a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

ТУРИЗМ как ФЕНОМЕН ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНА

Известный британский социолог Зигмунт Бауман в работе «От паломника к туристу» [Бауман З. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133−154.] рассматривает феномен туризма в контексте проблемы идентичности современного человека. В то время как фигура паломника выступает у З. Баумана метафорой жизненной стратегии модерна, постмодерн воплощают собой метафорические фигуры фланера, бродяги, туриста и игрока, движимые неприятием ко всякой привязанности и фиксированности. Они выступают одновременно и как социальные типы и как стили жизни.
Рассмотрим фигуру туриста. В ней находят отражение сущностные характеристики отношений постмодерна: фрагментарность и прерывность, узость охвата и целей, поверхностность. Турист выступает типажом, туризм – социальным феноменом, несущим в себе следующие две черты эпохи постмодерна, которые отчасти противоречат друг другу, отчасти взаимообусловливают друг друга. Это, с одной стороны, стремление к необычному, к экзотике, к выходу за пределы обыденного. В то же время в мире туристического бизнеса и институционализированных форм туризма (турагентств, туроператоров, туристических маршрутов и рейсов) массовый туризм приобретает такие качества, как стандартизированность, предсказуемость, искусственность и поверхностность.
Турист находится в движении, им движет цель – получить новые переживания; турист сознательно и систематически ищет приключений, новых впечатлений, чтобы отойти от того, что давно знакомо, привычно. Этому весьма способствует тот факт, что современный мир открыт. Благодаря развитию транспорта и средств коммуникации на нем практически не осталось «белых пятен» и недоступных мест. Турист ищет погружения в неизведанную для себя атмосферу – при условии, что погружение это носит временный характер и данную экзотическую атмосферу можно «стряхнуть» с себя в любой момент. Экзотика может быть явлена в виде климатических, визуальных, культурных различий: попасть в необычные природные условия, увидеть непохожий на привычный мир, познакомиться с тем, «как живут люди» в других странах, попробовать экзотические блюда и т.п.
С этим связана распространенность приключенческого, а иногда и экстремального, туризма: в туристические приключения «заложен» выход за рамки обыденной рутины. Экстремальный приключенческий туризм – это «охота за открытиями», связанная с преодолением препятствий. Здесь можно вспомнить цикл британских телевизионных программ (2002−2006 гг.), показанных по каналу «Культура»: «Джунгли всерьез», «Арктика всерьез» «Амазонка всерьез», «Пустыня всерьез». Каждая программа представляет собой многосерийное реалити-шоу для школьников. Группа подростков (в сопровождении команды специалистов и медиков) на несколько недель отправляется в научные экспедиции в дикие первозданные места планеты. Участникам экспедиции приходится жить в экстремальных условиях: в палатках при пятидесятиградусном морозе, передвигаясь на собачьих упряжках и пешком, справляться с дезориентацией во времени (Арктика), обходиться без нормальной кровати и еды, чистой воды, сухой одежды в условиях жары и почти стопроцентной влажности, обилия москитов и пауков (джунгли, Амазонка), жить в палатках среди песков, при сорокаградусной жаре, перемещаясь пешком и на верблюдах (пустыня). Но подобные виды туризма скорее представляют собой крайний вариант для тех, кто хотел бы испытать себя. Для массового потребителя туристических услуг имеются другие, не столь трудозатратные и более комфортные возможности испытать «острые ощущения». Например, входят в моду плавательные бассейны с хищными животными, такими как акулы или полярные медведи (между людьми и животными прозрачная стеклянная перегородка либо человек защищен от хищников металлической клеткой) и т.п. Также можно вспомнить такой экзотический вид туризма, доступный пока лишь исключительно богатым людям, как космический туризм.
Турист выбирает атмосферу для погружения, с одной стороны, «поэкзотичнее», с другой стороны, «побезопаснее». В туристском мире все странное уже приручено, одомашнено и больше не пугает либо пугает лишь «понарошку». Стремление к экстриму причудливо сочетается со стремлением к безопасности, что придает миру видимость безграничной покорности, готовности угодить прихотям туриста. Этот мир принимает форму по желанию туриста, его делают и переделывают, думая лишь об одном: чтобы турист мог взбодриться, получить удовольствие, развлечься.
Для туриста характерно восприятие мира как набора достопримечательностей. З. Бауман обозначает это как эстетизацию мира, сугубо эстетическую организацию пространства, которая отличается тем, что в качестве ориентиров и точек соотнесения выбираются не признаки и качества, присущие организуемым объектам, а атрибуты организующего субъекта (интересы и стремление к удовольствиям). Сами объекты и их содержание потеряли значение, волнует лишь то, насколько они «занимательны». Увиденные мельком, мимоходом, поверхностно объекты никогда не воспринимаются как самостоятельные сущности.
Размышляя над этим, Александр Дугин называет туризм одним из «самых инфернальных занятий» современного человека. Турист – человек заведомо поверхностный и легковесный, поскольку едет в любую страну для чего угодно, но только не для того, чтобы познакомиться с нею. Если рассмотреть организацию туристического бизнеса в наиболее популярных курортах Турции, Египта, Туниса, то можно видеть, что в них все искусственно создано «под отдых», все принципиально искусственно. «Человек, отправляясь в туристическую поездку, гарантировано никогда не попадет в ту страну, штамп о прибытии в которую ему тиснут на таможне. Он попадет в другую страну, созданную специально для него, которую он, собственно, и хотел бы видеть… Чтобы туристу было комфортно, он повсюду должен сталкиваться с тем, к чему привык» [Дугин А.Г. Туризм – развратное зло. URL: http://www.youtube.com/watch?v=S9zKBk6NfQQ].
Туристу показывают не то, что есть, и часто даже не совсем то, что он хочет – ему покажут то, что соответствует этим принципиальным и постоянно воспроизводящимся стереотипам. Так, в России туристы ожидают увидеть диких медведей и северных оленей на заснеженных городских улицах. Приезжая в Москву, они действительно видят медведей на улицах и цыган на тройках, в Санкт-Петербурге дам в вуалях на санях, в Китае драконов и фейерверки. При этом турист никогда не может быть уверен, показывают ли ему «подлинные» достопримечательности или «подделку» («имитацию»). В современном Иерусалиме вам покажут многочисленные места, связанные с пребыванием Иисуса Христа (помещение, где якобы проходила Тайная вечеря, дерево, о котором он рассказал притчу ученикам и т.п.) – при этом никакой исторической достоверности у подобных утверждений нет.
Современный туризм представляет собой сложный ритуал со своим жестко разработанным сценарием, который описывается формулой «must see» различных гайдов и путеводителей. Почему же турист предпочитает симуляцию жизни, стремится оказаться на пляже, в отеле, одном из тех, что одинаковы во всем мире? Что же делает туристический опыт столь привлекательным?
А. Б. Фенько выделяет 2 основные причины этого.
1. Главная цель туриста − укрепление собственной идентичности. Важнейшим элементом современной жизни стало убеждение, что путешествия и отпуска необходимы. Туризм можно рассматривать в качестве статусного признака и одного из основных компонентов социальной идентичности среднего класса. Проведение отпуска вдали от дома становится не просто одним из возможных видов отдыха, а социальной нормой, обязательной для исполнения.
2. С точки зрения антропологии можно рассматривать туристические поездки современного человека в качестве светского эквивалента священных празднеств, выполняющих функцию демаркации времени. В традиционных культурах они разделяли время на два периода − сакральное время праздника и профанное время повседневных обязанностей. Для современного человека время тоже делится на повседневную жизнь, полную забот и тягот («сфера необходимости»), и время отдыха, который обычный человек покупает ценой долгих месяцев напряженного труда («настоящая жизнь», «сфера свободы»). «Настоящая жизнь» характеризуется бегством: из мира бессмысленной офисной рутины − в волшебный мир захватывающих испытаний, от взрослой ответственности − в мир детской свободы и спонтанности. Поэтому отпуск можно рассматривать как празднично-карнавальный период временного снятия многих социальных табу, потакания себе и исполнения желаний [Фенько А.Б. Туризм как показатель социального статуса // Социс. 2007. № 2. С. 124–131.].
Таким образом, можно констатировать, что современный туризм выполняет ряд чрезвычайно важных функций в жизни человека эпохи постмодерна. Он представляет собой отнюдь не только форму досуга и рекреации, но выступает и как показатель социального статуса, способ конструирования идентичности, а также выполняет определенные экзистенциальные функции.

Источник: Филиппова Е.В. Туризм как феномен эпохи постмодерна // Теория и практика общественного развития. – 2013. - №1.
Tags: туризм
Subscribe

  • ЭЛЕМЕНТЫ РЕЛИГИОЗНОГО КОМПЛЕКСА

    Религия является особой сферой жизни человека. Ее основным признаком, отличающим религиозное от не- или внерелигиозного, является наличие…

  • КАК НАМ ЖИТЬ ВМЕСТЕ ?

    Что делать, если у верующих вера разная? Что делать, если постоянно сталкиваешься с глупым или расчётливым оправданием зла? И не где-то в…

  • КЛАЙВ СТЕЙПЛЗ ЛЬЮИС

    Дать определение деятельности Клайва Стейплза Льюиса практически невозможно. Он был не просто писателем, теологом или академиком. Он искренне любил…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments