a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ТРИ СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ БОГА

На страницах Священного Писания мы видим, что Бог ищет общения с человеком, а человек (хоть и не каждый) ищет общения с Богом. Для того, чтобы полноценно общаться, нужно знать, с кем ты общаешься. Сегодня в социальных сетях и на различных интернет-форумах можно общаться инкогнито, под вымышленным именем, но вряд ли при этом можно рассчитывать на особо доверительные отношения.
Однажды Бог сказал Моисею:
Исх.33:17 «И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени»
Когда Бог говорит, что Он знает нас по имени, это означает, что Ему известно больше, чем просто информация о том, что написано в нашем паспорте. Он знает все, что скрывается за нашим именем, что у нас внутри.
Можем ли мы сказать, что знаем Бога по имени? Сказать то мы можем, и даже выучить библейские имена Бога можем, но по-настоящему знать Бога по имени может лишь тот, кто искренне ищет близких отношений с Богом, и такому человеку Бог открывает Свое имя.
Быт.17:1 «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий»
Бог говорил со многими людьми и до Авраама, но именно Аврааму Он открывает Свое имя. Более того, Бог изменяет имя самого Авраама (Быт.17:5), и их общение переходит на новый уровень. Они знают друг друга по имени. Наверное, Авраам потому и поверил Богу и даже собирался принести в жертву своего сына, потому что Бог открылся ему как Бог Всемогущий.
Позднее Бог явился Исааку, сыну Авраама:
Быт.26:24 «И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего…»
Бог успокаивает Исаака, дает ему обетования, говоря, что Он – Бог его отца.
Еще позднее Бог говорит Иакову, сыну Исаака:
Быт.28:10-13 «Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,
               11           и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
               12           И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
               13           И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака»
Бог добавляет имя отца Иакова и снова провозглашает то, что он обещал Аврааму и Исааку. Позднее, после смерти Иакова, его имя тоже добавляется к имени, которым Бог открывается своим детям.
Исх.3:6 «… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»
Именно в таком виде имя Божие передавалось из поколения в поколение в народе Божием. Это имя имело смысл только для народа израильского, посторонним оно ничего не говорило. Например, когда Бог повелевает пойти к фараону и потребовать отпустить народ Божий для совершения жертвоприношения, Он учит, что нужно сказать: «Господь, Бог Евреев, призвал нас» (Исх.3:18). Ведь фараону имя «Бог Авраама, Исаака и Иакова» ничего не говорило.
На протяжении столетий евреи именно так и воспринимали Бога – как Бога Авраама, Исаака и Иакова. Именно эти три человека, три патриарха, имели общение с Богом, именно им были даны великие обетования относительно будущего их народа. У остальных же евреев восприятие Бога было несколько отвлеченным, как если бы он был не их личным Богом, а Богом их отцов. По большому счету, они не очень то и искали общения с Богом, и даже временами явно избегали этого. Когда Моисей говорил на горе с Богом, то народ просил его, чтобы он сам говорил с Ним и передавал Его слова им, потому что они боялись слышать голос Божий.
Но вот, когда Бог через Моисея дает народу Своему 10 заповедей, он обращается следующим образом:
Исх.20:2 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства»
Когда Бог явился Аврааму и сказал, чтобы тот оставил свой народ и пошел в новое место, которое Бог ему укажет, Он открыл ему свое имя. Когда народ вышел из Египта и шел в Землю Обетованную, Бог говорит: «Я Господь, Бог твой». Благодаря этому пути в пустыне каждый еврей мог испытать присутствие Божие в своей жизни так же реально, как это было в жизни Авраама, Исаака и Иакова. Когда Бог явился Моисею в горящем кусте, это видел только он. Когда столп огненный шел с народом в пустыне, это видели все. Таким образом, только через личное переживание наша вера может стать живой и действенной. Интересно и поучительно слушать о чьей-то вере, но только наш личный опыт делает веру реальной. И Бог обращается к народу в целом и к каждому в отдельности со словами «Я Господь Бог твой». Я не только Бог Авраама, Исаака и Иакова, я и твой личный Бог. Он призывает каждого из нас к личному общению. И это – вторая ступень познания Бога.
Но есть еще и третья ступень.
Лк.11:1-2 «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2             Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!»
Эти слова говорят о том, что Бог не только мой, но и наш. То есть речь идет о Церкви. Очень важно иметь личное общение с Богом, но этого не достаточно. Бог создал Свою Церковь и дал обетование, что врата ада не одолеют ее. И слова «Отче наш» говорят как минимум о трех вещах: о единстве (чтобы мы находились в единомыслии, в мире, в любви); о равенстве (христианству чуждо деление людей на касты и другие разделения); об ответственности (друг за друга, за миссионеров, за нуждающихся, за тех, кто находится в болезни…).
Эти три ступени познания Бога (Бог наших отцов, Бог мой и Бог наш) можно применить к каждому человеку. Можно даже говорить в этом смысле о трех ступенях духовного роста.
1 ступень. Осознание реальности Бога.
Когда Иисус Навин послал двух соглядатаев в Иерихон, они оказались в доме блудницы Раав. И вот эта женщина говорит им такие слова.
И.Нав.2:8-11 «Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю
9             и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость;
10           ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили;
11           когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу»
Эта женщина говорит о своих личных переживаниях. Она еще не готова назвать Бога своим Богом, но она убеждена в Его реальности, в Его силе. В последующем она возросла в своей вере и ее имя даже упоминается в родословии Иисуса Христа (Мф.1:5).
2 ступень. Личные взаимоотношения с Богом.
Недостаточно просто знать, что Бог есть. Очень важно осознать, что Он – мой личный Бог. У апостола Фомы было много вопросов, сомнений, но когда он лично встретился с воскресшим Иисусом, он воскликнул «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Самарянка познакомилась с Иисусом у колодца и потом стала свидетельствовать о Нем среди своих земляков, побудила их к знакомству с Ним, после чего они сказали «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42).
3 ступень. Осознание своего единства с Церковью Христовой.
Если на предыдущем этапе человек переживает близость общения с Богом, то теперь он желает быть в Церкви, быть ее неразрывной частью. Это важно понимать, поскольку часто бывает так, что христианин в процессе своего роста приходит к выводу, что он более-менее во всем разобрался, многое узнал, и уже не получает в своей Церкви того, что получал раньше. И он либо начинает искать другую церковь, в которой были бы более назидательные проповеди, лучший хор и т.д., либо вообще переходит на «автономное питание», благо возможностей для этого сейчас масса. Можно в Интернете скачать любые проповеди, зайти на сайт церквей, которые транслируют свои служения «он-лайн», и виртуально присутствовать на богослужении, не выходя из дома. Однако такой подход – это, скорее всего, не шаг вперед, а шаг назад. Христианин не может полноценно развиваться вне поместной церкви. Кроме того, если человек считает, что он чего-то не получает в церкви, может быть ему пора уже что-то отдавать?
Особенно печально, когда дети Божии оставляют свой дом молитвы, когда поместная церковь пребывает в некотором упадке. Человек оставляет то место, в котором Бог коснулся его сердца, в котором он принял крещение, уничижая таким образом все, что было в его жизни раньше. И все потому, что теперь ему что-то не нравится, он чем-то раздражен или обижен. Такое поведение напоминает действия сына или дочери, которые уходят из дома, потому что нашли для себя что-то более яркое. «Вон, у соседей, каждый день фейерверки и праздник, пойду, буду жить у них». Но как бы ни было где-то привлекательно, все-таки семья – это место, где ты родился и получил воспитание, а не там, где тебе весело. Хотя одно другому, конечно же, не мешает.
Еще хуже бывает, когда человек, уйдя из Церкви, относится к ней с чувством презрения. В жизни бывает всякое, и есть много случаев, когда христиане в силу объективных причин переходят в другую поместную церковь, сохраняя при этом светлые воспоминания и теплые отношения. Однако, если человек ушел в другое место и негативно отзывается о прежней церкви, это очень неправильно. Можно сказать, что в человека проник дух Египта. Вспоминается в связи с этим ситуация, которая сложилась в доме Авраама. После того, как египтянка Агарь родила патриарху сына, она стала презирать свою госпожу, Сару (Быт.16:4). Позднее, когда подрос ее сын, Измаил, он стал насмехаться над своим младшим братом, сыном обетования, Исааком (Быт.21:9). Такое презрение и насмешки не делают чести никому. Агари и Измаилу пришлось уйти из дома Авраама, и мы не знаем, как они отзывались о нем после этого, но думается, что ничего хорошего они не говорили. Когда человек обижен чем-то, то он вспоминает один негатив, забывая все хорошее.
Итак, подводя итог, можно сказать, что есть три ступени познания Бога, как в отношении целого народа, так и в отношении каждого человека в отдельности. На первой ступени человек осознает реальность Бога, но еще не имеет с Ним личных отношений. На второй ступени наступают эти личные отношения, и человек, как младенец, считает, что Бог существует только для него, он молится преимущественно о своих проблемах и обижается, если ему уделяется меньше внимания, чем кому-то иному. На третьей ступени человек осознает, что Бог – это не только «мой Бог», но и «наш Бог», возникает ответственность не только за себя, но и за братьев и сестер, желание ходатайствовать перед Богом за Церковь, ее служителей, за дальних и близких.
Пусть Господь благословит нас, чтобы мы не останавливались в своем духовном росте, походили все ступени, возрастая в вере и желании быть угодными Богу во всех наших мыслях, словах и делах.
Tags: Бог, Церковь, вера, единство, имя, познание, христиане, человек
Subscribe

  • МИРОХРАНИТЕЛЬ или МИРОТВОРЕЦ ?

    Меня изумляет, сколько людей могут ошибочно цитировать Библию, считая, что заучили тексты правильно. Возможно, им хочется, чтобы было так, как по…

  • СТОЙКИЙ к ИСПЫТАНИЯМ ХАРАКТЕР

    В этом письме мне бы хотелось бы сосредоточить наше внимание только на одном слове: «выносливость». Это не очень популярное, а для…

  • СКОЛЬКО СТОИТ ЛЮБОВЬ?

    Большинство людей не находят настоящей любви лишь потому, что не желают платить за нее столько, сколько она стоит… Цена настоящей любви…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments