a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

СПОРНОЕ ТОЛКОВАНИЕ № 6. Полуночный друг

Существует множество подходов к толкованию притч Иисуса Христа. К примеру, одни говорят, что Иисус, рассказывая их, хотел донести до своих слушателей какую-то конкретную мысль (любовь Бога, важность искреннего покаяния, настойчивости в молитве и т.д.), поэтому в притче следует обращать внимание именно на один вполне определенный смысл. Другие призывают искать символическое значение в каждом слове Иисуса. Третьи говорят о «многослойности» Слова Божьего, признавая возможность извлечения из текста Священного Писания нескольких смыслов, и т.д. В качестве примера разнообразия понимания притч можно привести следующее толкование Феофилакта Болгарского одной известной библейской истории.
Лк.11:5-10 «И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
               6             ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
               7             а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
               8             Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
               9             И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
               10           ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят»
Господь, научая нас молиться неленостно, сказывает притчу и пример. Что же означает притча? «Полночью» называет последние дни жизни, которых когда достигнут люди, начинают сочувствовать добру и устремляются к Богу. Ибо Он есть друг, любящий всех и всем желающий спасения (1Тим.2:4). Итак, многие «в полночь», то есть в конце жизни, приходят к Богу как другу и говорят: «дай три хлеба», то есть веру в Троицу; ибо «зашел... друг», то есть Ангел, вземлющий душу. Впрочем, и всякий Ангел есть друг, как и Господь говорит, что радость бывает на небе о спасении человека (Лк.15:10).
«Дети», покоящиеся «на постели», суть люди, обратившиеся и потому сделавшиеся чадами Господа и удостоившиеся покоиться вместе с Ним.
«Неотступностью» называет усиленную и продолжительную молитву с терпением.
Разумей и иначе, именно:под «полночью» разумей силу и средину искушений. Ибо всякое искушение есть ночь, а средина искушений, без сомнения, — полночь. Итак, когда кто находится в средине искушений, тот приходит к любящему нас Богу и говорит: «дай мне взаймы три хлеба», то есть спасение тела, души и духа. Ибо искушения угрожают опасностью сим трем. Кто же «друг», зашедший с дороги? Без всякого сомнения, Господь, испытывающий нас в искушениях и желающий вкусить наше спасение. Впадший в искушения, не в силах будучи сам по себе противостать им и оказать прием Господу, не имеет, что предложить Ему.
«Запертые двери» означают то, что мы должны быть готовы прежде искушений, а когда впадем, тогда дверь к приготовлению уже заперта, и мы, оказавшись неготовыми, потерпим опасность, если Бог не поможет. «Дети» суть (поскольку прежде обратились) те, кои чрез добродетель сделались сынами Божиими, возлежат и почивают в Боге.

Источник: Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки.

Хотелось бы услышать ваше мнение, друзья: насколько допустимы такие широкие трактовки Слова Божьего?
Tags: молитва, притча, спорное толкование
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments