерминированы спецификой индивидуального восприятия, фильтрами, способствующими выбору той или иной интерпретации внешних событий. Жизнь человека разворачивается в пределах жизненного мира, который определяет бытийный регион повседневности наших взаимодействий с другими в рамках общей смысловой реальности.
Под влиянием современных процессов информатизации общества с их выраженной виртуальной составляющей границы и ценностно-смысловые основы жизненного мира размываются и расшатываются. Из универсума он превращается в мультиверсум, в котором сосуществуют различные жизненные миры с собственными, порой несовместимыми моделями поведения и образом жизни. При таких условиях растет значение собственных смысложизненных ресурсов личности. Личность, чтобы не блуждать «Эльфом» в лабиринтах кем-то смоделированной виртуальной реальности, должна занять творческую позицию относительно собственной жизни, прилагать множество сознательных усилий для расширения своего психологического пространства и укрепления его ценностно-смысловых основ. Современные трансформации жизненного пространства личности обострили проблему выбора: выполнять чужие жизненные программы или разрабатывать и осуществлять собственные. Обращаясь к аналогии с компьютерным моделированием, можно утверждать, что виртуальное пространство нашей личности содержит бессчетные возможности для моделирования продуктивных жизненных стратегий, которые мы можем освоить и воплотить в жизнь.

Источник: Котлярова В.В. Источники угроз в виртуальной среде: трансформация жизненного пространства личности // Электронный научный журнал «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU
Tags: Интернет, информация, общение, человек
Subscribe

  • ЙОГА ВМЕСТО БОГА?

    Судя по поступающим из Ирана данным, все больше людей в стране отходят от ислама. Некоторые сохраняют веру в высшие силы, но отказываются от…

  • ВЕРА ЗАРОЖДАЕТСЯ в КРИЗИСЕ

    Кризис веры может казаться огромным духовным препятствием, но часто он становится самым большим шагом вперед . Библия - серьезная книга. Это…

  • О СОМНЕНИЯХ в БОГЕ

    Что делать, когда приходят сомнения, что Бог существует? Сомнения сомнениям рознь. Потому свой ответ на этот вопрос разделю на две части.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments