a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

МЕНДЕЛЬСОН – КОМПОЗИТОР и ХРИСТИАНИН

Сегодня – день рождения Я́коба Лю́двига Фе́ликса Мендельсо́на Барто́льди – известного немецкого композитора, пианиста и дирижера. Кроме всего прочего, именинник был также искренним христианином, о чем пойдет речь ниже.

Феликс Мендельсон родился в 1809 г., в год смерти Гайдна и за год до рождения Шопена. Богатство и роскошь окружали Мендельсона со дня его рождения, чего были лишены многие композиторы. Одно лишь омрачало его судьбу - он родился евреем. Его дед, Моисей Мендельсон, вошел в Берлин в 1743 г. в ворота, через которые впускали скот, так как евреям запрещалось пользоваться главным входом. В книге регистрации тех дней сохранилась запись: "Сегодня через ворота пропустили шесть волов, семь свиней, одного еврея". Шесть лет понадобилось Моисею, чтобы стать популярным берлинским писателем и философом. Его старший сын, Авраам Мендельсон (отец Феликса), стал банкиром. Как еврей, проживающий в Берлине, он считался бесправным, поэтому он всячески скрывал свое богатство и хранил его в стенах простого дома. Он очень беспокоился за судьбу своих детей.
Как-то в детстве Феликс вернулся вечером домой из певческой школы, горько плача. Подбежав к отцу, он рассказал, как дети насмехались над ним, когда они исполняли песнопения "Страсти по Св. Матфею". Они кричали: "Посмотрите на этого еврейского мальчика, поющего Христу!". Услышав все это, отец тут же принял решение. На следующий же день он повел своих детей в лютеранскую церковь, где с помощью нескольких капель воды их окрестили в христианскую веру, признаваемую государством. Таким образом родители, не будучи верующими, прибегли к защитной мантии христианства.
Музыка завоевала сердце Феликса, когда ему было всего лишь шесть лет, а в девять лет он уже мог давать публичные фортепианные концерты. В десять лет он начал сам сочинять музыку и за восемнадцать месяцев написал около пятидесяти сочинений. Самым замечательным событием его юности было выступление перед знатоками музыки Германии, которые дали его игре самую высокую оценку. Мендельсону было тогда двенадцать лет.
Феликсу было шестнадцать лет, когда его отец решил купить один из самых красивых особняков в Берлине, который утопал в зелени роскошных лужаек и садов. Именно здесь у Мендельсона зародилось первое его музыкальное произведение, имевшее большой успех - "Сон в летнюю ночь".
В те годы Мендельсон, как и все его молодые богатые друзья, жил настоящим. Они процветали, льстили друг другу, гордились, проводили время в развлечениях, надеждах и стремлениях к лучшему. Но какая цель была за всем этим? Его семья перешла из иудейства в христианство, но ни его отец, ни мать не верили в новую веру больше, чем в старую. Даже различные знаменитые богословы, посещавшие их семью с тем, чтобы поразвлечься с отцом, казалось, были более заинтересованы в том, чтобы опровергнуть христианство, а не утвердить в следовании по этому пути. В Германии тогда было модным высмеивать богодухновенность и авторитет Библии.
У Феликса начался период духовных поисков, в ходе которых он познакомился с музыкой Баха. Один из друзей Мендельсона упомянул, что музыка Баха сухая и механическая, и Феликсу пришлось организовать хор из шестнадцати голосов, чтобы доказать ему обратное. У него появилось благоговейное отношение к "Страстям по Матфею", и ему очень хотелось, чтобы это произведение было исполнено в Берлине. В 1829 г. отмечался столетний юбилей со дня написания этого произведения, и появилась прекрасная возможность исполнить его. По такому поводу с помощью своего друга, певца Эдварда Девриена, Феликс создал оркестр и хор из 400 певцов. Исполнение было встречено бурными аплодисментами со стороны берлинской публики. Мендельсон же прочувствовал произведение не просто с музыкальной и драматической точки зрения. В нем появилось глубокое преклонение перед самой духовной сутью этих "Страстей", что и привело его к вере в страдания и смерть Христа как искупительную жертву за грехи человека. Он твердо поверил в богодухновенность и непогрешимость Слова Божьего.
Через некоторое время молодому композитору было предложено сочинить что-либо к празднованию трехсотлетней годовщины Аугсбургского вероисповедания Лютеранской церкви. Это предложение пришлось ему по душе, и он начал изучать жизнь Лютера. Он был глубоко потрясен, читая о духовных исканиях реформатора. Неудачная попытка Лютера найти Бога в стенах монастыря, его открытие того, что Бог открывает Себя сокрушенным сердцам чрез веру во Христа, драматическое переживание Лютера при обращении его к Богу и его высокие достижения, сделанные при содействии Божьем - все это глубоко запало в душу Мендельсона. Его переживания нашли отражение в симфонии Реформации, в самой сильной части которой содержится парафраз гимна Мартина Лютера "Твердыня наша вечный Бог". Позднее он всегда имел при себе копию гимна Лютера, что служило ему духовной помощью и ободрением.
С появлением Итальянской симфонии слава Мендельсона еще более возросла, и он поднимался все выше и выше, испытывая творческое удовлетворение и успех. Но внезапно для него наступили дни горького разочарования в жизни, когда престижная музыкальная академия в Берлине отказала ему в назначении на должность нового директора. Невзирая на искания Бога, Мендельсону стало ясно, что в этом мире он еще держится за очень многое, и ему слишком трудно перенести такой удар по своему самолюбию. Он покидал город своего детства подобно подстреленному оленю и принял назначение на должность генерального директора музыкального театра в Дюссельдорфе.
Все эти обстоятельства послужили во благо его души. Его отвергли в Берлине, и он извлек из этого урок - не собирать сокровище на земле, а его работа в театре открыла ему глаза на то растление и разложение, которые способствуют приобретению этих сокровищ.
Публика, привыкшая думать о Мендельсоне как о романтической фигуре, с энтузиазмом отреагировала, когда он в возрасте двадцати восьми лет женился на Цецилии Жанрено, семнадцатилетней прекрасной и застенчивой девушке. Цецилия была дочерью пастора и разделяла христианские взгляды Феликса, и их брак стал известен как один из самых счастливых браков века. Почему в этот период своей жизни он начал писать музыку на слова 41 псалма - "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже"? Может быть, потому, что блистательный круг его молодых друзей, центром которого он являлся, презирал его религиозные убеждения и высмеивал его очевидную любовь к Спасителю? "Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: "Где Бог твой?".
Мендельсон убедился, что человек может быть одиноким в этом людном мире. В этот период он начал осмысливать путь пророка Илии, отвергнутого всеми, и эту тему он избрал для своей последующей работы. В своем письме к другу он назвал пророка Илию "сильным, ревностным, сердитым и мрачным по отношению к оппозиции, массам, а в действительности и ко всему миру".
Когда Фредерик Вильгельм IV вступил на престол Пруссии, в числе своих первых мероприятий он предпринял действия по организации Национальной академии искусств и убедил Феликса Мендельсона стать в нем директором Музыки. Именно для получения этой должности его пригласили на прием к королеве Виктории и принцу Альберту в Букингемский дворец. Принц особенно пожелал, чтобы он испытал недавно установленный во дворце новый орган. Мендельсон проигрывал на нем отрывки из "Св.Павла" и, к своему удивлению, обнаружил, что королева и принц подпевают ему. Они провели за игрой и пением дольше предполагаемого времени, и на прощанье королева подарила композитору один из своих перстней в знак признательности и любви.
Прежде чем была завершена работа Мендельсона над "Илией", он написал еще несколько духовных сочинений и псалмов, включая всемирно известный "Гимн хвалы" и английский гимн "Услышь мою молитву". "Илия" произвел громадное драматическое впечатление на многих, но не все были довольны. Мендельсон подвергся тяжелым нападкам за свои верования в авторитет Библии и ее историческую точность. Как он, так и его помощник-пастор были выставлены на осмеяние за то, что полностью игнорировали взгляды либеральных богословов.
Мендельсон стремился через свое хоральное произведение выразить библейский взгляд на мир. Когда во время своего десятого и последнего посещения Англии сэр Юлий Бенедикт спросил его, какой отрывок из Ветхого Завета он ценит более всего, Мендельсон открыл Библию и прочитал: "Суета сует, все суета. Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? ...Все вещи в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это уже было в веках, бывших прежде нас". И со вздохом композитор добавил: "Кто бы мог переложить это на музыку?".
Во время своего последнего посещения Англии композитор, по личной просьбе королевы Виктории, дирижировал исполнением "Илии" в Лондоне. В конце выступления принц Альберт передал ему программу, на которой было написано: "Благородному художнику, который, несмотря на окружение почитателей Ваала обесцененного искусства, оказался благодаря своему гению и умению, в состоянии сохранить верность служения истинного искусства Великому Творцу, подобно еще одному Илии. Тому, Кто открывает нам единство Своего познания через всю тайну творения... с благодарной памятью подписано Альбертом".
Столь высокая королевская оценка была написана в мае 1847 г., когда Мендельсону было тридцать восемь лет. Спустя шесть месяцев великий композитор скончался в Лейпциге в расцвете сил после внезапной болезни, как и было им самим предсказано.

Источник: Питер Мастерс. Люди высокой цели.
Tags: биография, музыка, христианство в действии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments