Дело в том, что аристократия, следуя многовековым традициям, не заботилась о нравственности: подкуп, вероломство, шантаж, силовое давление и т. п. постоянно использовались ею в политических целях, в деловой и обыденной жизни. Аристократия считала себя неуязвимой, а свое положение вечным и прочным. Зная, какое негодование вызывает в народе английская аристократия, промышленники в XIX в. приняли диаметрально противоположную линию поведения в обществе. Например, в 1830—1832 гг. Англия из-за грандиозных митингов и демонстраций напоминала кипящий котел. Буржуазные сторонники реформ не останавливались перед угрозой революции. В тот период интересы буржуазии, среднего класса и бедноты совпадали. К тому времени английская буржуазия выработала особый нравственный стиль жизни как оружие в борьбе с безнравственным аристократизмом, а именно, предпринимательство без обмана. На фоне коррупции в государственных учреждениях, армии и церкви этот стиль был магнитом, притягивавшим к себе широкие слои населения, и опорой в борьбе с алчной аристократией.
В викторианскую эпоху (1837—1901) существовала система идеалов, охватывавшая понятия эффективности, бережливости, опоры на собственные силы, респектабельности и т. п. Общественное мнение побуждало придерживаться этой системы, и в рамках, не противоречивших их интересам, британцы следовали ей. Принцип «честность — это лучшая линия поведения» был принятой и демонстрировавшейся истиной. В бизнесе торговец или промышленник оправдывали честностью свою роль в обществе, в середине века британские бизнесмены завоевали репутацию надежных. Банкротство считалось не столько финансовой, сколько моральной катастрофой.
Правительства вигов (либералов) придали морали еще больше значения, введя гражданскую службу. Если государственная машина в XVIII в. смазывалась личным влиянием, патронажем, то в первой трети XIX в. были уничтожены многие синекуры, а в 1853 г. канцлер казначейства Гледстоун (впоследствии премьер-министр) впервые предложил открытый конкурс на замещение постов в правительственных учреждениях. С 1870 г. для того, чтобы занять должность, стало необходимым выдержать публичный экзамен. В результате большинство мест гражданской службы оказалось занятыми представителями предпринимателей, а не аристократии, кроме дипломатического корпуса и министерства иностранных дел. В 1870 г. гражданская служба была разделена на посты, где принимались решения, и посты технических исполнителей. На них выдвигались не по блату, а на основе заслуг. Затем были введены независимые аудиторские проверки казначейских отчетов, что повлекло рост требований общественности к уровню честности правительства, а затем к честным парламентским и муниципальным выборам. С 1847 по 1866 г. из палаты общин были изгнаны более сотни депутатов за коррупцию на выборах. Такие ценности викторианской эпохи, как самосовершенствование, рачительность, чувство долга и твердый характер, стали общепринятыми. Их носителем изначально был средний класс, но они были приняты всеми и общественными слоями — как буржуазией, так рабочими.
В 1892 г. кабинет Гледстоуна обязал своих членов прекратить руководство компаниями и даже выйти из состава их администраций, и это было принято всеми политическими партиями как один из неписаных фундаментальных законов британской политики.
Источник: Асланов Л.А. Культура и власть. Философские заметки. Кн. 1. — М.: Изд-во ИТРК, 2001. — 496 с.