Ученые впервые сумели создать жизнь из неживой материи.
Искусственные организмы сулят человечеству промышленную революцию или полное уничтожение.
Ничто не двигает науку быстрее, чем стремление ученых повторить библейское чудо – вдохнуть жизнь в горстку «праха земного». Средневековые попытки алхимиков вырастить из спермы гомункулуса сменились еще более безумной затеей современных генетиков – создать живое из неживого.
Невероятно, но американцу Крейгу Вентеру это удалось. В мае академический журнал Американской ассоциации содействия развитию науки Science описал, как взяв четыре пузырька с химреактивами, генетик «склеил» жизнеспособный синтетический геном простейшего организма – бактерии, впервые вручную создав искусственную жизнь.
Первая синтетическая клетка – Синтия, как нарекли свое детище ученые из Института генетики им. Крейга Вентера, - на самом деле искусственная лишь наполовину. Рукотворный в ней только носитель наследственной информации – геном.
Коллеги Вентера потратили 15 лет работы и $ 40 млн, чтобы разложить на «запчасти» - нуклеотиды – природный геном простейшего живого организма, бактерии Mycoplasma mycoides, возбудителя пневмонии у коров. Его оцифровали на компьютере, а затем с помощью химреактивов воссоздали точную синтетическую копию. Когда синтезированный геном вживили живому микробу совсем другого вида, Mycoplasma capricolum, паразитирующему на козах, - он не только прижился, но и полностью подчинил себе чужую клетку. Под его давлением та полностью переродилась в новый вид и наплодила колонию себе подобных мутантов.
Это значит, что в ближайшем будущем человек научится синтезировать совершенно новые, не существующие в природе организмы. И запрограммирует их на выполнение нужных ему задач.
Такой научный прорыв чреват новой промышленной революцией. Армии бактерий, подобно микроскопическим роботам, будут производить биотопливо, поглощать СО2 и ликвидировать последствия катастроф. А со временем ученые сумеют вырастить и более сложных существ, включая человека.
Рассчитывают на биогенетиков и фармацевты с медиками в надежде, что синтетические организмы станут панацеей от болезней. Через четверть века ученые обещают создать биосенсоры – вживленные в тело, они будут уведомлять об отклонениях в работе организма и болезнях и подбирать препарат. Вместе с ними грядут интеллектуальные антибиотики, которые будут следить, чтобы вирусы в организме не мутировали и не адаптировались. А если это произойдет, смогут тут же самостоятельно модифицироваться.
Большие надежды на бактерии возлагают создатели новых материалов. Профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско Кристофер Войт работает над синтезом золотой шелковой паутины, которую плетут мадагаскарские пауки, - уникально прочной и легкой нити. Другие ученые пытаются воспроизвести ДНК моллюсков, чтобы создать материал, по свойствам аналогичный их прочным раковинам. Уже в ближайшие десять лет генетики обещают явить миру и совершенно новые материалы для авто- и авиаиндустрии.
Однако многих покушение на тайну бытия пугает. Эксперты обвиняют Вентера в том, что, заигравшись в Бога, он готов приподнять крышку ящика Пандоры и подвергнуть опасности планету. Любая благая инициатива может возыметь обратный эффект: вместо нефтяного пятна, в борьбу с которым вступят микроорганизмы, человек рискует получить гораздо более опасное бактериальное заражение. Никто не поручится, что полчища его синтетических «детей» не выйдут однажды из-под контроля и не поглотят все живое или не окажутся новой «ядерной бомбой» в руках террористов, рассуждает профессор этики научных исследований оксфордского университета Джулиан Савулеску.
«Это небывалый риск», - говорит ученый, призывая сначала оценить безопасность экспериментов и этичность попыток раскрыть саму тайну сотворения жизни.
По материалам статьи: Елена Трибушная. Игра в Бога // Корреспондент. – 2010. - №21. – С.42-44.