a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ и ИСПЫТАНИЯ

Деян.2:1 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе»
Недавно мы праздновали праздник Троицы, когда третья ипостась Бога – Дух Святой – сошел на Апостолов, исполнив их силой, даровав смелость проповедовать Слово Божье, принеся утешение их сердцам. Перед этим, в 1-й главе Книги Деяний, мы видим, что ученики Христа были как овцы, оставшиеся без пастыря. Когда Иисус вознесся, они стояли и смотрели на небо, чувствуя себя покинутыми. Однако, получив наставление от Ангела Господня, «все они единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян.1:14), ожидая обещанного. И через десять дней они получили то, о чем говорил Иисус в момент Своего вознесения: «не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:4-5).
Книга Деяний Святых Апостолов рисует перед нами удивительную картину единства первоапостольской Церкви. Интересно и важно для нас сегодня сконцентрировать наше внимание на особенностях этого единства и на тех испытаниях, которые этому единству пришлось пережить. Это имеет особенное значение в том смысле, что Церкви Христовой приходится переносить различные испытания во все времена, и в наше время также. Поэтому предлагаю сделать краткий обзор первых глав Книги Деяний (даже не всех этих глав, а преимущественно их первых стихов), чтобы обратить внимание на некоторые важные моменты.
Для начала сравним следующие стихи:
Деян.2:1 «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе»
Деян.3:1 «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый»
И вторая, и третья главы Деяний начинаются с провозглашения единства Апостолов. Это единство подчеркнуто словом «вместе». И это не просто физическое, пространственное единство, это не просто факт, что эти люди в определенный момент времени находились рядом, в рамках определенного ограниченного пространства. Это единство имеет важные качественные характеристики, описанные в конце 2-й главы: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… Все же верующие были вместе и имели всё общее… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян.2:42-47). То есть речь идет о духовном единстве. Можно находиться в одном помещении, под одной крышей, и не быть едиными, и мы это прекрасно понимаем.
Но давайте обратим внимание на одно важное различие между этими видами единства.В начале второй главы мы видим Апостолов, собранных воедино для того, что бы что-то получить от Бога. Они ждали, когда на них снизойдет Дух Святой. Их единство здесь продиктовано скорее тем, что они чувствовали враждебность окружающего мира, опасность для своей жизни, и, будучи вместе, они чувствовали себя уверенней. И Дух Святой, снизойдя на учеников Христа, наполнил это единство новым содержанием: на смену страху пришла уверенность и сила. Иоанн Златоуст обращает внимание на символизм того, что Дух Святой сошел в виде огненных языков. Много столетий назад обезумевшие в своей гордости люди задумали построить башню высотой до небес, и Бог разрушил их замысел, смешав языки и таким образом устранив единство грешных людей. Сейчас же, через сошествие Духа Святого, Бог вновь созидает единство людей, но на совершенно новой, духовной основе. Несмотря на множество языков в мире, Церковь Христова едина благодаря действию Духа Святого в каждом народе. Вспоминается, когда у нас в гостях были американские миссионеры, мы вместе с ними пели христианские гимны: мы на русском, они на английском, и прекрасно понимали друг друга. Нас объединяло единство Духа, и не только мелодия псалмов была общей – общей была мелодия наших сердец.
В начале третьей главы мы находим несколько иную картину: мы видим готовность Апостолов отдавать то, что они получили. «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян.3:6) – эти слова сказал Петр человеку, который от рождения не мог ходить; он просил милостыни у храма. И в этом мы с вами видим закономерность действия Духа Святого в людях: вначале мы что-то получаем от Бога, а затем – отдаем.
В следующих трех главах содержится описание трех испытаний единства Церкви. В нашем грешном, взбунтовавшемся против Бога мире сложно ожидать того, что идиллия всеобщей любви будет продолжаться очень долго.
Деян.4:1-3 «Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
               2             досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3             и наложили на них руки и отдали [их] под стражу до утра»
Здесь мы видим противостояние противников христианства, которые не могут спокойно смотреть на действие Святого Духа. Единству христиан во все времена противопоставлялось единство их врагов. Чем сильнее становилась Церковь, тем мощнее было противодействие ее врагов. Как при жизни Иисуса Христа мы читаем:
Лк.23:12 «И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом»
Так и позднее очень разные группы людей, подчас имеющие непримиримые интересы, вдруг объединялись в гонениях на истинных детей Божьих.
Деян.14:1-2 «В Иконии они вошли вместе в Иудейскую синагогу и говорили так, что уверовало великое множество Иудеев и Еллинов. А неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца язычников»
Внешние гонения – это неприятно, больно и опасно, но еще более неприятные моменты могут происходить внутри самой Церкви.
Деян.5:1-2 «Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов»
Итак, единство Церкви подверглось еще более опасному испытанию. Находясь в единстве, Церковь может выдержать любой экзамен, но когда единство рушится, Церковь становится уязвимой.
И вот мы видим, как в Церкви появляется прекрасная семейная пара - Анания (имя означает «милость Господня») и Сапфира (драгоценная, красивая). Уже сами их имена создают определенный ореол святости и Божьего присутствия. Они могли бы стать украшением Церкви. Но случилась беда: они увидели, как многие уверовавшие под впечатлением от проповеди Апостолов Христовых продают свои имения и жертвуют на церковные нужды (Деян.4:33-37). И эта семейная пара тоже решила сымитировать жертвенность и бескорыстность.
Нас может шокировать тот момент, что за такое, на первый взгляд, незначительное прегрешение Анания и Сапфира были так сурово наказаны: их постигла мгновенная смерть. Обратим внимание на слова, которые Петр сказал жене Анании: «что это согласились вы искусить Духа Господня?» (Деян.5:9). Между этими мужем и женой было согласие, но это согласие было направлено против установленного Богом порядка. Эта семья думала, что они могут находиться в Церкви и одновременно жить по своим собственным законам. Благодаря действиям этой супружеской пары, в Церкви появился опасный очаг лукавства, притворства и лицемерия. Это тайный, скрытый грех, и если бы не действие Святого Духа, то этот грех и дальше оставался бы сокровенным. Неизвестно, была бы реакция Петра такой же суровой, если бы подобный поступок совершил кто-то один. Опасность здесь заключается именно в том, что единству Церкви брошен вызов в виде другого единства – единства противления воле Божией. Созидать в Церкви можно только с искренним сердцем и во взаимодействии с другими искренними сердцами, без этого, чтобы мы не делали, это будет нести в себе упадок и разрушение.
Деян.6:1 «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей»
Здесь мы видим, как на смену тайному, скрытому разделению приходит открытое разделение. Христиане-язычники обиделись на христиан-евреев, что те не уделяют достаточно внимания их нуждающимся вдовам. (Эллинистами называли также евреев, которые жили за пределами Иудеи и говорили на греческом языке).
Ропот среди народа Божьего – это не очень приятный факт. Мы помним, как в Ветхом завете, во время блуждания в пустыне, Бог жестко реагировал на ропот тех, кто осуждал действия Моисея и ностальгировал по египетским временам. Многие тогда были наказаны и полегли в пустыне. Здесь же мы видим иную реакцию руководства Церкви: Апостолы собрались, обсудили проблему и приняли решение: избрать семь дьяконов, которые должны были «пещись о столах», т.е. решать вопросы материального обеспечения нужд христиан.
Почему же так отличается реакция на ропот в рассмотренных нами случаях? Когда народ Божий роптал в пустыне, для этого не было никаких разумных оснований. Бог по Своей великой милости вывел евреев из египетского рабства и окружил их круглосуточной заботой. И те, кто роптал, проявляли свой бунтарский характер и неблагодарность. Как сказано у Иуды:
Иуд.1:16 «Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно)…»
В случае же, описанном в Книге Деяний, была причина для недовольства. Бог создал Церковь, в которой «нет ни иудея, ни эллина», но евреи продолжали проявлять свое высокомерие по отношению к христианам из язычников. Таким образом, разрушалось единство Церкви, и эту проблему нужно было решать.
Это нам говорит о том, что в церковных вопросах нельзя рубить с плеча. Если возникает проблема, то ее нужно решать так, чтобы не пострадало единство Церкви. Ропот в Церкви – это неприятно, но гораздо лучше, когда недовольные чем-то выражают свое недовольство открыто, чем действую тайно. Речь, конечно, идет о разумном недовольстве реальными проблемами, поскольку есть люди, которые всегда всем недовольны, и потакать брюзжанию таковых вряд ли будет правильно.
Подводя итог, следует заметить, что одним из самых важных качеств Церкви с момента ее создания было единство. Единство Церкви Христовой – это залог ее здорового развития и победоносного шествия в нашем безбожном мире. Как мы увидели, это единство находится в содержательном развитии: единство принимающее под влиянием Святого Духа возрастает в единство отдающее. Кроме того, единство Церкви встречает очень серьезное противодействие со стороны враждебно настроенных сил. Чем сильнее становится Церковь, тем сильнее восстают против нее враги Христовы. Помимо этого, в самой Церкви возникают проблемы, разрушающие единство Тела Христова. Одни из них совершаются тайно (как в случае Анании и Сапфиры), другие – открыто (ропот одной части Церкви против другой ее части). Благодаря действию Духа Святого Церковь способна преодолеть подобные и любые другие испытания. Дух Святой открывает сокровенные помыслы людей и дает мудрость в решении явных, открытых конфликтов. Мы должны помнить, что Сам Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Нам же следует бодрствовать, молиться и совершить поступки, направленные не на разрушение, а на созидание Церкви Христовой.
Tags: Дух Святой, Церковь, единство, испытание
Subscribe

  • ВЕРА ЗАРОЖДАЕТСЯ в КРИЗИСЕ

    Кризис веры может казаться огромным духовным препятствием, но часто он становится самым большим шагом вперед . Библия - серьезная книга. Это…

  • КЛАЙВ ЛЬЮИС о ЖИЗНЕННОМ ВЫБОРЕ

    «Делая выбор, вы скорее чуть-чуть преобразуете основную, истинную часть самого себя во что-то новое. И если взять всю вашу жизнь в целом, со…

  • О СОМНЕНИЯХ в БОГЕ

    Что делать, когда приходят сомнения, что Бог существует? Сомнения сомнениям рознь. Потому свой ответ на этот вопрос разделю на две части.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments