a_lex_7 (a_lex_7) wrote,
a_lex_7
a_lex_7

Category:

БЕРЕГИСЬ ЛЖЕИМЕННОГО ЗНАНИЯ

1Тим.1:3-7 «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному
               4             и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.
               5             Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры,
               6             от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,
7             желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают»
1Тим.6:20-21 «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры»
Такими словами Павел начинает и завершает свое 1-е послание к Тимофею. Одной из причин написания этого послания является тот факт, что в эфесской церкви начались те проблемы, о которых Павел предупреждал пресвитеров этой церкви еще до своего ареста:
Деян.20:29-30 «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою»
Мы видим, что после того, как сатане на Голгофе было нанесено сокрушительное поражение, его тактика существенно изменилась. Самое опасное его оружие во времена Церкви – не то, которое воздействует на Церковь извне (бесноватые маньяки, гонения за веру и т.п.), а то, которое действует изнутри. К последнему, среди прочего, относится «лжеименное знание». Что это такое?
Прежде всего, «лжеименное знание» следует отграничить от ложного знания. Ложное знание не имеет основания в Священном Писании. Например, среди цыганского народа существует поверье, что во время распятия Христа на Голгофе находился некий цыган, который, желая воспрепятствовать казни Христа, украл у римских воинов один из гвоздей, которыми прибивали Христа. Из-за этого ноги Иисуса были прибиты одним гвоздем. За эту попытку, этот своеобразный «акт милосердия» по отношению к Христу, Бог якобы разрешил цыганам не соблюдать заповедь «не кради». Понятно, что эта история абсолютно ложна и не имеет никакого отношения к реальным событиям. В отличие от этого, лжеименное знание более тонко, оно опирается на Библию.
С проявлениями лжеименного знания неоднократно сталкивался Иисус во время своей земной жизни. Вот один из примеров.
Мф.23:23-24 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!»
Здесь мы видим один из «механизмов» возникновения лжеименного знания, а именно: когда главное и второстепенное меняются местами. Фарисеи особое внимание уделяли учению о десятине и субботе, но забывали «важнейшее в законе: суд, милость и веру». Таким образом происходит «оцеживание комара и поглощение верблюда».
Какие еще существуют варианты возникновения лжеименного знания? Несколько таких вариаций содержится во 2-й главе Послания к Колоссянам.
Кол.2:4 «Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами»
Здесь речь идет о том, что некоторые служители могут использовать «вкрадчивые слова», т.е. говорить то, что приятно слушать нашей плотской природе. При этом ораторское искусство, красноречие применяется для того, чтобы увести людей от здравого библейского учения. Какова цель? Как мы прочитали выше, в Деяниях, «из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян.20:30). Здесь мы видим жажду славы, личные амбиции отдельных служителей.
Кол.2:8 «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу»
Очень часто можно наблюдать смешивание учения Христа с иными философиями, восточными мистическими учениями и т.п.
Самую большую проблему для раннехристианской Церкви представляло еретическое движение гностицизма. Его название происходит от греческого слова «гносис», что значит знание. Гностики заявляли, что у них имеется сокровенное знание, которому Господь учил Петра, Иакова и Иоанна после воскресения. Людей они делили на «духовных» («пневматики»), «душевных» («психики») и «плотских» («соматики»). Первым доступно сокровенное знание, вторым – только вера, а третьи порабощены вещественными началами мира и вообще не выходят за пределы чувственной сферы.
Гностики учили, что материальный мир создан низшим божеством – демиургом. Материя рассматривается ими как греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению.
Ко Христу гностики относились с уважением, благодаря Его совершенному этическому учению. Но они не могли согласиться с тем, что Сын Всевышнего доброго Бога принял материальную плоть. Они считали, что плоть его не была действительно материальной, а только казалась ею. Слово «казаться» по-гречески произносится «докео». Отсюда понятие докетизма, то есть учения о призрачности тела и телесной жизни Христа. В связи с докетическим понятием о теле Сына Божия, гностики совершенно иначе понимали Его крестные страдания и смерть. Некоторые из них говорили, что страдания Христа были только кажущимися. Другие полагали, что небесный Логос-Христос сошел на человека Иисуса во время крещения в Иордане, а перед Голгофой взошел обратно на небеса, оставив на страдание лишь человека. Были даже и те, кто считал, что вместо Христа страдал и умер на кресте Симон Киринеянин (Мк. 15:21).
Гностики также практиковали различные чудодейственные трюки, такие, например, как превращение вина в кровь. Они пытались добиваться сверхъестественных переживаний с помощью употребления различных стимуляторов. Они много внимания уделяли нумерологии и создали массу фальшивых апокрифических писаний, чтобы произвести сенсацию. Они преподавали учение о переселении душ и т.п.
Довольно спорное положение в среде христианских богословов занимает Ориген (III в.). Для одних он – «первый после апостолов светильник церкви», для других – еретик.
Ориген родился в египетском городе Александрия предположительно в 185 году. Он приобрел глубокие знания в области греческой литературы, но по настоянию его отца, Леонида, в равной мере усердно исследовал и Писание. Когда Оригену было 17 лет, римский император издал указ, согласно которому переход в другую религию считался преступлением. Отец Оригена был заключен в тюрьму за то, что стал христианином. Исполненный юношеского рвения, Ориген горячо стремился разделить участь своего отца – заключенного и мученика. Видя такой настрой сына, мать Оригена спрятала его одежду, вынудив его остаться дома. В письме к отцу Ориген убеждал его: «Держись! Не передумай ради нас!». Леонид остался верен своим убеждениям и был казнен. Его семья осталась без средств к существованию. Но Ориген получил к тому времени достаточно знаний, чтобы преподавать греческую литературу, и смог содержать мать и шестерых младших братьев.
