a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ПОБЕЖДАЮЩЕЕ ПРОЩЕНИЕ

В последнее время мы стали свидетелями драм прощения, разыгравшихся в странах, которые в прошлом находились под контролем коммунистов.
В 1983 году, еще до падения «Железного занавеса», когда в Польше было введено военное положение, страну посетил папа римский Иоанн Павел II и под открытым небом провел мессу перед огромным собранием. Затем толпы людей, выстроившись упорядоченными группами по своим приходам, проходили маршем по мосту Понятовского, устремляясь к стадиону. Их маршрут проходил прямо перед зданием Центрального комитета коммунистической партии, расположенным перед самым выходом на мост. Час за часом группы марширующих, проходя мимо этого здания, пели в унисон: «Мы прощаем вас, мы прощаем вас!» Некоторые произносили этот лозунг с сердечной искренностью, другие же выкрикивали его почти с презрением, словно говоря: «Вы — ничто. Мы даже не ненавидим вас».
Несколько лет спустя, в водах Вислы с выколотыми глазами и вырванными ногтями было найдено тело 35-летнего священника Ежи Попелушко, проповеди которого будоражили всю Польшу. И опять католики вышли на улицы, маршируя с транспарантами, гласящими: «Мы прощаем. Мы прощаем». Попелушко воскресенье за воскресеньем проповедовал это же послание толпам, заполнявшим площадь перед его церковью: «Защищайте истину. Побеждайте зло добром». Люди подчинялись ему даже после его смерти, и в конце концов этот дух торжествующей милости привел к крушению режима.
Битвы прощения до сих пор ведутся по всей Восточной Европе. Должен ли был пастор в России простить офицеров КГБ, посадивших его в тюрьму и разогнавших его церковь? Должны ли были румыны простить врачей и медсестер, приковывавших больных сирот цепями к кроватям? Должны ли были жители Восточной Германии простить шпионивших за ними осведомителей, включая профессоров семинарий, пасторов и предателей-супругов? Когда активистка борьбы за права человека Вера Волленбергер, претерпевшая арест и депортацию, узнала, что тайной полиции ее сдал собственный муж, она выбежала в ванную — ее стошнило.
Пауль Тиллих однажды определил прощение как запоминание прошлого для того, чтобы оно могло быть забыто, — принцип, применимый как к отдельным людям, так и к целым народам. Хотя прощение никогда не дается легко и может потребовать смены нескольких поколений, что еще может разорвать цепи, держащие людей в рабстве их исторического прошлого?

Филип Янси. Из книги «Что удивительного в благодати?»
Источник: Янси Ф. Дневник благодати. Путевые заметки пилигрима. - К.: Нард, 2011.
Tags: Филип Янси, добро, зло, милость, прощение
Subscribe

  • КОГДА УЖЕ НЕВМОГОТУ

    Вы не задумывались, почему слово «эмоция» созвучно с такими словами, как, скажем, «мотив» или «локомотив»? Дело…

  • НОЧНОЙ ЭКЗАМЕН

    Леонтий Александрович Белкин возвращался вечером с работы и увидел на земле монету. Хотел было поднять, но потом подумал: «Что же это я,…

  • БОЯЗНЬ ВОДНОЙ СТИХИИ

    Имеется два рода боязней, связанных с водной средой: боязнь водной стихии (открытых и закрытых водных бассейнов и рек) и боязнь соприкосновения с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments