Однажды Бог сказал Моисею:
Исх.33:17 «И сказал Господь Моисею: и то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени»
Когда Бог говорит, что Он знает нас по имени, это означает, что Ему известно больше, чем просто информация о том, что написано в нашем паспорте. Он знает все, что скрывается за нашим именем, что у нас внутри.
Можем ли мы сказать, что знаем Бога по имени? Сказать то мы можем, и даже выучить библейские имена Бога можем, но по-настоящему знать Бога по имени может лишь тот, кто искренне ищет близких отношений с Богом, и такому человеку Бог открывает Свое имя.
Быт.17:1 «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий…»
Бог говорил со многими людьми и до Авраама, но именно Аврааму Он открывает Свое имя. Более того, Бог изменяет имя самого Авраама (Быт.17:5), и их общение переходит на новый уровень. Они знают друг друга по имени. Наверное, Авраам потому и поверил Богу и даже собирался принести в жертву своего сына, потому что Бог открылся ему как Бог Всемогущий.
Позднее Бог явился Исааку, сыну Авраама:
Быт.26:24 «И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего…»
Бог успокаивает Исаака, дает ему обетования, говоря, что Он – Бог его отца.
Еще позднее Бог говорит Иакову, сыну Исаака:
Быт.28:10-13 «Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран,
11 и пришел на [одно] место, и [остался] там ночевать, потому что зашло солнце. И взял [один] из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.
12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.
13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака»
Бог добавляет имя отца Иакова и снова провозглашает то, что он обещал Аврааму и Исааку. Позднее, после смерти Иакова, его имя тоже добавляется к имени, которым Бог открывается своим детям.
Исх.3:6 «… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»
Именно в таком виде имя Божие передавалось из поколения в поколение в народе Божием. Это имя имело смысл только для народа израильского, посторонним оно ничего не говорило. Например, когда Бог повелевает пойти к фараону и потребовать отпустить народ Божий для совершения жертвоприношения, Он учит, что нужно сказать: «Господь, Бог Евреев, призвал нас» (Исх.3:18). Ведь фараону имя «Бог Авраама, Исаака и Иакова» ничего не говорило.
На протяжении столетий евреи именно так и воспринимали Бога – как Бога Авраама, Исаака и Иакова. Именно эти три человека, три патриарха, имели общение с Богом, именно им были даны великие обетования относительно будущего их народа. У остальных же евреев восприятие Бога было несколько отвлеченным, как если бы он был не их личным Богом, а Богом их отцов. По большому счету, они не очень то и искали общения с Богом, и даже временами явно избегали этого. Когда Моисей говорил на горе с Богом, то народ просил его, чтобы он сам говорил с Ним и передавал Его слова им, потому что они боялись слышать голос Божий.
Но вот, когда Бог через Моисея дает народу Своему 10 заповедей, он обращается следующим образом:
Исх.20:2 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства»
Когда Бог явился Аврааму и сказал, чтобы тот оставил свой народ и пошел в новое место, которое Бог ему укажет, Он открыл ему свое имя. Когда народ вышел из Египта и шел в Землю Обетованную, Бог говорит: «Я Господь, Бог твой». Благодаря этому пути в пустыне каждый еврей мог испытать присутствие Божие в своей жизни так же реально, как это было в жизни Авраама, Исаака и Иакова. Когда Бог явился Моисею в горящем кусте, это видел только он. Когда столп огненный шел с народом в пустыне, это видели все. Таким образом, только через личное переживание наша вера может стать живой и действенной. Интересно и поучительно слушать о чьей-то вере, но только наш личный опыт делает веру реальной. И Бог обращается к народу в целом и к каждому в отдельности со словами «Я Господь Бог твой». Я не только Бог Авраама, Исаака и Иакова, я и твой личный Бог. Он призывает каждого из нас к личному общению. И это – вторая ступень познания Бога.
Но есть еще и третья ступень.
Лк.11:1-2 «Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.
2 Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах!»
Эти слова говорят о том, что Бог не только мой, но и наш. То есть речь идет о Церкви. Очень важно иметь личное общение с Богом, но этого не достаточно. Бог создал Свою Церковь и дал обетование, что врата ада не одолеют ее. И слова «Отче наш» говорят как минимум о трех вещах: о единстве (чтобы мы находились в единомыслии, в мире, в любви); о равенстве (христианству чуждо деление людей на касты и другие разделения); об ответственности (друг за друга, за миссионеров, за нуждающихся, за тех, кто находится в болезни…).
Эти три ступени познания Бога (Бог наших отцов, Бог мой и Бог наш) можно применить к каждому человеку. Можно даже говорить в этом смысле о трех ступенях духовного роста.
1 ступень. Осознание реальности Бога.
Когда Иисус Навин послал двух соглядатаев в Иерихон, они оказались в доме блудницы Раав. И вот эта женщина говорит им такие слова.
И.Нав.2:8-11 «Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю
9 и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость;
10 ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили;
11 когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу»
Эта женщина говорит о своих личных переживаниях. Она еще не готова назвать Бога своим Богом, но она убеждена в Его реальности, в Его силе. В последующем она возросла в своей вере и ее имя даже упоминается в родословии Иисуса Христа (Мф.1:5).
2 ступень. Личные взаимоотношения с Богом.
Недостаточно просто знать, что Бог есть. Очень важно осознать, что Он – мой личный Бог. У апостола Фомы было много вопросов, сомнений, но когда он лично встретился с воскресшим Иисусом, он воскликнул «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20:28). Самарянка познакомилась с Иисусом у колодца и потом стала свидетельствовать о Нем среди своих земляков, побудила их к знакомству с Ним, после чего они сказали «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42).
3 ступень. Осознание своего единства с Церковью Христовой.
Если на предыдущем этапе человек переживает близость общения с Богом, то теперь он желает быть в Церкви, быть ее неразрывной частью. Это важно понимать, поскольку часто бывает так, что христианин в процессе своего роста приходит к выводу, что он более-менее во всем разобрался, многое узнал, и уже не получает в своей Церкви того, что получал раньше. И он либо начинает искать другую церковь, в которой были бы более назидательные проповеди, лучший хор и т.д., либо вообще переходит на «автономное питание», благо возможностей для этого сейчас масса. Можно в Интернете скачать любые проповеди, зайти на сайт церквей, которые транслируют свои служения «он-лайн», и виртуально присутствовать на богослужении, не выходя из дома. Однако такой подход – это, скорее всего, не шаг вперед, а шаг назад. Христианин не может полноценно развиваться вне поместной церкви. Кроме того, если человек считает, что он чего-то не получает в церкви, может быть ему пора уже что-то отдавать?
Особенно печально, когда дети Божии оставляют свой дом молитвы, когда поместная церковь пребывает в некотором упадке. Человек оставляет то место, в котором Бог коснулся его сердца, в котором он принял крещение, уничижая таким образом все, что было в его жизни раньше. И все потому, что теперь ему что-то не нравится, он чем-то раздражен или обижен. Такое поведение напоминает действия сына или дочери, которые уходят из дома, потому что нашли для себя что-то более яркое. «Вон, у соседей, каждый день фейерверки и праздник, пойду, буду жить у них». Но как бы ни было где-то привлекательно, все-таки семья – это место, где ты родился и получил воспитание, а не там, где тебе весело. Хотя одно другому, конечно же, не мешает.
Еще хуже бывает, когда человек, уйдя из Церкви, относится к ней с чувством презрения. В жизни бывает всякое, и есть много случаев, когда христиане в силу объективных причин переходят в другую поместную церковь, сохраняя при этом светлые воспоминания и теплые отношения. Однако, если человек ушел в другое место и негативно отзывается о прежней церкви, это очень неправильно. Можно сказать, что в человека проник дух Египта. Вспоминается в связи с этим ситуация, которая сложилась в доме Авраама. После того, как египтянка Агарь родила патриарху сына, она стала презирать свою госпожу, Сару (Быт.16:4). Позднее, когда подрос ее сын, Измаил, он стал насмехаться над своим младшим братом, сыном обетования, Исааком (Быт.21:9). Такое презрение и насмешки не делают чести никому. Агари и Измаилу пришлось уйти из дома Авраама, и мы не знаем, как они отзывались о нем после этого, но думается, что ничего хорошего они не говорили. Когда человек обижен чем-то, то он вспоминает один негатив, забывая все хорошее.
Итак, подводя итог, можно сказать, что есть три ступени познания Бога, как в отношении целого народа, так и в отношении каждого человека в отдельности. На первой ступени человек осознает реальность Бога, но еще не имеет с Ним личных отношений. На второй ступени наступают эти личные отношения, и человек, как младенец, считает, что Бог существует только для него, он молится преимущественно о своих проблемах и обижается, если ему уделяется меньше внимания, чем кому-то иному. На третьей ступени человек осознает, что Бог – это не только «мой Бог», но и «наш Бог», возникает ответственность не только за себя, но и за братьев и сестер, желание ходатайствовать перед Богом за Церковь, ее служителей, за дальних и близких.
Пусть Господь благословит нас, чтобы мы не останавливались в своем духовном росте, походили все ступени, возрастая в вере и желании быть угодными Богу во всех наших мыслях, словах и делах.