В общем, Ориген был довольно ревностным поборником Церкви Христовой, однако он пытался совместить библейские учения с греческой философией. Ориген в основном опирался на аллегорическую систему толкования Писаний. Он полагал, что в Писании символический смысл любого текста доминирует над его буквальным прочтением. Например, Ориген отмечал, что израильтяне делали принадлежности для храма Иеговы из египетского золота. В этом он увидел аллегорию, оправдывавшую использование греческой философии в обучении христианству. Он считал, что сколь полезны для израильтян были вещи, привезенные из Египта, столь полезной для христианства является греческая философия. Среди спорных положений его учения – мысль о том, что Бог по своей благости в конечном счете спасёт от адских мук не только праведников, но и всех людей, всех демонов и даже самого сатану.
Кол.2:11, 16 «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием ХристовымИтак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу»
Здесь мы видим еще один пример лжеименного знания, заключающийся в законничестве. Призыв христиан к обрезанию и соблюдению других предписаний ветхозаветного закона тоже был большой проблемой ранней Церкви. И это было основной причиной написания Павлом послания к Галатам. Этот вопрос был настолько важен, что Павел, несмотря на слабое зрение, решил написать свое послание собственноручно:
Гал.6:11 «Видите, как много написал я вам своею рукою»
Краткий обзор Послания к Галатам свидетельствует о том, что более всего беспокоило Павла.
Гал.1:6-8 «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,  которое [впрочем] не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема»
Гал.2:15-16 «Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть»
Гал.3:1-3 «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?»
Гал.5:4-5 «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры»
Следующее проявление лжеименного знания:
Кол.2:18 «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом»
Здесь содержится предостережение тем, кто увлекается различными чудесами, видениями, явлениями ангелов, вещими снами и т.п. В качестве примера можно привести упоминаемого в Книге Деяний святых Апостолов Симона волхва.
Деян.8:9 «Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого»
Этот человек даже после того, как он принял крещение и примкнул к христианской церкви, не оставил своего пристрастия выдавать себя «за кого-то великого». Вначале он попытался купить за деньги дар Святого Духа (Деян.8:19), а затем, по некоторым данным, на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил в Тире из блудилища женщину Елену и объявил её творческой мыслью верховного Божества, родившего через неё архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Самого себя он выдавал за этого верховного Бога, как являемого в прошедшем, настоящем и будущем. Применяясь к христианским терминам, Симон Волхв объявил, что он есть «отец»; как Отец, он явился в Самарии в собственном лице Симона; как Сын – в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед распятием; как Дух Святой он будет просвещать язычников во всей вселенной. Есть также некоторые сведения о его неудачной попытке вознестись на небо и ещё более неудачной – воскреснуть из гроба, куда по его требованию ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым.
Наконец, еще одно проявление лжеименного знания мы находим в конце указанной главы:
Кол.2:20-23 «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
               21           'не прикасайся', 'не вкушай', 'не дотрагивайся' -
               22           что все истлевает от употребления, - по заповедям и учению человеческому?
               23           Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти»
Здесь говорится о попытках привнести в христианство крайние проявления аскетизма. Конечно, христианство поддерживает образ жизни, характеризуемый самоограничением, прежде всего в вопросах роскоши, призывает к скромности в быту и т.п. Однако когда человек пытается чрезмерно изнурять свою плоть, заниматься самоистязанием, то это свидетельствует о непонимании им сути евангельского учения, великого дара благодати Божией.
Невозможно перечислить все примеры лжеименного знания, которые были явлены в истории христианства, поскольку их очень много. Поэтому в завершение зададимся вопросом: как нам избежать опасностей лжеименного знания? Выслушаем три совета Апостола Павла.
1) 1Кор.2:12-13 «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным»
Источником нашего духовного знания должен быть не человек, а Дух Святой. Только Он открывает нам истинное, неповрежденное знание библейских истин.
2) 1Кор.4:6 «не мудрствовать сверх того, что написано»
Непререкаемым авторитетом для нас должна быть каноническая Библия – богодухновенное Слово Божие. Все, что не сообразуется со Священным Писанием, должно быть отринуто.
3) 2Тим.1:13 «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе»
Только сочетание здравого библейского учения, открытого нам святыми Апостолами Христовыми, с верой и любовью, является гарантией от заблуждений и лжеучений. Только тому, кто всем сердцем жаждет познать и исполнять волю Божию, кто признает свою полную зависимость от Святого Духа, кто наполняется любовью Иисуса Христа, - открываются глубины христианского учения. Знание без любви очень легко превращается в лжеименное знание. Как пишет Павел, «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор.13:2).
Пусть Господь благословит нас исполняться истинным, неповрежденным знанием Божественных истин и избегать ловушек лжеименного знания, которые в изобилии расставлены вокруг нас сатаной.
Tags: Ориген, Павел, Симон волхв, Христос, вера, ересь, знание, ложь, христианство
Subscribe

  • ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ

    В эти пасхальные дни повсеместно звучат такие знакомые всем нам слова: «Христос Воскрес!» - «Воистину Воскрес!». Эти слова…

  • ПОГЛОЩЕНА СМЕРТЬ ПОБЕДОЮ

    Covid-19, который так быстро разлетелся по всей нашей небольшой планете — чему сопутствовало развитие современного транспорта— сведет в…

  • КРЕСТНЫЙ ПУТЬ

    Шаги Христа, идущего на крест, - Кто их считал, кому их боль знакома? Тот каждый шаг, как скорбный благовест, Летел тревожно над землей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments