a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Categories:

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ИНДИВИДУУМА или СОЦИАЛЬНАЯ РЕФОРМА ?

Народ Божий облечен миссией свидетельствовать тем, кто находится вне Царства, и поддерживать общение с теми, кто в нем. Однако не утихают споры о сути и форме этого свидетельства. Должны ли христиане призывать неверующих к покаянию и внутреннему преображению, которое следует за принятием веры? Или же понятие духовной свободы точнее сформулировано современным богословием освобождения, которое требует также ликвидировать социальное и экономическое неравенство и восстановить права различных эксплуатируемых и угнетаемых групп населения? Хотя и та, и другая крайность имеют своих сторонников, истина, вероятно, лежит где-то посередине. На основании притч мы можем отстаивать по меньшей мере четыре принципа.
1. Царство Божье не осуществится вполне, пока люди не вступят в истинные отношения с ним, однако подлинное ученичество выходит за рамки индивидуального благочестия: оно стремится поразить зло во всех видах, в каких оно только проявляется, в мире, то есть индивидуальное, социальное и политическое зло.
Притчи ярко иллюстрируют двойственную природу Царства. Молитва мытаря — классический образец покаяния («Боже, помилуй меня, грешного» — Лк.18:12), но фарисей в той же самой притче осужден за высокомерие по отношению ко всем, кого он считает «ниже» себя. Блудный сын также готов исповедать свои грехи, но отец принимает его с такой горячностью, что сын не успевает даже договорить до конца свое признание. Кульминация притчи сосредотачивается не на необходимости покаяния для очевидного грешника, а на обязанности «праведного»: не считать кого-либо заведомо ниже себя.
В притче о двух сыновьях Иисус ясно дает понять, что исполнение важнее обещания; исповедание веры бессмысленно без сопутствующих дел послушания (Мф.21:28-32). Большинство притчей шокируют первоначальную аудиторию именно потому, что настаивают на позитивном приятии отверженных Израиля. Бог становится на сторону бедных (Лк.16:19-31), вдовы (Лк.18:1-8), мытаря (Лк.18:9-14) и блудницы (Лк.7:41-43) против религиозной элиты, которая считает себя вправе пренебрегать этими категориями людей.
Более того, Иисус намекает на последующее приятие язычников в Царство Божье (Мф.21:43, Мк.4:32, Мф.13:37). Он делает героями своих притчей представителей низших и презираемых слоев общества — женщин, пастухов (Лк.15:1-10). В притче о добром самарянине Он не только выводит в качестве положительного героя наиболее ненавистного евреям человека, но и предлагает образец всеохватывающего сострадания к физическим потребностям человека, без которого немыслима полномасштабная картина Царства. Маршалл приходит к выводу, что учение о Царстве начинается с личного преображения, но с необходимостью приводит к социальным действиям. «Таким образом (Царство) становится символом надежды для всех, подавляемых обществом».
Какого рода поддержку должен народ Божий оказывать социально обездоленным?
2. С другой стороны, в притчах Иисуса, да и вообще в его учении, мы не находим никаких призывов к насильственным, революционным действиям, которые в лучшем случае приводят к замене одного зла другим. Иисус недвусмысленно отвергает «путь зелотов», а вместо этого велит своим последователям молиться, чтобы Господь исправил несправедливость (Лк.18:1-8). Отмщение принадлежит Господу, и попытка взять его в свои руки означает покушение на власть Бога. Вновь и вновь притчи подчеркивают, что окончательное исправление неправды мира сего не наступит до Судного дня.
Вступление к притче о богатом глупце («Кто поставил Меня судить или делить вас?» — Лк.12:14) предполагает, что даже сам Иисус отказывался вмешиваться в мирские распри о власти и богатстве.
3. Но опять же, настойчивая вдова продолжает взывать к корыстному судье с упорством, которое вынуждает его, наконец, проявить справедливость. Поскольку все земные власти - от Бога (Рим.13:1), народ Божий вправе использовать любые ненасильственные средства (лишь бы не вступать в какой-либо греховный компромисс) и с их помощью исправлять общественные пороки.
Собственное служение Иисуса представляет тот образец помощи и поддержки нуждающимся, которому должны подражать все христиане. Однако Иисус не только оказывал индивидуальную помощь по мере необходимости, — Он пророчески обличал грехи могущественных людей своего времени. Христианин обязан и сегодня с такой же откровенностью заступаться за угнетенных и отверженных, требуя от властей мира сего более ответственного и сострадательного поведения. Народ Божий не может рассчитывать, что образ жизни Царства распространится за пределами общины почитающих Господа, но они могут представить этот образец для других и способствовать созданию таких общественных структур и проведению такой политики, которая отражала бы попечение Бога о социальной справедливости.
Чоан-Сенг Сонг четко и выразительно решает эту проблему с позиции страдающих христиан Азии. Обсуждая притчу о виноградарях (Мф.20:1-16), Сонг поясняет, что Царство Божье — «это сила, которая творит добро, проявляет милосердие и воплощает любовь». Поскольку бедные люди испытывают больше неудовлетворенных потребностей, им отводится особое место в Царстве: Бог стоит на их стороне, признает их своими, защищает их права. Словом и делом Он показывает, что главное в его служении — превратить власть, угнетающую и эксплуатирующую бедняков и бессильных, во власть, которая будет защищать их и о них заботиться. Здесь Иисус неизбежно вступает в конфликт с институтами и структурами политической мирской власти.
С такой же позиции раздается голос из Африки: «Режим (то есть Царство), которое описывает Иисус, существует не эфемерно в облаках, но принимает форму жизни и общества, которое строится здесь и сейчас на основах свободы, справедливости и братства». Этот «режим» не сводится к Церкви. «Итак, Царство Божье реально присутствует среди нас всюду, где люди позволяют Духу Божьему руководить своей жизнью и где миротворцы и алчущие, и жаждущие правды трудятся во имя Господне».
4. Вероятно, наиболее неожиданный урок, который мы извлекаем из притчей, задавшись вопросом о роде социальной справедливости, во имя которой должны бороться христиане, - это открытие, что Бог чрезвычайно интересуется проблемами экономического неравенства. Хотя богатый глупец и богач, отказывавший в помощи Лазарю, осуждены не за свое богатство как таковое, очевидно, что отказ поделиться излишками с другими людьми наиболее откровенно демонстрирует отсутствие истинных отношений с Богом (Лк.12:16-21; 16:19-31).
И напротив, несправедливый управитель удостоился похвалы за ловкое распоряжение деньгами, поскольку сумел помочь другим (а заодно и самому себе!), хотя бы и на материальном уровне (Лк.16:8). Похвалив этого управителя, Иисус высказывает сожаление о том, что его последователи не обнаруживают такой же мудрости, используя свое имущество на дела милосердия и духовного поиска (ст. 9). Если они не научатся распоряжаться деньгами, вряд ли сумеют распорядиться и сокровищами духовными (ст. 10-12)! И наконец: деньги — главный соперник Бога в борьбе за души людей (ст. 13).
Из этих текстов нельзя вывести последовательную экономическую систему. Скажем, доверив своим слугам различные суммы, хозяин затем хвалит их за удачное капиталовложение (Мф.25:14-30, ср. Лк.19:11-27), хотя обсуждавшиеся выше тексты предполагают, что правильнее всего попросту раздать все имущество или часть его. Однако заблуждаются и те, кто находит в Евангелиях проповедь капитализма, и те, кто превращает Христа в провозвестника социализма. Иисус вовсе не подвергает сомнению трудовую этику обступивших его крестьян и не говорит, что они слишком мало места оставляют в своих расчетах суверенной власти Бога. Христиане могут жить праведно при любой экономической системе, но только с тем условием, что свои личные ресурсы они будут использовать согласно Писанию.
Облегчение материальной нужды и физических страданий — ключевой аспект Царства Божьего, но к этому его правление не сводится. Эндрю Керк хорошо формулирует систему ценностей Царства:
Царство воплощает Божий замысел создать для людей новую жизнь, сделав возможными новый вид человеческого общества, новые семьи и группы людей. В нем сочетается возможность личных отношений с Иисусом и ответственность человека за то, чтобы разумно управлять природой в целом; ожидание глубоких перемен здесь и сейчас; реалистичное осознание того сопротивления, на которое наталкиваются Божьи замыслы; сотворение новых человеческих отношений и окончательное освобождение Богом всей природы от греха и тления.
Итак, сегодня борьба за Царство включает устранение социальной несправедливости — аспект, о котором христиане часто забывают. Вместе с тем, установление Царства отнюдь не сводится к такого рода социальной программе, как предполагают некоторые лозунги.

Источник: Бломберг К. Интерпретация притчей / Пер. с англ. (Серия «Современная библеистика») — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. — 380 с.
Tags: Христос, Царство Небесное, деньги, притча, справедливость, христианство в действии, экономика
Subscribe

  • ПОИСК ЯЗЫКА БОГА

    Прошедшее столетие ознаменовалось беспрецедентным пересмотром наших представлений о Вселенной в целом ряде аспектов. Принадлежащая Эйнштейну…

  • БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА РЕЛИГИИ

    Экстремизм и фанатизм, ведущие к несправедливости и угнетению, – постоянная угроза в любой группе верующих. Для христиан противоядием от нее…

  • ТРИ АРГУМЕНТА ПРОТИВ ХРИСТИАНСТВА

    «По-моему, ни в одной религии не найти такого множества фанатиков и лицемеров, – утверждала Хэлен, изучающая право. – На свете…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments